Контрольная работа по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.

Содержание

Введение 1
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система 3
2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека 5
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 7
4. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды 10
5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки
Заключение 12
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word2313436.docx

— 44.97 Кб (Скачать файл)

Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий  их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением  силы, быстроты, выносливости, высокой  координации при их выполнении.

Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых  в нестандартности, непостоянстве  условий их выполнения, в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или  нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического  характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее  для движений циклического характера  состоит в том, что все они  представляют работу постоянной и: переменной мощности с различной продолжительностью. Многообразный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единицу времени, связанное  с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой), в таких  случаях используется термин «интенсивность». Предельная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивности  и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утомления  в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот. При работе циклического характера  спортивные физиологи различают  зону максимальной мощности (продолжительность  работы не превышает 20 – 30 с, причем утомление  и снижение работоспособности большей  частью наступает уже через 10 – 15 с); субмаксимальной (от 20 – 30 до : 3 – 5 с); большой (от 3 – 5 до 30 – 50 мин) и умеренной (продолжительность 50 мин и более).

Особенности функциональных сдвигов  организма при выполнении различных  видов циклической работы в различных  зонах мощности: определяет спортивный результат. Так, например, основной характерной  чертой работы в зоне максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает в бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных (аэробных) процессов. : Если бы такая мощность достигалась  за счет кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания должны были обеспечить доставку к мышцам свыше 40 л кислорода в 1 мин. Но даже у высококвалифицированного спортсмена при полном усилении функции дыхания  и кровообращения потребление кислорода  может только приближаться : к указанной  цифре. В течение же первых 10 – 20 с работы потребление кислорода  в пересчете на 1 мин достигает  лишь 1 – 2 л. Поэтому работа максимальной мощности выполняется «в долг», который ликвидируется после окончания мышечной деятельности. Процессы дыхания и кровообращения во время работы максимальной мощности не успевают усилиться до уровня, обеспечивающего нужное количество кислорода, чтобы дать энергию работающим мышцам. Во время спринтерского бега делается лишь несколько поверхностных дыханий, а иногда такой бег совершается при полной задержке дыхания. При этом афферентные и эфферентные отделы нервной системы функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих мышц связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии, освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в период восстановления после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез (восстановление) этих веществ.

Снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано  с тем, что помимо анаэробных реакций  энергообеспечения мышечной деятельности разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это  увеличивает (вплоть до полного удовлетворения потребности) поступление кислорода  к работающим мышцам. Так, при выполнении работы в зоне относительно умеренной  мощности (бег на длинные и сверхдлинные дистанции) уровень потребления  кислорода может достигать примерно 85% максимально возможного. При этом часть потребляемого кислорода  используется на окислительный ресинтез АТФ, КФ и углеводов. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной  мощности углеводные запасы организма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит к снижению содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на деятельности нервных центров, мышц и других работающих органов. Чтобы  восполнить израсходованные углеводные запасы организма в процессе длительных забегов и проплывов, предусматривается  специальное питание растворами сахара, глюкозы, соками. Ациклические движения не обладают слитной повторяемостью циклов и представляют собою стереотипно  следующие фазы движений с четким завершением. Чтобы выполнить их, необходимо проявить силу, быстроту, высокую  координацию движений (движения силового и скоростно-силового характера). Успешность выполнения этих упражнений связана  с проявлением либо максимальной силы, либо скорости, либо сочетания  того и другого и зависит от необходимого уровня функциональной готовности систем организма в целом.

К средствам физической культуры относятся  не только физические упражнения, но и  оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические  условия). Использование оздоровительных  сил,природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и  деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и, лиственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять  двигательную активность, заниматься закаливанием. Систематические занятия  физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают нервно-психические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

4. Двигательная функция  и повышение уровня адаптации  и устойчивости организма человека  к различным условиям внешней  среды


 

Развитие двигательных и вегетативных функций организма у детей  и совершенствование их у взрослых и пожилых людей связано с  двигательной активностью. Оздоровительное  значение физической культуры общеизвестно. Имеется огромное количество исследований, показывающих положительное влияние  физических упражнений на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, кровообращение, дыхание, выделение, обмен  веществ, теплорегуляцию, органы внутренней секреции. Велико значение физических упражнений и как средства лечения.

В жизни постоянно возникают  ситуации, когда человек, будучи подготовлен  к существованию в одних условиях, должен готовить себя (адаптироваться) к деятельности в других. При этом проблема адаптации связана с  тем, что физиологические и биологические  вопросы сопоставляются с социальными  проблемами развития человека и общества. Механизмы адаптации впервые  описал канадский ученый Ганс Селье. В его представлении адаптация  развивается под действием гуморальных  механизмов. Концепция адаптации  Селье неоднократно пересматривалась с более широких представлений  и анализа экспериментальных  данных, в том числе о роли в  процессе адаптации нервной системы. Действие факторов, вызывающих развитие адаптационных механизмов организма, всегда было комплексным. Так, все живые  организмы в ходе эволюции приспосабливались  к земным условиям существования: барометрическому давлению и гравитации, уровню космических  и тепловых излучений, газовому составу  воздуха, окружающей атмосфере. Животный мир адаптировался и к смене  сезонов – времен года, которые  включают изменения освещенности, температуры, влажности, радиации и т.д. Смена  дня и ночи определенным образом  связана с перестройкой организма  и изменениями биологических  ритмов деятельности его функциональных систем.

Человек может мигрировать, оказываться  в равнинных или горных условиях, в условиях жары или холода, при  этом он оказывается связан с особенностями  питания, обеспечения водой, различными условиями индивидуального комфорта и цивилизации. Все это связано с развитием дополнительных механизмов адаптации, которые достаточно специфичны. В зависимости от силы воздействия раздражителей окружающей среды, условий и функционального состояния организма адаптивные факторы могут вызывать как благоприятные, так и неблагоприятные реакции организма.

Систематическая тренировка формирует  физиологические механизмы, расширяющие  возможности организма, его готовность к адаптации, что обеспечивает в  различные периоды (фазы) развертывания  приспособительных физиологических  процессов. Известный спортивный физиолог, специалист по адаптации А.В. Коробков выделял несколько таких фаз: начальная, переходная, устойчивая, дезаптация и повторная адаптация. Под готовностью  к адаптации понимается такое  морфофункциональное состояние  организма, которое обеспечивает ему  успешное приспособление к новым  условиям существования. Для готовности организма к адаптации и эффективности  в ее осуществлении значительную роль играют факторы, укрепляющие общее  состояние организма, стимулирующие  его неспецифическую резистентность (устойчивость): 1) рациональное питание;2) обоснованный режим; 3) адаптирующие медикаментозные  средства; 4) физическая тренировка; 5) закаливание. Из многообразия факторов развития адаптации  особое место отводится физической тренировке. Еще Л.А. Орбели, известный  русский физиолог, в развитие учения об упражняемости Ж. Ламарка, Ч. Дарвина  и других исследователей 19-го в., отмечал, что физическая тренированность, развивая механизм координации в нервной  системе, обусловливает повышение  обучаемости, тренируемости нервной  системы и организма в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение


 

В заключении подведем основные итоги. На основании изученного материала  можно сделать следующие выводы.

Формирование и совершенствование  различных морфофизиологических функций  и организма в целом зависят  от их способности к дальнейшему  развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно  для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей  физической и умственной работоспособности. При этом следует знать, что способность  к выполнению физической работы может  возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений  в своем развитии. Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования  физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых  многие даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо  большими резервами, более экономно и полно может их использовать. Так, в результате целенаправленных систематических занятий физическими  упражнениями объем сердца может  увеличиваться в 2 – 3 раза, легочная вентиляция – в 20 – 30 раз, максимальное потребление кислорода возрастает на порядок, устойчивость к гипоксии значительно повышается. Организм с  более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и органов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и  продолжительности физические нагрузки. Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности. Они  изучаются у человека в состоянии  относительного покоя, при выполнении стандартных нагрузок и нагрузок различной мощности, в том числе  и предельных. Одни физиологические  показатели менее изменчивы, другие более и зависят от двигательной специализации и индивидуальных особенностей каждого занимающегося.

Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения. Во многих учебниках физиологии приводятся данные о том, что процесс упражнения стал предметом научного исследования под влиянием эволюционного учения Ж. Ламарка и Ч. Дарвина только в "1" в. В 1809 г. Ламарк опубликовал  материал, где отметил, что у животных, обладающих нервной системой, развиваются  органы, которые упражняются, а органы, которые не упражняются – слабеют  и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта, известного анатома и отечественного общественного деятеля 19 – начала 20 в., было то, что он показал конкретную морфологическую перестройку организма  и отдельных органов человека в процессе упражнений и тренировки.

Известные российские физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов показали роль центральной нервной системы  в развитии тренированности на всех стадиях упражнения при формировании приспособительных процессов организма. В дальнейшем многие исследователи  доказали, что упражнение вызывает глубокую перестройку во всех органах, и системах организма человека. Сущность упражнения (а следовательно, и тренировки) составляют физиологические, биохимические, морфологические изменения, возникающие  под воздействием многократно повторяющейся  работы или других видов активности и при изменяющейся нагрузке и  отражающие единство расхода и восстановления функциональных и структурных ресурсов в организме.

В ходе тренировки развитие работоспособности  организма имеет разную динамику, но оно характеризует изменения, происходящие в организме в процессе упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и. методы их развития и совершенствования, Таким  образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения – сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном  уровне за счет активизации восстановительных  процессов.

В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции  центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной  и других систем, обмен веществ  и энергии, а также системы  их нейрогуморального регулирования. Так, к числу показателей тренированности  в покое можно отнести:

1) изменения в состоянии центральной  нервной системы, увеличение подвижности  нервных процессов, укорочение  скрытого периода двигательных  реакций; 

2) изменения опорно-двигательного  аппарата (увеличенная масса и  возросший объем скелетных мышц, гипертрофия мышц, сопровождаемая  улучшением их кровоснабжения, положительные  биохимические сдвиги, повышенная  возбудимость и лабильность нервно-мышечной  системы);

3) изменения функции органов  дыхания (частота дыхания у  тренированных в покое меньше, чем у нетренированных); кровообращения (частота сердечных сокращений  в покое также меньше, чем у  нетренированных); состава крови  и т.п.

 

 

 

 

 

 

Список литературы


 

   1.   Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.

   2.   Воробьев В.И. "Слагаемые здоровья". М., Интел, 2002.

   3.   Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - СПб, 2001.

   4.   Здоровье без лекарств - Популярная энциклопедия Минск, 1994г.

Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре"