Коррекция физического развития студента
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 13:18, реферат
Краткое описание
На физическое развитие влияет природная (биологическая) основа, передаваемая по наследству, и социальные факторы (воспитание, труд, быт и т.п.). В этой совокупности факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию. С помощью средств и методов физического воспитания можно направленно воздействовать на физическое развитие человека.
Содержание
Введение............................................................................................................................................3
1.1 Понятие коррекции.....................................................................................................................4
1.2 Физическое развитие, методы оценки ......................................................................................5
1.3 Коррекция физического развития..............................................................................................8
Заключение......................................................................................................................................10
Список литературы...................
Вложенные файлы: 1 файл
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА
АЛЕКСАНДРА I»
Кафедра Физическая культура
Отделение ОФП
Реферат на тему:
«Коррекция физического развития
студента»
Санкт-Петербург
2014
Оглавление
Введение
Физическое развитие человека
- это процесс изменения естественных
морфофункциональных свойств его организма
в течение индивидуальной жизни.
На физическое развитие влияет
природная (биологическая) основа, передаваемая
по наследству, и социальные факторы (воспитание,
труд, быт и т.п.). В этой совокупности факторов
особая роль принадлежит физическому
воспитанию. С помощью средств и методов
физического воспитания можно направленно
воздействовать на физическое развитие
человека.
Занятия физическими упражнениями
являются очень сильным средством изменения
физического и психического состояния
человека. Правильно организованные занятия
укрепляют здоровье, улучшают физическое
развитие, повышают физическую подготовленность
и работоспособность, совершенствуют
функциональные системы организма человека.
1.1 Понятие
коррекции
В понятие коррекции входит
сумма оздоровительных, общеукрепляющих
и развивающих воздействий специально
подобранных систем физических упражнений,
оказывающих влияние на формирование
опорно-двигательного аппарата, помогающих
устранению функциональной недостаточности
и повышению уровня физической подготовленности.
При коррекции физического развития (телосложения)
ликвидируются отклонения в осанке, искривления
позвоночника в различных направлениях
(кифозы, лордозы, сколиозы), нарушения
в развитии формы грудной клетки (плоская,
узкая, асимметричная), плоскостопие и
другие недостатки. В целях коррекции
физического развития применяются специальные
корригирующие и обще-развивающие физические
упражнения: упражнения для укрепления
мышц спины и передней части туловища
(мышечный корсет), дыхательные упражнения
— для улучшения функции дыхания, плавание,
подвижные и спортивные игры, элементы
различных видов спорта. При наличии избыточной
массы полезны гимнастические упражнения,
которые способствуют активизации жирового
обмена в области живота, бедер и других
частей тела. При выполнении таких упражнений
следует чередовать исходные положения:
стоя, сидя, лежа. Наиболее эффективно
активизируют жировой обмен циклические
упражнения, выполняемые в аэробном режиме.
При различных формах сердечно-сосудистой
недостаточности применяются строго дозированные
физические упражнения: ходьба, оздоровительный
бег, плавание, передвижение на лыжах с
постоянным медицинским контролем за
состоянием организма.
Коррекция двигательных возможностей
осуществляется после определения их
недостаточности. Для этого выполняются
различные тесты на быстроту, силу, выносливость,
координацию движений, в результате которых
обнаруживаются качества, отстающие в
развитии. Затем подбираются средства
физической тренировки, способствующие
усиленному воздействию на эти двигательные
возможности.
Следует отметить, что наряду
с выполнением физических упражнений
для коррекции индивидуального физического
развития и двигательных возможностей
значение имеет режим питания, учебной
и трудовой деятельности, отдыха и сна.
1.2 Физическое
развитие, методы оценки
Как уже отмечалось, физическое
развитие – это изменение форм и функций
организма человека в течение его жизни.
Определить уровень и особенности
физического развития можно, прежде всего,
с помощью антропометрии.
Антропометрия – система измерений и исследований
в антропологии линейных размеров и других
физических характеристик тела.
Антропометрические измерения
проводят по общепринятой методике с использованием
специальных, стандартных инструментов.
Измеряются: рост стоя и сидя, вес тела,
окружность шеи, грудной клетки, талии,
живота, плеча, предплечья, бедра, голени,
становая сила и сила мышц кисти, диаметры
– плечевой, грудной клетки и тазогребневой,
жироотложение.
Уровень физического развития
оценивается с помощью трех методов: антропометрических
стандартов, корреляции и индексов.
Антропометрические
стандарты – это средние значения признаков
физического развития, полученные при
обследовании большого контингента людей,
однородного по составу (возрасту, полу,
профессии и т. д.). Средние величины (стандарты)
антропометрических признаков определяются
методом математической статистики. Для
каждого признака вычисляют среднюю арифметическую
величину (М – mediana) и средне-квадратичное
отклонение (S – сигма), которое определяет
границы однородной группы (нормы). Так,
например, если средний рост студентов 173 (М) ±
6 (S) см, то большинство обследованных (68–75)%
имеют рост в пределах от 167 (173- 6) см до 179 (173+6) см.
Для оценки, сначала определяется
отличие показателей обследуемого от
аналогичных стандартных. Например, обследуемый
студент имеет рост 181,5 см, а средний показатель
по стандартам (173 см при S = ± 6), значит рост
данного студента на 8,5 см больше среднего.
Затем полученная разница делится на показатель
S. Оценка определяется в зависимости от
величины полученного частного: меньше
- 2,0 (очень низкое); от - 1,0 до - 2,0 (низкое);
от - 0,6 до - 1,0 (ниже среднего); от - 0,5 до +0,5
(среднее); от + 0,6 до +1,0 (выше среднего);
от +1,0 до +2,0 (высокое), больше +2,0 (очень
высокое).
В нашем примере получаем частное
8,5 : 6,0 = 1,4. Следовательно, рост обследуемого
студента соответствует оценке “высокий”.
Индексы физического
развития. Это показатели физического
развития, представляющие соотношение
различных антропометрических признаков,
выраженных в априорных математических
формулах.
Метод индексов позволяет делать
ориентировочные оценки изменений пропорциональности
физического развития. Индекс – величина
соотношения двух или нескольких антропометрических
признаков. Индексы построены на связи
антропометрических признаков (веса с
ростом, жизненной емкостью легких, силой
и т. п.) Разные индексы включают разное
число признаков: простые (два признака),
сложные – больше. Наиболее часто встречающиеся
индексы.
Ростовой индекс
Брока-Бругша. Для получения должной величины
веса вычитается 100 из данных роста до
165 см; при росте от 165 до 175 см – 105, а при
росте 175 см и выше – 110. Полученная разность
и считается должным весом.
Весоростовой индекс
(Кетле) определяется делением данных
веса (в г) на данные роста (в см). Средними
показателями считаются 350–400 г у мужчин
и 325–375 г у женщин.
Для более точного определения
веса тела необходимо учитывать тип телосложения
и идеальный вес. Определение типа телосложения,
а идеальный вес вычисляется следующим
образом.
Телосложение |
Женщины |
Мужчины |
Астеники |
рост (см) ґ 0,325 |
рост (см) ґ 0,375 |
Нормостеники |
рост (см) ґ 0,340 |
рост (см) ґ 0,390 |
Гиперстеники |
рост (см) ґ 0,355 |
рост (см) ґ 0,410 |
Жизненный индекс определяется путем деления
показателей жизненной емкости легких
(МП) на вес тела (кг). Средняя величина
составляет для мужчин – 60 (спортсмен
68–70) мл/кг, для женщин – 50 (спортсменки
57–60) мл/кг.
Силовой индекс получают от деления показателя
силы на вес и выражают в процентах. Средними
величинами считаются следующие: сила
кисти мужчин (70–75)% веса, женщин – (50–60)%
, спортсменов – (75–81)% , спортсменок –
(60–70)% .
Коэффициент пропорциональности
(КП) можно определить, зная длину тела
в двух положениях:
В норме КП = (87–92)% . КП имеет
определенное значение при занятиях спортом.
Лица с низким КП имеют при прочих равных
условиях более низкое расположение центра
тяжести, что дает им преимущество при
выполнении упражнений, требующих высокой
устойчивости тела в пространстве (горнолыжный
спорт, прыжки с трамплина, борьба и др.).
Лица, имеющие высокий КП (более 92% ), имеют
преимущество в прыжках, беге. У женщин
КП несколько ниже, чем у мужчин.
Показатель крепости сложения
выражает разницу между длиной тела и
суммой массы тела и окружности грудной
клетки на выдохе. Например, при росте
181 см, весе 80 кг, окружности
грудной клетки 90 см этот показатель будет
равен 181–(80+90) = 11.
У взрослых разность меньше
10 можно оценить как крепкое телосложение,
от 10 до 20 – как хорошее, от 21 до 25 – как
среднее, от 26 до 35 – как слабое и более
36 – как очень слабое телосложение.
Следует, однако, учитывать,
что показатель крепости телосложения
может ввести в заблуждение, если большие
величины веса тела и окружности грудной
клетки связаны не с развитием мускулатуры,
а являются следствием ожирения.
1.3 Коррекция
физического развития
Физическое развитие человека
как процесс изменения и становления морфологических
и функциональных свойств зависит и от
наследственности, и от условий жизни,
а также от физического воспитания с момента
рождения. Конечно, не все признаки физического
развития в одинаковой степени поддаются
исправлению в студенческом возрасте:
труднее всего — рост (правильнее, длина
тела), значительно легче — масса тела
(вес) и отдельные антропометрические
показатели (окружность грудной клетки,
бедер и т.д.).
Прогнозы по увеличению роста
в основном неутешительны, ибо установлено,
что рост человека относится к наследственным
признакам. По сведениям некоторых авторов
(В.В. Бунак и др.), рост в длину мужчин продолжается
до 25 лет, хотя многие исследователи считают,
что этот процесс прекращается у девушек
к 17—18 годам, а у юношей к 19 годам. По разным
причинам, в том числе из-за недостатка
двигательной активности, у некоторых
нарушается обмен веществ и происходит
«сбой» в эндокринной системе организма,
и нормальный возрастной прирост длины
тела иногда замедляется, но не останавливается.
Под влиянием физических нагрузок
улучшается кровоснабжение всех тканей,
усиливается обмен веществ и, что особенно
важно, в организме образуется биологически
активное вещество — соматотропный гормон
(СТГ). Этот гормон (соматотропин) влияет
на увеличение длины костей и, следовательно,
на рост человека. Непосредственным местом
воздействия гормона на кость является
ее концевое образование — эпифизарный
хрящ, который постепенно заменяется костным
веществом, т.е. происходит рост кости.
В последние годы установлено, что физические
нагрузки умеренной мощности и продолжительностью
1,5—2 ч могут более чем в три раза увеличить
СТГ в организме.
Однако далеко не всегда и не
все физические нагрузки стимулируют
рост. Кратковременные (10—15 мин), небольшой
интенсивности (пульс не выше 100—120 ударов
в мин), чрезмерно большие весовые, а также
длительные (многочасовой бег и т.п.) нагрузки
не приводят к увеличению СТГ.
Опыт показывает, что наиболее
благоприятно на стимуляцию роста влияют
спортивные игры (баскетбол, волейбол,
бадминтон, теннис и др.). Их рекомендуют
сочетать с нагрузками умеренной мощности
(в плавании, ходьбе на лыжах, беге) 2—3
раза в неделю по 40—120 мин. Способствуют
росту и ежедневные специальные прыжковые
упражнения (скакалки, многократные подскоки),
упражнения в висе на перекладине или
гимнастической стенке.
Заключение
Создание условий для формирования
человека, гармонически сочетающего в
себе духовное богатство, моральную чистоту
и физическое совершенство, является одной
из актуальных проблем.
Физическая культура представляет
собой общественное явление, тесно связанное
с экономикой, культурой, общественно-политическим
строем, состоянием здравоохранения, воспитанием
людей.
История физической культуры
отражает специфическую сферу преобразования
природы человеком и самого человека путем
формирования все более совершенного
организма, сознания, воли, а также развития
соответствующих традиций, институтов
и организаций.
Наш век — век значительных
социальных, технических и биологических
преобразований. НТР внесла в образ жизни
человека наряду с прогрессивными явлениями
и ряд неблагоприятных факторов, в первую
очередь гиподинамию (нарушение функций
организма (опорно-двигательного аппарата,
кровообращения, дыхания, пищеварения)
при ограничении двигательной активности,
снижении силы сокращения мышц.) и гипокинезию
(состояние недостаточной двигательной
активности организма с ограничением
темпа и объема движений), нервные и физические
перегрузки, стрессы профессионального
и бытового характера. Все это приводит
к нарушению обмена веществ в организме,
предрасположению к сердечно-сосудистым
заболеваниям, избыточной массе тела и
т.п. Влияние неблагоприятных факторов
на состояние здоровья молодого организма
настолько велико и объемно, что внутренние
защитные функции организма не в состоянии
с ними справиться. Опыт десятков тысяч
людей, испытавших на себе воздействие
такого рода неблагоприятных факторов,
показывает, что лучшим противодействием
им являются регулярные занятия физическими
упражнениями, которые помогают восстановлению
и укреплению здоровья, адаптации организма
к условиям внешней среды.
Список
литературы
1. « Физическая культура
студента» Учебник/под ред. В.И.Ильинича.-М:Гардарики,2003.-448
с.
Информация о работе Коррекция физического развития студента