Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 12:24, практическая работа
В аналитическом обзоре приведены результаты исследования современного состояния системы спортивного образования в России, дан обзор российских учебных заведений, которые готовят специалистов для развития физической культуры и спорта, в том числе спорта высших достижений. Определены ведущие государственные ВУЗы, рассмотрены современные коммерческие программы повышения квалификации и переподготовки специалистов. Особое внимание уделено вопросам организации подготовки спортивных менеджеров. Проведен анализ международного опыта в области организации спортивного образования.
Список сокращений 3
Введение 4
1. Государственное регулирование системы спортивного образования 5
2. Образовательные спортивные учреждения в России 5
3. Рейтинги спортивных ВУЗов 8
4. Подготовка специалистов по специальности «спортивный менеджмент» 12
5. Международный опыт спортивного образования 15
5.1. Спортивное образование в России и Болонский процесс 15
5.2. Опыт международного сотрудничества ведущих спортивных ВУЗов России 15
5.3. Создание Российского международного олимпийского университета в г.Сочи. 16
5.4. Международная образовательная практика в области спортивного менеджмента 17
Заключение 19
В отличие от государственных ВУЗов, с целью подготовки спортивных менеджеров эффективно реализуются коммерческие программы повышения квалификации и переподготовки специалистов с высшим образованием и опытом работы. В Приложении 4 приведены актуализированные данные по коммерческим программам подготовки спортивных менеджеров. Кроме этих программ, каждое из таких коммерческих учебных заведений предлагает дополнительно и кадровые услуги по поиску и подбору специалистов, и консалтинговые услуги.
Как показали экспертные опросы выпускников спортивных ВУЗов, одна из главных проблем в сфере подготовки спортивных менеджеров состоит в том, что в отечественной практике спортивные ВУЗы ориентированы на подготовку тренеров и педагогов. Поэтому традиционно считаются самыми сильными факультеты «тренерский» и «педагогический». С другой стороны, для выпускников экономических и управленческих факультетов сильную конкуренцию составляют бывшие тренеры, прошедшие дополнительное обучение. В силу этого, несмотря на достаточную подготовку для работы в спортивных клубах и на спортивных сооружениях, знание специфики отрасли, выпускникам экономических и управленческих факультетов спортивных ВУЗов трудно получить работу в спортивной сфере. Кроме того, многие не идут работать по специальности из-за невысокой заработной платы. Часто можно услышать, что Олимпиада в Сочи пройдет, а жить нужно сегодня и завтра.
Система спортивного образования в России подчиняется общим тенденциям, в рамках которых развивается вся отечественная система высшего образования. Одна из таких тенденций - интеграция в мировое образовательное пространство, в частности путем присоединения России к «болонскому» процессу. Начало «болонскому» процессу было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации. В этом документе были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. В 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Дальнейшее совершенствование высшего профессионального образования в России связано с реализацией идей этого документа.
«Россия в полной мере планирует перейти на трехступенчатую систему высшего образования, предусматривающую подготовку бакалавров, магистров и докторов, в 2011году» - заявил в марте 2010 г. глава департамента государственной политики в образовании Минобрнауки И.Реморенко на международной конференции, посвященной 10-летию Болонского процесса.
Реализация новых
Российские спортивные ВУЗы, в соответствии с общероссийскими тенденциями в области высшего образования, активно участвуют в международных проектах. В табл. 5 приведены данные о направлениях сотрудничества с зарубежными партнерами пяти ведущих спортивных ВУЗов России.
