Контрольная работа по "Физической культуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 22:52, контрольная работа

Краткое описание

Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.

Содержание

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность……………………………………………………... 2-7 стр.
Ценности физической культуры………………………………..……... 8-9 стр.
Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и
спорту………………………………………………………………….......... 10-12стр.
Список литературы…………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

ОПТИМАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.docx

— 36.34 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Оптимальная двигательная активность и ее воздействие на здоровье и работоспособность……………………………………………………...  2-7 стр.

 

Ценности физической культуры………………………………..……...  8-9 стр.

 

Ценностные ориентации и отношение студентов к физической культуре и

спорту…………………………………………………………………..........  10-12стр.

 

Список литературы…………………………………………………….    13 стр.

 

ОПТИМАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.

 

Современные сложные условия  жизни диктуют более высокие  требования к биологическим и  социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей  с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы  организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет  здоровье, позволяет в рамках короткого  рабочего дня выполнить все намеченные дела.

Мышцы составляют 40—45% массы  тела человека. За время эволюционного  развития функция мышечного движения подчинила себе строение, функции и всю жизнедеятельность других органов, систем организма, поэтому он очень чутко реагирует как на снижение двигательной активности, так и на тяжелые, непосильные физические нагрузки.

Систематическое, соответствующее  полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового  режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных  двигательных действий, выполняемых  в повседневной жизни, а также  организованных или самостоятельных  занятий физической культурой и  спортом, объединенных термином «двигательная  активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.

Специалист, завершивший  обучение по дисциплине «Физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом самосовершенствовании.

В настоящее время человечество накопило многочисленные факты благотворного  влияния двигательной активности на уровень обменных процессов, функцию  внутренних органов, объем мышечной ткани, увеличение жизненной емкости  легких, состояние сердечно-сосудистой системы организма человека. Общепризнанно, что рациональная физическая активность, приводя к увеличению мощности и стабильности механизма общей адаптации за счет совершенствования функций ЦНС, восстановительных процессов, позволяет поддерживать состояние здоровья и трудоспособность человека на высоком уровне. Адаптация к систематическим физическим нагрузкам обладает многократными перекрестными защитными эффектами: она ограничивает атерогенную дислипидемию, имеет выраженный антисклеротический эффект, снижает артериальное давление в начальных стадиях гипертонической болезни, положительно влияет на течение сахарного диабета, повышает резистентность организма к гипоксии и тяжелым повреждающим воздействиям (А. А. Виру, 1980).

Г. Л. Апанасенко (1985) пришел к выводу, что регулярная (не спортивная, но оздоровительная) физическая активность повышает потенциал  энергообразования, определяющий устойчивость организма к факторам, способствующим развитию ишемической болезни сердца и других заболеваний. Этот потенциал, обеспечиваемый ростом протонной области сопряженных мембран митохондрий, содействует эффективному ресинтезу АТФ, снижению потребления кислорода в определенных (стандартных) условиях и разгрузке сердечно-сосудистой системы, обеспечивающей транспорт кислорода к тканям.

Известно, что после 25 лет максимальное потребление кислорода снижается  каждые 10 лет на 8%, что обусловлено  главным образом ограничением физической активности. У физически же активных людей этот показатель может ограничиться 4%, то есть у них тормозятся процессы старения. Регулярное использование  средств физической культуры с целью  медицинской реабилитации позволяет снизить число хронических заболеваний на 15–25%, а также обращаемость за медицинской помощью в 2–4 раза по сравнению с остальной частью населения. В механизме адаптации к физическим нагрузкам имеют значение усиленное образование метаболитов и гормонов, а также адаптивный синтез белка. Благодаря этому увеличивается функциональная мощность работающих клеточных структур, что указывает на переход от срочной к устойчивой, долговременной, неспецифической адаптации. При систематическом воздействии физических упражнений их действие постепенно ослабевает в связи с повышением устойчивости центральных регуляторных механизмов, а также периферических клеточных структур (изменение биохимических и биофизических свойств клеток), расширением резерва функциональных систем и адаптационных возможностей организма (Ф. З. Меерсон, 1986).

При использовании двигательной нагрузки в индивидуальных и групповых  занятиях восполняется мышечный дефицит. При этом включаются резервные возможности  организма, улучшается его функциональное состояние. Двигательная активность (деятельность) является неспецифическим раздражителем, вовлекающим в ответную реакцию все звенья нервной системы, и выступает в качестве общего воздействия на организм человека. Она стимулирует физиологические процессы в организме и повышает тонус системы, а значит, ее чувствительность и способность к реагированию. Физические упражнения увеличивают стойкость и полноту антистрессорных физиологических реакций. Но, как уже упоминалось выше, все эти особенности физических нагрузок наиболее хорошо проявляются при нахождении некого оптимума в дозировании, при котором развивается наибольшая чувствительность организма.

Физические движения: гимнастика, прогулки, походы, бег, дыхательные  упражнения, а также такие вспомогательные  процедуры, как душ, массаж, растирания, являются важным условием профилактики и сохранения здоровья. Все эти упражнения и процедуры оказывают на организм глубокое и благоприятное, а также оживляющее, стимулирующее и лечебное воздействие. Они противодействуют многим болезненным изменениям и недомоганиям, особенно у людей пожилого возраста: расширяются сосуды, нормализуются кровообращение и дыхание, улучшается общее состояние организма; стимулы, возникающие в мышцах, суставах и коже во время, например, гимнастики, душа, передаются внутренним органам, активизируя их деятельность. Физические упражнения, вводимые постепенно, осторожно и выполняемые длительное время, оздоравливающе действуют на хронически больных людей, улучшают состояние даже немощных людей. А у здоровых физическая культура поддерживает биологическую молодость и физическую силу до преклонного возраста.

Современная учеба и автоматизированное производство создают выраженное эмоциональное  напряжение, которое не сопровождается активной двигательной деятельностью. Гипокинезия уменьшает силу и  выносливость мышц, снижает их тонус, уменьшает объем мышечной массы, красных и белых мышечных волокон, ухудшает координацию движения, приводит к выраженным функциональным изменениям: учащаются сердечные сокращения, уменьшается ударный и минутный объем кровообращения, а также  объем циркулирующей крови, сокращается  емкость сосудистого русла, замедляется  время общего круговорота крови.

Наиболее принципиальным изменением в жизнедеятельности человека является то, что он обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и мобилизации адаптационных резервов, а в большей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным, а не природным условиям жизни.

Валеологическая концепция влияния физических нагрузок на организм должна основываться на том, что двигательная активность является необходимым условием поддержания состояния здоровья, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития в жизни ребенка. Для детей движение – это одно из самых часто используемых средств невербального общения, самовыражения и познания. Через движение осознается собственное «Я» и окружающий мир. Поэтому детям необходимо дать возможность участвовать в хорошо продуманном и осуществляемом процессе физического воспитания. Для достижения этих целей следует выработать полноценную программу физического воспитания, которая в своей основе была бы ориентирована на валеологический подход с позиций оптимального двигательного развития и всестороннего развития личности.

Здоровье и физическая подготовленность детей и молодежи – важнейшие слагаемые здоровья и физического потенциала всего народа. Однако многие факты вызывают сегодня острую тревогу за здоровье подрастающего поколения, что, в первую очередь, связано с неудовлетворительной организацией физического воспитания школьников, которое осуществляется на основании действующих школьных программ.

По данным Ф. З. Меерсона, даже временное  статическое напряжение отрицательно действует на микроциркуляцию и  гемодинамику, снижая подвижность нервных  процессов и нарушая регуляцию  вегетативных функций. Ограниченная мышечная деятельность не только задерживает  развитие организма, ухудшает здоровье, но и приводит к тому, что на последующих  возрастных этапах школьник с трудом осваивает или не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Исследования зарубежных и отечественных авторов  свидетельствуют, что низкая двигательная активность школьников, длительные статические  нагрузки приводят к развитию у них  различных заболеваний: нарушению  функций сердечно-сосудистой, дыхательной, зрительной систем; возникновению искривлений позвоночного столба, ожирению и снижению умственной работоспособности.

Для решения вопросов, связанных  с формированием оптимального индивидуального  режима двигательной активности, важно  отойти от проблем профессионального  спорта, который является для человека профессией, отнюдь не формирующей  его личное здоровье.

Речь должна идти о массовой физической культуре у детей, подростков, взрослых и пожилых людей. Очень важна  идентификация определенных личностных показателей в зависимости от уровня резервов здоровья, которые  нужно стимулировать или затормозить, от личных особенностей физического, конституционального  статуса, уровня тренированности сердечно-сосудистых, мышечных, гомеостатических структур. В зависимости от индивидуальных особенностей необходимо регламентировать форму упражнений, места упражнений, температурные режимы тренировок, учитывая степень психоэмоционального удовлетворения и установку на физические тренировки. Речь должна идет о простых, но доступных показателях, которыми можно измерить и определить правильность и неправильность, достаточность и избыточность физических упражнений, о массовой организации физических, спортивных и игровых форм развития.

  
ЦЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Ценностный аспект физической культуры представлен обширной совокупностью  материальных и духовных ценностей, специально созданных для эффективного физического совершенствования  человека.

Материальные ценности воплощены  в физкультурно-спортивных сооружениях (стадионы, бассейны, залы), специальном  оборудовании и инвентаре (легкоатлетические  и гимнастические снаряды, лыжи, мячи, тренажеры и т.д.)

Духовные ценности физической культуры представлены исторически  отобранными  и апробированными  на практике физическими упражнениями, сконцентрированными в форме  гимнастики, спорта, игры и туризма, основанных на физической активности.

Кроме того, к духовным ценностям  физической культуры относятся накопленные  практикой и наукой специальные  физкультурные знания, отраженные в  соответствующих теориях физической культуры и спорта, и содержащиеся в различных методических пособиях, учебниках, монографиях, справочниках достижений, правилах соревнований.

При этом важно отметить, что все эти предметные материальные, а также духовные ценности значимы  не сами по себе и не для всех, а  лишь по мере их вовлечения в сферу  физкультурной деятельности людей. Например, бассейн для человека, который не желает в нем заниматься, вряд ли представляет какую-то реальную ценность. Люди же, приобщенные к  физической культуре, данные ценности осваивают, с пользой применяют, а по возможности и развивают. В физической культуре можно выделить две основные ценности:

- общественную (общенародную);

- личную (индивидуальную).

К общественным ценностям  ФК относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, мобилизационные  и интенционные ценности.

Содержание  интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах  развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания  и здорового стиля жизни.

К ценностям  двигательного характера, по мнению (Лубышева Л.И., 2004), следует отнести  лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе ФВ и спортивной подготовки, личные достижения подготовленности человека в движении, его реальный потенциал.

Под ценностями технологий формирования физической культуры понимают, различные комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки.

Интенционными ценностями ФК являются, сформированность общественного мнения, престижность ФКиС в данном обществе, их популярность у различных категорий людей, а главное, желание и готовность человека к постоянному развитию и совершенствованию потенциала своей ФК. В эту же группу входят установки людей, на занятия физическими  упражнениями и спортом.

К мобилизационным ценностям  ФКиС относят, воспитываемые в процессе занятий, способность к рациональной организации бюджета своего времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и поражение. Эти ценности помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях.

Информация о работе Контрольная работа по "Физической культуре"