Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 14:03, реферат
Целью данной работы я считаю изучение истории развития физической культуры.
Основные задачи:
- расширение своего кругозора;
- накопление и описание факторов из области истории физической культуры
Введение
Основная часть
Основные причины возникновения и развития физического воспитания
Основные этапы развития физической культуры при первобытнообщинном строе
Развитие физической культуры в России
Заключение
Используемая литература
Первая всесоюзная Спартакиада стала важной вехой в развитии физической культуры в России. Страна готовилась шагнуть в первую рабочую пятилетку. В Москве появлялись новые спортивные сооружения.
Процесс развития научно-методических основ физического воспитания и спорта во многом тормозили их чрезмерная идеологизация и политизация. В 30 - 50-е гг. советская физическая культура и спорт становятся частью идеологии тоталитарного режима, их методологической основой провозглашается философия марксизма-ленинизма. Основные усилия науки в СССР были направлены на развитие спорта высших достижений, так как он рассматривался как средство демонстрации преимущества социалистической системы над капиталистической.
В основу системы физического воспитания юношей и девушек был положен комплекс ГТО - "Готов к труду и обороне СССР". Историки московского спорта, рассказывая о комплексе ГТО, обязательно вспоминают братьев Знаменских: самые первые шаги по беговой дорожке у них совпали со сдачей норм этого комплекса.
И начались их удивительные победы над опытными, признанными бегунами! В спорт пришли талантливые самородки, и это было главной особенностью тех лет. Поистине всенародный, массовый размах физкультурного движения в нашей стране начинал приносить плоды рекордами, громкими победами, прославившими на весь мир имена многих спортсменов.
1934 году сборная Москвы выиграла Кубок мира рабочих спортивных организаций, в том же году встретились с лидером профессионального футбола - чехословацкой командой "Жиденице" и победили со счетом 3: 2. В 1935 году в Москве были сформированы команды новых, только что созданных спортивных обществ - "Спартак", "Локомотив", "Буревестник"; игра приобрела огромную популярность.
С прежнем накалом шли состязания по зимним вида спорта, но теперь лыжники и конькобежцы стремились уже к лучшим в мире секундам. Спортсмены демонстрировали свое мастерство не только в традиционных видах спорта. В 1935 году впервые состоялся турнир регбистов. Развивался альпинизм, и столичные горовосходители под руководством братьев Абалаковых штурмовали одну за одной горные вершины. В начале 30-х годов в Москве, в ЦПКиО имени М. Горького, была открыта школа инструкторов по прыжкам на лыжах с трамплина. На Тушинском аэродроме, у западной границы Москвы, тренировались планеристы и парашютисты. Летчики Осоавиахима осваивали высший пилотаж, совершали сверхдальние перелеты - в одном из таких В. Коккинаки установил три международных рекорда в полете по трассе Москва - Севастополь-Москва. В 1937 году в Москве впервые начали проводиться водно-моторные соревнования, массовыми становился автомобильный и мотоциклетный спорт.
В годы Великой Отечественной войны усилия советской системы физического воспитания были направлены на организацию военно-физической подготовки и лечебной физической культуры. Содержание программ по физической культуре всех учебных заведений, комплекса ГТО, "Единой всесоюзной спортивной классификации", деятельность всех физкультурно-спортивных организаций служили решению задач всеобщего военного обучения населения страны. Нормативной основой физической подготовленности в СССР являлась ЕВСК, которая регламентировала выполнение спортивных разрядов и званий по отдельным видам спорта.
В стране, охваченной войной, спортивные традиции не угасали даже в те суровые годы. И если в июне 1941-го не удалось провести намеченные матчи, то в декабре 1941 года в Москве был разыгран кубок по хоккею с мячом, состоялись конькобежные соревнования на Пионерских прудах, прошел шахматный чемпионат на первенство города. В тяжелую весну 1942 года состоялась и традиционная эстафета по Садовому кольцу.
В первое послевоенное лето на улице Горького порой невозможно было войти в троллейбус: болельщики спешили на "Динамо"… Уже в победном 1945 году спортивный календарь Москвы предусматривал состязания по всем видам спорта. Такое внимание, конечно, стало могучим стимулом роста спортивных результатов: за 1945 год было установлено 108 всесоюзных рекордов, из них 13 оказались выше официальных мировых достижений.
Приоритетное развитие после Великой Отечественной войны получил спорт высших достижений, в который вкладывались основные материально-технические и финансовые средства. Он стал своеобразным полигоном соперничества двух идеологических систем - социалистической и капиталистической. В СССР сложилась стройная и хорошо отлаженная система подготовки спортсменов высокого класса, подкрепленная организационно-материальной, методической и научной базой. Противоречие массовой и оздоровительной физической культуры и спорта высоких достижений - основная проблема послевоенного физкультурного движения в СССР.
В период 1932-1988 гг. содержание средств физического воспитания в общеобразовательных школах и других учебных заведениях тесно увязывалось с перечнем контрольных упражнений, входящих в комплекс ГТО. Он был провозглашен программной и нормативной основой советской системы физического воспитания.
Школьные программы предвоенного и военного времени (1932-1945) были полностью сориентированы на военно-физическую подготовку школьников.
В конце 1940-х - начале 1950-х гг. школьное физическое воспитание было переориентировано на спортивную подготовку, так как советские спортсмены начинают выступать на чемпионатах Европы, мира, Олимпийских играх.
Триумфальным было турне динамовцев на родине футбола - Англии в 1945 году. Победы над сильнейшими клубами этой страны показали готовность наших спортсменов проводить состязания на любом уровне. В следующем, 1946 году у футбола появился соперник: хоккей с шайбой.22 декабря в Москве, на малом поле стадиона "Динамо", открылся первый чемпионат СССР по "канадскому хоккею", как его тогда называли. Новая игра полюбилась - года через три ею уже "болела" вся страна. Как и прежде, большой популярностью пользовался также хоккей с мячом - в 1948 году, по самым скромным подсчетам, этот вид спорта насчитывал в столице 40 тысяч игроков!
Советский Союз вступил во многие международные спортивные федерации. Весной 1951 года с СССР был создан Олимпийский комитет. Лучшие спортсмены страны готовились к Олимпийским играм 1952 года в Хельсинки. До начала Игр западная пресса предсказывала безоговорочную победу в неофициальном олимпийском зачете американским спортсменам - фаворитам многих прошедших Олимпиад. Но произошло неожиданное: первое место команде США пришлось поделить с "олимпийским новичком" - командой СССР. "Боевая ничья" с опытными соперниками была равноценна победе.
23 октября 1974 года Международный олимпийский комитет (МОК) на своей сессии в Вене избрал Москву местом проведения Игр XXII Олимпиады. Москва стала олимпийской столицей по праву: 60 крупных стадионов, 30 бассейнов, свыше 1300 спортивных залов, почти 400 футбольных полей, более 2000 баскетбольных и волейбольных площадок, 200 с лишним кортов и еще много других спортивных баз. В пользу нашей столицы говорил огромный авторитет советского спорта, завоеванный победами на международной арене, весомым вкладом дальнейшее развитие олимпийского движения.
С 1970-х гг. началась меняться направленность и школьной физической культуры. Особенно остро эти вопросы были поставлены после принятия постановления "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы".
Специалисты однозначно констатировали, что два урока физкультуры в неделю не могут решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой. Характерной чертой отечественной системы физического воспитания в эти годы является ее направленность на возрождение народных форм и национальных видов физических упражнений.
После распада СССР и образования Российской Федерации как самостоятельного государства принимается новая, принципиально отличная от предыдущих школьная программа по физической культуре. Она уже не увязывается с комплексом ГТО и состоит из двух частей: обязательной (стандартной) для всех школ и вариативной (дифференцированной), разрабатываемой в конкретных регионах на принципах местной целесообразности.
Заключение
Не одно столетие создавался фундамент истории русского спорта и физической культуры. Если рассматривать истоки его традиций, то, пожалуй, трудно найти точку отсчета: эти истоки - в основе нации, в основе характера нашего народа.
Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно заниматься физкультурой.
Физическая культура - часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, спортивных достижений. Составной частью физической культуры является спорт - средство и метод физического воспитания, система организации соревнований по различным физическим упражнениям.
Физическое воспитание направлено на укрепление здоровья, гармонического развития организма человека, это один из показателей состояния физической культуры в обществе.
С 1996 года на территории Российской Федерации введены в действие несколько программ физического воспитания школьников: программа на базе одного вида спорта, комплексная программа, программа антистрессовой пластической гимнастики, авторские программы. По сути, это означает прекращение действия единой программы, в том числе и ее базовой части, во всех школах РФ. Особенностью программ является то, что они не только отвечают на вопрос "чему учить", но и разъясняют "как учить", т.е. содержат раздел методических рекомендаций.
Благодаря разработке и реализации таких программ удалось сохранить государственную систему управления физической культурой и спортом.
Список использованной литературы