Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 20:38, контрольная работа
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность – специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека – необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры – это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.
Введение 1
1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система 3
2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека 5
3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 7
4. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды 10
5. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки
Заключение 12
Список литературы 14
Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.
Есть также большая группа физических
упражнений, особенность которых
в нестандартности, непостоянстве
условий их выполнения, в меняющейся
ситуации, требующей мгновенной двигательной
реакции (единоборства, спортивные игры).
Две большие группы физических упражнений,
связанные со стандартностью или
нестандартностью движений, в свою
очередь, делятся на упражнения (движения)
циклического характера (ходьба, бег, плавание,
гребля, передвижения на коньках, лыжах,
велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического
характера (упражнения без обязательной
слитной повторяемости
Особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов циклической работы в различных зонах мощности: определяет спортивный результат. Так, например, основной характерной чертой работы в зоне максимальной мощности является то, что деятельность мышц протекает в бескислородных (анаэробных) условиях. Мощность работы настолько велика, что организм не в состоянии обеспечить ее совершение за счет кислородных (аэробных) процессов. : Если бы такая мощность достигалась за счет кислородных реакций, то органы кровообращения и дыхания должны были обеспечить доставку к мышцам свыше 40 л кислорода в 1 мин. Но даже у высококвалифицированного спортсмена при полном усилении функции дыхания и кровообращения потребление кислорода может только приближаться : к указанной цифре. В течение же первых 10 – 20 с работы потребление кислорода в пересчете на 1 мин достигает лишь 1 – 2 л. Поэтому работа максимальной мощности выполняется «в долг», который ликвидируется после окончания мышечной деятельности. Процессы дыхания и кровообращения во время работы максимальной мощности не успевают усилиться до уровня, обеспечивающего нужное количество кислорода, чтобы дать энергию работающим мышцам. Во время спринтерского бега делается лишь несколько поверхностных дыханий, а иногда такой бег совершается при полной задержке дыхания. При этом афферентные и эфферентные отделы нервной системы функционируют с максимальным напряжением, вызывая достаточно быстрое утомление клеток центральной нервной системы. Причина утомления самих мышц связана со значительным накоплением продуктов анаэробного обмена и истощением энергетических веществ в них. Главная масса энергии, освобождающаяся при работе максимальной мощности, образуется за счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный долг, ликвидируемый в период восстановления после выполненной работы, используется на окислительный ресинтез (восстановление) этих веществ.
Снижение мощности и увеличение
продолжительности работы связано
с тем, что помимо анаэробных реакций
энергообеспечения мышечной деятельности
разворачиваются также и
К средствам физической культуры относятся
не только физические упражнения, но и
оздоровительные силы природы (солнце,
воздух и вода), гигиенические факторы
(режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические
условия). Использование оздоровительных
сил,природы способствует укреплению
и активизации защитных сил организма,
стимулирует обмен веществ и
деятельность физиологических систем
и отдельных органов. Чтобы повысить
уровень физической и, лиственной работоспособности,
необходимо бывать на свежем воздухе,
отказаться от вредных привычек, проявлять
двигательную активность, заниматься
закаливанием. Систематические занятия
физическими упражнениями в условиях
напряженной учебной
4. Двигательная функция
и повышение уровня адаптации
и устойчивости организма
Развитие двигательных и вегетативных функций организма у детей и совершенствование их у взрослых и пожилых людей связано с двигательной активностью. Оздоровительное значение физической культуры общеизвестно. Имеется огромное количество исследований, показывающих положительное влияние физических упражнений на опорно-двигательный аппарат, центральную нервную систему, кровообращение, дыхание, выделение, обмен веществ, теплорегуляцию, органы внутренней секреции. Велико значение физических упражнений и как средства лечения.
В жизни постоянно возникают
ситуации, когда человек, будучи подготовлен
к существованию в одних
Человек может мигрировать, оказываться в равнинных или горных условиях, в условиях жары или холода, при этом он оказывается связан с особенностями питания, обеспечения водой, различными условиями индивидуального комфорта и цивилизации. Все это связано с развитием дополнительных механизмов адаптации, которые достаточно специфичны. В зависимости от силы воздействия раздражителей окружающей среды, условий и функционального состояния организма адаптивные факторы могут вызывать как благоприятные, так и неблагоприятные реакции организма.
Систематическая тренировка формирует
физиологические механизмы, расширяющие
возможности организма, его готовность
к адаптации, что обеспечивает в
различные периоды (фазы) развертывания
приспособительных
Заключение
В заключении подведем основные итоги.
На основании изученного материала
можно сделать следующие
Формирование и
Основное средство физической культуры
в процессе двигательной тренировки
это физические упражнения. Во многих
учебниках физиологии приводятся данные
о том, что процесс упражнения
стал предметом научного исследования
под влиянием эволюционного учения
Ж. Ламарка и Ч. Дарвина только
в "1" в. В 1809 г. Ламарк опубликовал
материал, где отметил, что у животных,
обладающих нервной системой, развиваются
органы, которые упражняются, а органы,
которые не упражняются – слабеют
и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта,
известного анатома и отечественного
общественного деятеля 19 – начала
20 в., было то, что он показал конкретную
морфологическую перестройку
Известные российские физиологи И.М.
Сеченов и И.П. Павлов показали роль
центральной нервной системы
в развитии тренированности на всех
стадиях упражнения при формировании
приспособительных процессов
В ходе тренировки развитие работоспособности организма имеет разную динамику, но оно характеризует изменения, происходящие в организме в процессе упражнения, и отражает как наследственные качества организма, так и. методы их развития и совершенствования, Таким образом, эффективность упражнения, находящая выражение в виде результата (достижение здоровья, успех в умственной, спортивной и другой деятельности), может иметь разные пути и динамику на всем пути процесса тренировки. Важная задача упражнения – сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов.
В ходе упражнения совершенствуются
высшая нервная деятельность, функции
центральной нервной, нервно-мышечной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной
и других систем, обмен веществ
и энергии, а также системы
их нейрогуморального
1) изменения в состоянии
2) изменения опорно-
3) изменения функции органов дыхания (частота дыхания у тренированных в покое меньше, чем у нетренированных); кровообращения (частота сердечных сокращений в покое также меньше, чем у нетренированных); состава крови и т.п.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого.
2. Воробьев В.И. "Слагаемые здоровья". М., Интел, 2002.
3. Дергачев Ю.В. Школа здоровья. - СПб, 2001.
4. Здоровье без лекарств - Популярная энциклопедия Минск, 1994г.
Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре"