Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 18:37, реферат
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности. Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках, а особенно во время спортивных соревнований учащиеся переносят большие физические и моральные нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, уважительное отношение к сопернику содействуют формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.
Введение...................................................................................................................................................3
1.Самоконтроль в процессе физического воспитания и при занятиях спортом...............................4
1.1 Объективные показатели..................................................................................................................4
1.2 Субъективные данные......................................................................................................................5
2. Педагогический контроль, содержание педагогического контроля.............................................7
3. Врачебный контроль..........................................................................................................................8
Заключение.............................................................................................................................................9
Литература............................................................................................................................................10
Содержание
Введение......................
1.Самоконтроль в процессе физического
воспитания и при занятиях спортом.......................
1.1 Объективные показатели....................
1.2 Субъективные данные........................
2. Педагогический контроль, содержание
педагогического контроля......................
3. Врачебный контроль......................
Заключение....................
Литература....................
Введение
Человек как личность формируется
в процессе общественной жизни: в учебе,
труде, в общении с людьми. Физическая
культура и спорт вносят свой вклад в формирование
всесторонне развитой личности.
Нравственное воспитание. На учебных занятиях, тренировках,
а особенно во время спортивных соревнований
учащиеся переносят большие физические
и моральные нагрузки: быстро меняющаяся
обстановка, сопротивление соперника,
зависимость результата спортивных соревнований
от усилий каждого члена команды, умение
подчинить свои интересы интересам коллектива,
уважительное отношение к сопернику содействуют
формированию у них таких черт характера,
как сила воли, смелость, самообладание,
решительность, уверенность в своих силах,
выдержка, дисциплинированность.
Умственное
воспитание. На занятиях физической культурой
и спортом учащиеся приобретают знания
о рациональных способах выполнения двигательных
действий, об использовании приобретенных
навыков в жизни, усваивают правила закаливания
организма, обязательные требования гигиены.
Развиваются наблюдательность,
внимание, восприятие, повышается уровень
устойчивости умственной работоспособности.
Исследования показывают, что
занятия физическими упражнениями способствуют
совершенствованию органов чувств, мышечно-двигательной
чувствительности, зрительного и слухового
восприятия, развитию памяти, особенно
зрительно-двигательной.
Трудовое
воспитание. Сущность трудового воспитания
заключается в систематическом и планомерном
развитии качеств и свойств личности,
определяющих подготовку человека к жизни,
к общественно полезному труду. Трудолюбие
также воспитывается непосредственно
в процессе занятий физическими упражнениями
и спортом, когда занимающиеся для достижения
максимального результата, преодолевая
усталость, многократно выполняют физические
упражнения.
Эстетическое
воспитание. В физической культуре и спорте
заключены огромные возможности для эстетического
воспитания человека, развития способности
воспринимать, чувствовать и правильно
понимать прекрасное в поступках, в красоте
совершенных форм человеческого тела,
в доведенных до степени искусства движениях
гимнаста, акробата, прыгуна в воду, фигуриста.
Выполнение упражнений под музыку в художественной
гимнастике, фигурном катании способствует
развитию музыкальной культуры. Занятия
туризмом, альпинизмом, парусным и другими
видами спорта позволяют понимать и чувствовать
прекрасное в природе.
Связь занятий физическими
упражнениями с эстетическим воспитанием
имеет двойственный характер, так как
позволяет не только формировать внешне
прекрасный образ, но и одновременно влиять
на воспитание морально-волевых качеств,
этических норм и поведения в обществе.
1. Самоконтроль
в процессе физического
Врачебный контроль и врачебно-педагогические
наблюдения дадут лучший результат, если
они будут дополнены самоконтролем.
Самоконтроль - существенное
дополнение врачебного контроля. Он проводится
самими занимающимися. Для этого каждый
из них обязан вести дневник самоконтроля.
Самоконтроль позволяет своевременно
установить наличие тех или иных отклонений
в состоянии здоровья занимающихся, принять
необходимые меры по их устранению. В то
же время самоконтроль позволяет врачу
вести регулярный текущий контроль, а
тренеру вносить те или иные изменения
в тренировочные планы.
Главное же его преимущество
состоит в том, что занимающиеся, осуществляя
повседневные самонаблюдения, могут наглядно
ощутить благотворное действие занятий
физическими упражнениями на состояние
своего здоровья.
К ведению дневника самоконтроля
занимающихся необходимо приучить с самого
начала занятий в группе. При этом подробно
освещаются цели и задачи самоконтроля,
раскрывается значение отдельных показателей
объективных и субъективных данных.
1.1. Объективные
показатели
Рост - важный показатель физического
развития. Но он должен рассматриваться
в сочетании с массой тела, окружностью
грудной клетки, ЖЕЛ (спирометрия). Измерение
роста имеет большое значение для вычисления
показателей, характеризующих правильность,
пропорциональность телосложения и состояние
физического развития.
Масса тела служит одной из основных характеристик
физического состояния человека и является
показателем развития его организма. Масса
тела человека в норме определяется путем
вычитания из показателей роста (в см)
условных величин.
Окружность грудной клетки. Хорошо развитая грудная клетка
- показатель хорошего физического развития
и известная гарантия крепкого здоровья.
Окружность грудной клетки исследуется
в состоянии покоя (в паузе), при вдохе
и выдохе.
Разница между вдохом и выдохом
называется экскурсией грудной клетки.
Последняя зависит от развития дыхательных
мышц и типа дыхания.
Мышечная сила рук. Сила мышц рук измеряется динамометром.
Мышечная сила рук зависит от роста, массы
тела, окружности грудной клетки и других
показателей. В среднем относительная
сила мышц рук для мужчин -- 60--70% веса, для
женщин -- 45--50% веса. Становая мышечная
сила - это сила мышц-разгибателей спины.
Она зависит от пола, возраста, массы тела,
рода занятий занимающихся. У мужчин становая
мышечная сила значительно выше, чем у
женщин. С возрастом она начинает падать.
Спирометрия. ЖЕЛ - это объем воздуха, который
можно выдохнуть из легких, характеризующий
главным образом силу дыхательных мышц,
а также эластичность легочной ткани.
Пульс. Уровень тренированности человека
и его работоспособность во многом зависят
от функциональной способности сердечнососудистой
системы.
Каждому человеку присуща своя
частота пульса. В состоянии покоя у здорового
нетренированного мужчины она обычно
составляет 60-80 уд/мин, у женщин она на
5-10 ударов чаще.
Частота пульса зависит от возраста,
положения тела, уровня физических нагрузок
и др. Во время занятий физическими упражнениями
пульс всегда повышается.
Потоотделение. При большой мышечной работе
потоотделение способствует установлению
кислотно-щелочного равновесия, регулирует
температуру тела и является основным
показателем нормального водно-солевого
обмена.
Потоотделение зависит не только
от нагрузки и температуры воздуха, но
и от состояния нервной системы.
При правильной методике и режиме
тренировки потоотделение уменьшается,
а масса тела почтя не изменяется.
1. 2. Субъективные
данные
Настроение играет большую
роль в жизни человека. Большей эффективности
тренировочного процесса способствует
хорошее настроение.
Но спорт, физическая культура,
в свою очередь, улучшают настроение, вызывают
чувства бодрости, радости, уверенности
в своих силах.
Когда человек находится в хорошей
спортивной форме, он совершенно по-иному
воспринимает окружающий мир.
Самочувствие. Под влиянием регулярных занятий
физическими упражнениями и спортом перестраивается
весь организм. Так, работа сердца, легких
и других внутренних органов сопровождается
возникновением нервных импульсов. В обычных
условиях эти импульсы не доходят до коры
головного мозга и не вызывают соответствующих
реакций, переходящих в ощущения. Вот почему
здоровые люди обычно не чувствуют своего
сердца, легких, печени и т. п.
Самочувствие - это своеобразный
барометр влияния физических упражнений
на организм занимающихся. Чрезмерные
нагрузки сопровождаются плохим самочувствием.
Если оно сохраняется длительное время,
необходимо немедленно обратиться к врачу
и снизить нагрузку.
Усталость, утомление, снижение
работоспособности непосредственно связаны
с состоянием нервной системы человека.
Это сложный физиологический процесс,
начинающийся в высших отделах нервной
системы и влияющий на другие системы
и органы человеческого организма.
Ночной сон нельзя заменить ничем. Сущность
его заключается в своеобразной задержке
деятельности нервных клеток коры головного
мозга процессом торможения. Глубина и
продолжительность сна зависят от многих
причин.
Сон должен быть достаточным
и регулярным, но не менее 7 ч, а при больших
по объему физических нагрузках – 8 -9 ч.
Полезно перед сном совершить
прогулку на свежем воздухе. При этом пищу
нужно принимать последний раз не позже
чем за 1,5--2 ч до сна, в ужин не должны входить
крепкий чай, кофе; курить на ночь строго
запрещается.
Аппетит. При физических нагрузках обмен
веществ происходит более активно.
В первые дни занятий масса
тела уменьшается, так как расходуются
запасы организма: «тает» накопленный
жир и теряется вода, но одновременно с
этим развивается аппетит. Общеизвестно,
что аппетит неустойчив, легко нарушается
при недомоганиях, болезни, но потом вновь
восстанавливается.
Часто при нарушениях тренировочного
режима, повышенной нагрузке, перенапряжении
аппетит теряется. Это позволяет судить
о правильности или неправильности методики
занятий.
В дневнике самоконтроля аппетит
отмечается как хороший, удовлетворительный,
плохой.
Сердцебиение - это ощущение частых и сильных
ударов сердца, связанное с плохим самочувствием.
При этом пульс учащается или замедляется,
т. е. бывает неритмичным.
Время возникновения сердцебиения,
его характер, продолжительность, степень
связи с тренировочными занятиями следует
отмечать в дневнике самоконтроля.
Головные боли чаще всего возникают при различных
заболеваниях. Кроме того, головные боли
и головокружения могут быть вызваны утомлением,
чрезмерной физической нагрузкой и т.
п.
Иногда головные боли и головокружения
появляются при занятиях физическими
упражнениями. Здесь особенно важен самоконтроль,
который поможет выяснить, после каких
упражнений и когда они появляются, определить
их продолжительность.
Одышка. Работа сердца тесно связана
с деятельностью легких. Поэтому ослабление
сердечной мышцы влечет за собой нарушение
кровообращения в легких, снижает их вентиляцию,
т. е. обмен между легочным и наружным воздухом.
В результате этого в крови образуется
недостаток кислорода и избыток углекислоты,
которая раздражает дыхательный центр,
вызывая одышку.
Одышка - это учащенное дыхание.
Она сопровождается чувством стеснения
в груди, затрудненностью вдоха. Всякая
энергичная работа, занятия физическими
упражнениями вызывают учащенное дыхание,
т. е. одышку. После больших физических
напряжений одышка считается явлением
нормальным. При этом число дыханий может
удвоиться и даже утроиться. По мере нарастания
тренированности одышка исчезает и дыхание
быстро приходит в норму.
Боли в мышцах. Часто в подготовительном периоде
занятия или у лиц, только что приступивших
к занятиям физической культурой, появляются
боли в мышцах. Как правило, эти боли продолжаются
в течение двух-трех недель и являются
свидетельством активной перестройки
организма.
У занимающихся физической
культурой круглогодично эти боли не отмечаются,
а после больших физических нагрузок их
мышцы быстро восстанавливают свою работоспособность.
Массаж, применение различных лекарственных
средств помогают быстрее снять боли в
мышцах.
Боли в боку. Они отмечаются в правом подреберье
- в области печени или в левом - в области
селезенки после больших физических напряжений.
По своему характеру это тупые боли.
Появление болей в левом подреберье
объясняется переполнением селезенки
кровью, в правом подреберье - переполнением
кровью печени.
Наблюдение за спортивными
результатами - важнейший пункт самоконтроля,
позволяющий оценить правильность применения
средств и методов занятий, тренировочных
нагрузок.
2. Педагогический
контроль, содержание педагогического
контроля
Педагогический контроль - планомерный процесс получения
информации о физическом состоянии занимающихся
физической культурой и спортом. Проводится
для того, чтобы проверить, насколько соответствует
педагогическое воздействие повышению
эффективности учено-тренировочных занятий.
Задачи педагогического контроля:
Оценить эффективность применяемых
средств и методов тренировки;
Выполнить план тренировки;
Установить контрольные нормативы,
оценивающие физическую, техническую,
тактическую, теоретическую подготовленность
спортсменов;
Выявить динамику развития
спортивных результатов и спрогнозировать
достижения отдельных спортсменов;
Отобрать талантливых спортсменов.
Содержание педагогического
контроля:
Контроль за посещаемостью
занятий;
Контроль за тренировочными
нагрузками;
Контроль за состоянием занимающихся;
Контроль за техникой упражнений;
Учет спортивных результатов;
Контроль за поведением во время
соревнований.
5. Виды педагогического контроля
1)Поэтапный - оценивать состояние
спортивно- технический и тактической
подготовки занимающихся на конкретном
этапе.
2)Текущий - определять повседневные
изменения в подготовке занимающихся.
3)Оперативный - экспресс- оценка
того состояния, в котором находится занимающийся
в данный момент.
Главное в педагогическом контроле
- оценить психофизическое состояние занимающихся
физической культурой. * Специалисты различают
три типа состояний:
1.Перманентные, сохраняющиеся
в течение длительного периода времени
(состояние спортивной формы организма,
уровня его тренированности).
2.Текущие, с изменениями в процессе
одного или нескольких занятий (состояние
повышенной или пониженной работоспособности).
3.Оперативные, изменяющиеся
под влиянием конкретных физических упражнений
(утомление после однократного пробегания
дистанции или повышение работоспособности
после разминки).
К методам педагогического
контроля относятся: анкетирование занимающихся
и тренеров - преподавателей; анализ рабочей
документации учебно-тренировочного процесса;
педагогические наблюдения во время занятий,
регистрация функциональных и других
показателей, характеризующих деятельность
занимающегося физическими упражнениями
непосредственно на занятиях;
3. Врачебный контроль
Врачебный контроль - это комплексное
медицинское обследование физического
развития и функциональной подготовленности
занимающихся физической культурой и
спортом.
Он направлен на изучение состояния
здоровья и влияния на организм регулярных
физических нагрузок. Основная форма врачебного
контроля- врачебное обследование.
Периодичность врачебного контроля
или осмотра зависит от квалификации,
а так же от видов спорта. Студенты проходят
врачебный осмотр в начале учебного года,
спортсмены- 2 раза в год.
Врачебный
контроль в вузе проводится в следующих
формах:
регулярные медицинские обследования
и контроль занимающихся физическими
упражнениями и спортом;
врачебно-педагогические наблюдения
за занимающимися во время занятий и соревнований;
санитарно-гигиенический контроль
за местами, условиями занятий и соревнований;
-санитарно-просветительская
работа, пропаганда физической культуры
и спорта, здорового образа жизни;
профилактика спортивного травматизма
и заболеваний;
проведение комплексных и восстановительных
мероприятий.
Врачебное обследование подразделяется
на первичное, повторное, дополнительное.
Первичное - проводится, чтобы
решить вопрос о допуске к регулярным
занятиям физическими упражнениями и
спортом.
Повторное - проводится, чтобы
убедиться, на сколько соответствуют объем
и интенсивность нагрузки состоянию здоровья,
а так же для того, чтобы корректировать
учебно-тренировочный процесс.
Заключение.
Для каждого человека, да и для
общества в целом нет большей ценности,
чем здоровье.
Физическая культура - неотъемлемая часть
жизни человека. Она занимает достаточно
важное место в учебе, работе людей. Занятием
физическими упражнениями играет значительную
роль в работоспособности членов общества,
именно поэтому знания и умения по физической
культуре должны закладываться в образовательных
учреждениях различных уровней поэтапно.
Немалую роль в дело воспитания и обучения
физической культуре вкладывают и высшие
учебные заведения, где в основу преподавания
должны быть положены четкие методы, способы,
которые в совокупности выстраиваются
в хорошо организованную и налаженную
методику обучения и воспитания студентов.
Самоконтроль прививает студенту
грамотное и осмысленное отношение к своему
здоровью и к занятиям физическими упражнениями,
помогает лучше познать себя, приучает
следить за собственным здоровьем, стимулирует
выработку устойчивых навыков гигиены
и соблюдения санитарных норм и правил.
Самоконтроль помогает регулировать процесс
тренировки и предупреждать состояние
переутомления. Особое значение имеет
самоконтроль для студентов специальной
медицинской группы.
Литература
1. Гусалов А. Х. «Физкультурно-оздоровительная
группа»,1997 г.
2. Дембо А. Г. «Врачебный контроль
в спорте», 1998 г.
3. Решетников Н. В., Ю. Л. Кислицин
«Физическая литература», 2001 г.
4. «Физическая культура студента.
/Под редакцией В. И. Ильинича.- М.: Гардарики,
2003г.
5. Теория и методика физического
воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры.
Под общей ред. Л.П. Матвеева и Ф.Д. Новикова.
Изд. 2-е, испр. И доп. (В 2-ч т.). М., «Физкультура
и спорт», 1976.
6. Основы спортивной тренировки.
Учебное пособие для ин-тов физ. культуры.
Под редакцией Л.П. Матвеева. М., «Физкультура
и спорт», 1977.
7. Лечебная физкультура и врачебный
контроль: Учебник под редакцией В.А.Епифанова,
Г.Л. Апанасенко. - М.: Медицина, 1990.
8. Спортивная медицина: Учеб.
для ин-тов физ. культ./Под ред. В.Л.Карпмана.
- М.: Физкультура и спорт, 1987.
9. Спортивная медицина /Под
ред. А.В. Чоговадзе, Л.А. Бутченко. - М.: Медицина.
Информация о работе Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями