Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 23:51, контрольная работа
Поскольку футбол – игра командная, особое значение в ней имеет тактическая система, под которой подразумевается организация действий игроков команды на поле и их расстановка. Следует подчеркнуть, что тактика футбола постоянно меняется, на смену одной системе приходит другая, этим и обусловлен прогресс игры номер один.
Первой четко разработанной схемой стала система «пять в линию», возникшая на родине футбола. Ее применил английский клуб «Ноттенгем Форест» в 80-х годах XIX века. Она предполагала такую расстановку игроков по линиям: 2-3-5.
Системы игры. Роль различных систем на атакующие и оборонительные действия команды
Амплуа игроков. Задачи игроков разных амплуа в атакующих и оборонительных действиях
Обучение тактике игры. Средства и методы.
Атакующий полузащитник
Полузащитник атакующего плана это тоже
разновидность центрального полузащитника,
который располагается непосредственно
за нападающими и часто выполняет роль
оттянутого форварда. Его основная задача
— отдать последний пас нападающему под
удар или самому пробить по воротам. Для
него очень важна техника владения мячом
и видение поля.
Крайний полузащитник
Крайние полузащитники действуют в непосредственной
близости от боковой линии. В классической
схеме «дубль-вэ» они классифицировались
как нападающие, но со временем позиция
сместилась вглубь обороны. В современном
футболе крайние полузащитники используются
в построениях 4-4-2 или 4-5-1. Помимо подключений
к атакам, от этих полузащитников требуется
защита боковой линии от проходов крайних
и опорных защитников.
Основными необходимыми качествами для
«крыльев» или вингеров, как их ещё называют,
являются скорость и умение вести мяч,
поскольку приходится действовать на
ограниченном пространстве поля.
НАПАДЕНИЕ
Напада́ющий — в футболе, атакующий
игрок, располагающийся ближе всех к воротам
соперника. Основной целью нападающих
является забивание голов. Такого игрока
называют также форвард(от англ. Forward, передний), страйкер (от
англ. Striker, бьющий), бомбардир, голеадор и
др.
В современных тактических схемах применяются
от одного до трёх нападающих. Обычно на
поле играют два, причём чаще всего один
располагается как можно ближе к воротам,
а второй находится как-бы за ним и поддерживает
его из глубины поля. В задачи первого
входит принять мяч, оттянуть на себя нескольких
защитников, и отдать голевой пас, либо
продавить оборону и забить самому. Задача
второго — отдавать пас, из глубины к воротам,
перемещаться в штрафной, отвлекая внимание
обороняющихся, искать свободные зоны
и принимать там мяч.
Чуть реже один из нападающих смещается
на край поля и делает передачу по воздуху
в штрафную площадь соперника.
Поскольку обычно атакующие игроки забивают
больше голов, чем кто-либо в команде, они
являются наиболее известными в команде.
Центрфорвард
У центрального нападающего или «чистого
форварда» одна задача — забить гол. Большинство
находится в штрафной или рядом с ней,
постоянно ища возможность принять мяч
и ударить по воротам. Таких игроков часто
называют лисой в клетке, потому что они
перемещаются в основном по штрафной соперника.
Им необязательно иметь высокую скорость,
главное появиться в нужном место в нужное
время и технично ударить по мячу.
Другой тип центральных нападающих —
мощные, физически развитые игроки, с умением
хорошо играть головой и прикрывать мяч.
Вся команда работает чтобы подавать им
мячи и они либо забивают ударом головы,
либо укрывая мяч протаскивают его в штрафную
и забивают гол.
Другие забивают голы, зарабатывая их
исключительно благодаря умению владения
мячом. Получая передачу, они на высокой
скорости прорываются в штрафную и обманными
движениями освобождаются от защиты, оставшись
наедине с голкипером или пустыми воротами
вколачивают мяч в сетку.
Многие, особенно великие игроки грамотно
используют все приёмы для того, чтобы
добиться результата
Оттянутый форвард
Оттянутый форвард обычно играет между
нападающими и полузащитой. Популярность
этой позиции принесла сборная Италии,
(итал. trequartista) — игрок, который не играет
ни в нападении ни в полузащите, но держит
все нити игры, как сейчас принято говорить
плеймейкер. В Испании эту роль называют
(исп. mediapunta), в Англии — позиция Тедди
Шерингема.
Независимо от названия такой игрок выполняет
не только задачи нападения, но и оборонительные.
На это место выбирается либо полузащитник,
с хорошими атакующими способностями,
либо нападающий, способный грамотно играть
в отборе мяча. Так повелось, что чаще всего
игрок этого амплуа имеет десятый номер.
Под этим номером выступало очень много
известных футболистов, от Пеле, до Зинедина
Зидана.
Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально - волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.
Успех может принести только гибкая тактика. Каждая команда должна стремиться играть, используя разнообразные тактические планы, иначе она вряд ли сумеет добиться больших побед на соревнованиях.
Поскольку футбольный матч состоит из многократных переходов от атаки к обороне и наоборот, совершенно очевидно, что атакующие и оборонительные действия каждой команды должны быть организованными.
Под тактикой следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игр окон, направленных на достижение победы над соперником, т.е. взаимодействие футболистов команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником
В футбольной игре тактика и техника тесно взаимосвязаны. Решая, кому и какую сделать передачу, применить ли обводку для обыгрывания соперника или использовать партнера, когда целесообразно взять на себя инициативу игры, игрок использует свое тактическое мышление. А, осуществляя после принятого решения само действие, он показывает свое техническое мастерство. Следовательно, техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока, инструментом тактики и подчиняется ей. Вполне понятно, что только отличная техническая подготовка позволяет применять разнообразные тактические действия, те, техника служит основой тактического мастерства.
Тактическую подготовку с учетом задач и содержания условно подразделяется на две взаимосвязанные части:
1) - теоретическую подготовку, т.е. усвоение специальных знаний по тактике;
2) - практическую подготовку, т.е.
овладение индивидуальными, групповыми
и командными действиями, а также развитие
творческих способностей игроков.
Обучение теории тактики
футбола начинается с объяснения
основных правил игры, практическое
овладение которыми продолжается в ходе
выполнения игровых упражнений и во время
тренировочных игр.
В дальнейшем необходимо
рассказывать занимающимся о распределении
обязанностей внутри команды, задачах
и функциях игроков и их действиях
на том или ином игровом месте.
Следующий этап теоретического
обучения - детальный анализ отдельных
фаз игры (атаки, обороны, переход от
оборонительных действий к наступательным,
и наоборот, взаимодействия игроков в
разных фазах встречи и т.д.). Удобнее всего
такой анализ сопровождать критикой недостатков,
допущенных игроками в ранее проведенном
матче.
Важное место в формировании
тактических знаний имеет участие футболистов
в разработке
тактического плана на игру и разборе
игры команды
В подготовке этого
плана должны активно участвовать все
игроки. Опыт показывает, если все игроки
в ходе подготовки плана еще раз повторят
свои задачи, то интерес футболистов к
предстоящей игре повышается.
Подготовка к игре
начинается с изучения соперника. Знание
соперника, особенностей игры отдельных
футболистов позволяет тренеру избежать
ошибок в определении состава и в составлении
тактического плана на игру. Сведения
о сопернике получают из разных источников:
из отчетов в газетах; из интервью тренеров
и футболистов; из рассказов очевидцев;
по результатам официальных соревнований
и т.п
В тактическом плане
намечается основное направление командной
игры (атака, оборона с акцентом на контратаках)
и игры единоборствующих пар. В плане организации
атаки намечается главное направление
атакующих действий (по флангу, по центру),
определяются основные атакующие силы,
тактические средства (с учетом погоды,
состояния поля, а также действий соперника
и т.п.). В плане организации обороны определяют
методы защитных действий, способы нейтрализации
наиболее опасных игроков соперника и
основные комбинации (создание искусственного
положения "вне игры", усиление страховки);
намечают зоны плотной "опеки" игроков.
В основе плана предстоящего
матча должна быть наигранная схема встречи
с учетом особенностей действий соперника,
с акцентом на использовании возможностей
каждого футболиста.
Тактический план теоретически
реализуется на установке команды в ходе
которой каждый игрок может высказать
свое мнение, внести предложения и поправки.
Затем основы плана "проигрывают"
на тренировочных занятиях , в двусторонних
и товарищеских встречах. Желательно товарищеский
матч провести с командой, которая играла
бы в стиле предполагаемого соперника.
В развитии тактической
грамотности футболистов кроме названных
средств и методов важное место отводится
изучению элементов тактики и комбинаций.
Как бы хорошо не использовались вспомогательные
средства повышения тактической зрелости
отдельных игроков и команды в целом, практические
занятия по тактике остаются основным
средством этого раздела подготовки. Именно
тактическая подготовленность дает возможность
(посредством методически правильно построенных
занятий) создать в команде ансамбль исполнителей.
Изучение тактических
действий и вариантов должно протекать
в двух направлениях:
- совершенствование
индивидуальной тактической подготовленности;
- совершенствование
групповой и командной тактической подготовленности.
На основе индивидуальной
тактической подготовленности создаются
прочные групповые и командные взаимодействия.
Из навыков тактической подготовленности
отдельных игроков создаются командные
(как защитные, так и наступательные) взаимодействия.
Иначе говоря, сама по себе тактика означает
одновременные взаимодействия нескольких
игроков, направленных на успешное решение
конкретной игровой задачи.
Когда решается задача
индивидуально-тактической подготовленности,
речь больше должна идти о тактическом
развитии индивидуума, личности (игрока),
которая сумеет в нужное время использовать
индивидуальные тактические знания и
умения в интересах команды и гармонически
взаимодействовать с коллективом.
В процессе повышения
тактической подготовленности должны
совершенствоваться как защитные, так
и наступательные варианты. Большое внимание
следует уделять воспитанию умения быстро
переключаться (от одного движения к другому,
от технического приема нападения к техническому
приему защиты, от одних тактических действий
к другим). Тренер должен обучать игроков
тактическим действиям и вариантам по
общеизвестным образцам, исходя из возможностей
команды. Однако механическое усвоение
тактических действий и их вариантов может
задержать проявление творческой мысли
игроков и команды.
Тактическая подготовка
сама по себе творческий процесс. Игрок,
имея необходимое тактическое мышление,
должен всегда уметь приспособиться к
создавшимся условиям, несмотря на то,
что противник в течение игры всегда будет
стремиться к противодействию.
Как бы успешно ни использовались
многочисленные средства для развития
тактического мышления и психических
качеств, основным средством тактической
подготовки остается тренировка групповых
и командных взаимодействий. Обучение
таким взаимодействиям надо начинать
по мере того, как игроки овладеют основными
техническими приемами (с расчетом, чтобы
по мере углубления в футбол у ребят закреплялись
необходимые качества, и чтобы каждый
получил возможность в процессе игры сделать
свои действия целеустремленными, вытекающими
из общих интересов команды).
Если спортсмен не
привыкает с раннего возраста к тактическим
взаимодействиям с партнерами, не развивает
в себе тактическое мышление, то в дальнейшем,
даже имея необходимую техническую подготовленность,
в насыщенных тактическими взаимодействиями
игровых ситуациях будет действовать
нерационально.
Изучение групповых
и командных взаимодействий важно и в
том смысле, что оно способствует правильному
восприятию действий противника в процессе
игры. Это, в свою очередь, дает возможность
в ходе матча перестроить без срывов и
особых усилий план ведения игры.
Развитию тактической
грамотности способствует и обмен опытом
с лучшими командами сверстников на совместных
тренировках. Очень полезны для юношеских
команд совместные тренировки со взрослыми
командами. На таких тренировках юношам
получают возможность не только в деле
ознакомиться с разными тактическими
приемами, но и, копируя действия старших,
применять на практике все то, что было
"по косточкам" разобрано теоретически.
Не менее важное значение
имеют просмотры игры лучших отечественных
и зарубежных команд: и как способ усвоения
индивидуальных, групповых и командных
тактических взаимодействий, и как возможность
ознакомления со всеми тактическими вариантами,
которые применяются в заранее запланированном
виде. Чтобы сделать эти просмотры более
целенаправленными, тренерам необходимо
зафиксировать в той или иной форме (на
специальных картах, видеозаписью и т.п.)
всю игру, привлекая учащихся в качестве
помощников, а затем на основе фактического
материала проанализировать тактический
рисунок игры наблюдаемых команд.
Методы в тактической подготовке
те же, что и в технической (естественно,
с учетом специфики тактики) Так, при показе
используют макеты поля, кинокольцовки,
фильмы. В упрощенных условиях сложные
тактические действия разучивают по частям,
применяя сигналы, ориентиры и т.п. Усложненные
условия создают при помощи приборов и
специальные устройств (тренажеров и пр.).
Изучать тактические
действия целесообразно параллельно с
изучением техники игры. Очень важно с
первых же занятий воспитывать у футболистов
самостоятельность, быстроту ориентировки
и творческую активность. Следует подбирать
упражнения, при выполнении которых занимающиеся
вынуждены осмысли вать обстановку, принимать
определенные решения, оценивать и обобщать
свои действия. При использовании сопряженного
метода на первый план выступает тактика,
однако условия выполнения и дозировка
упражнений способствует совершенствованию
техники игры.
Для закрепления изученных
тактических действий применяют метод
анализа действий (своих и противника)
с использованием записи игровых действий,
видеомагнитофонной и магнитофонной записей,
киносъемки.
Типичен для тактической
подготовки метод моделирования действий
противника (отдельного игрока или команды
в целом).
Особое место занимает
метод переключения в тактических действиях
- от нападения к защите и от защиты к нападении.
Эффект дают многократные переключения
в условиях дефицита времени и в ответ
на сигнал.
Основные методы обучения
тактике и совершенствования в ней:
1. Метод упражнения
(многократное повторение разучиваемых
и знакомых упражнений). Способствует
образованию у занимающихся двигательных
динамических стереотипов (что и составляет
физиологическую сущность тренировки
в тактике).
2. Метод демонстрации и показа.
3. Метод слова.
4. Целостный и
расчлененный методы: прежде чем
перейти к тактическим
5. Анализ видеоматериалов
по тактике неоценим как
6. Анализ своих действий и действий соперника.
Обычно тренеры предпочитают
вести наблюдения самостоятельно, после
чего давать игрокам готовые рецепты на
возможные варианты действий, что практически
лишает футболистов инициативы и самостоятельности,
а значит, не способствует развитию их
игрового мышления. Важно привлекать к
наблюдениям на соревнованиях самих футболистов,
учить их не просто смотреть игру, а обращать
внимание на применяемые командой (и соперникам)
тактические варианты, на способы организации
игры в атаке и обороне, на средства, применяемые
игроками при решении тактических задач,
на технику игры отдельных футболистов
и т.д. Чем чаще футболист продумывает
и решает тактические задачи и ситуации,
чем глубже анализирует свою тактику и
личный опыт встреч с разными соперниками
в разных условиях, тем лучше подготавливает
он себя к пониманию и правильной оценке
игровых ситуаций, к самостоятельному
творческому решению всевозможных задач,
которые может поставить перед ним игра.
Для решения задач
тактической подготовки необходимы самые
разнообразные средства.
Ведущее место в тактической подготовке
занимают, естественно упражнения (индивидуальные,
групповые и командные) и двусторонние
матчи, контрольные и календарные игры,
изучение теории и тактики футбола. Кроме
того, большое значение имеют специальные
упражнения для развития быстроты реакции
и ориентировки, упражнения на скорость
переключения с одних движений (действий)
на другие, подвижные и спортивные игры,
специальные эстафеты, упражнения по технике.
На начальном этапе
овладения тактикой быстрота сложных
реакций, ориентировка и сообразительность
развиваются у футболистов преимущественно
в процессе физической и технической подготовки.
Для этого в упражнения вводят дополнительные
условия:
- применяют звуковую
и зрительную сигнализацию (чтобы игроки
могли быстро изменять те или иные действия
с мячом и без мяча);
- увеличивают число
мячей, предметных ориентиров и ограничителей;
- обучают более сложным
перемещения, в которых смену мест занимающихся
проводят в зависимости от направления
действия партнера;
- применяют активное
и пассивное сопротивление условного
противника.
При этом важно следить
за тем, чтобы дополнительные условия
и усложнения не сказывались отрицательно
на развитии физических качеств или на
формировании двигательных навыков, лежащих
в основе технических приемов.
В учебных и товарищеских
играх особое внимание следует уделять
выбору мест при переходе от защиты к нападению
и от нападения к защите, при введении
мяча в игру. Нужно добиваться того, чтобы
игроки могли отрываться от соперника
и выходить на свободное место в момент,
когда команда овладела мячом, а также
своевременно и правильно "закрывать"
игрока соперника сразу после потери мяча.
Командные действия
изучают после того, как занимающиеся
овладевают необходимым минимумом технических
приемов, простейшими взаимодействиями
между двумя и более игроками и получают
соответствующие теоретические знания.
Приступая к изучению командных тактических
действий, нужно объяснить расстановку
игроков и функции каждого из них. На первых
учебных играх тренеры не ставят сложных
задач. Важно, чтобы занимающиеся играли
на своих местах и не увлекались игрой
с мячом. Осваивая командную тактику, следует
изучать тактику в отдельных звеньях и
линиях, разучивать тактику отдельных
моментов игры и тактические комбинации.
Большой удельный вес
в учебно-тренировочном процессе имеют
игровые упражнения, при помощи которых
изучают и совершенствуют технические
приемы и тактические навыки, вырабатывают
взаимосвязь и взаимопонимание между
игроками Число участвующих в игровых
упражнениях может быть разным. Размеры
площадок также разные (зависят от поставленной
задачи, от степени подготовленности игроков,
от характера упражнений).
Информация о работе Контрольная работа по «Тактической подготовке футбольной команды»