Таблица 5. Международное сотрудничество спортивных ВУЗов России
пп. |
Наименование ВУЗа |
Международное сотрудничество |
1 |
Российский ГУФК |
В 1997 году вошёл в Европейскую сеть спортивных наук в высшем образовании, в 1998 - в Международный комитет спортивных наук и физической культуры. Участвует в Американском консорциуме по культурному и академическому обмену. Активно сотрудничает с университетами, учебными и научными институтами и академиями физической культуры и спорта Германии, Кореи, Китая, Польши, Вьетнама, Бразилии, Италии, стран Восточной Европы и Центральной Азии. |
2 |
Санкт-Петербургский ГУФК |
Является членом Ассоциации физкультурных ВУЗов Европы и Европейского союза спортивной науки и высшего образования. Налажены прочные деловые отношения с образовательными и спортивными учреждениями 15 стран Европы, Азии, Америки: Корейским университетом спорта, Стаффордширским университетом физического воспитания, Сеульским научно-спортивным университетом, Спортивным институтом Катовицы и др. |
3 |
Великолукская ГАФК |
В 2006 году подписаны: = соглашение о научном, образовательном и культурном сотрудничестве с членами Международной организации спортивных наук и здоровья (International network of Sport Science and Health), в г. Магдебург (Германия); = договор с Международной Ассоциацией спортивной кинетики; = договор с Международным советом спортивных наук и физкультурного образования; В рамках сотрудничества
с Тартуским университетом |
4 |
Краснодарский ГУФК |
В 2009 году заключены договоры о творческом сотрудничестве с университетами York St. John, Leeds Metropolitan, Worcester, а также колледжем г.Гилдфорд (Великобритания) и Южнокорейским Пуссанским университетом (Gosin University). |
5 |
Дальневосточная ГАФК |
Поддерживает научные
связи с Сувонским |
Одним из важных направлений международного сотрудничества является создание в России международных образовательных центров. Первым российским прототипом международных центров по подготовке спортивных менеджеров станет АНО «Российский международный олимпийский университет» в г.Сочи. В качестве соучредителей университета выступили Минспорттуризм России, Международный олимпийский комитет, Оргкомитет «Сочи 2014», Олимпийский комитет России, ЗАО «Интеррос».
Цель этого университета - подготовка руководителей высшего звена (управление олимпийскими объектами, организация массовых мероприятий, стратегическое планирование), профессионалов спортивной индустрии (менеджмент, спортивный маркетинг, спортивная дипломатия, логистика), специалистов в области туризма, гостиничного бизнеса, индустрии развлечений, работников сферы обслуживания.
Российский международный олимпийский университет рассчитан на специалистов, уже имеющих высшее образование и желающих дополнить его образованием по программе бизнес-администрирования. Планируется, что преподавать будут отечественные и зарубежные специалисты. Большинство курсов будет вестись на официальных языках олимпийского движения - английском и французском. Только часть предметов будет преподаваться и на русском.
Стоимость обучения в ВУЗе будет соответствовать мировой практике. В зависимости от формата и продолжительности программы стоимость обучения может составить до 30 тыс. долл. за двухлетнюю программу Master of Sport Administration. Предусматриваются следующие основные направления подготовки:
на привлечение, управление, развитие и удержание ключевых талантливых сотрудников).
Есть несколько путей стать спортивным менеджером. Классический для Запада 70-80-х годов вариант: бывший тренер или спортсмен заканчивал экономический факультет и начинал работать в спортивном бизнесе.
В Советском Союзе
спортивными менеджерами
В 80-90 годы в Европе стали появляться учебные заведения, готовящие спортивных менеджеров по программам MBA или по национальным образовательным стандартам. Их главное отличие от традиционных спортивных ВУЗов состоит в том, что они готовят именно менеджеров, а не тренеров. Знания стали узко специализированными, а спортивные отрасли – высококонкурентными и зрелищными. Спорт стал бизнесом. Зарубежный спорт сегодня порой больше зарабатывает, чем требует от государства.
На сегодняшний день наиболее продвинутыми в области подготовки спортивных менеджеров считаются Великобритания, Франция, Швейцария и Германия.
В Великобритании и за
ее пределами известны подготовкой
в области спортивного
Типичная годовая программа
подготовки спортивных менеджеров представлена
на примере английского
Стоимость такой программы составляет порядка 27 тыс. долларов.
Французская система подготовки спортивных менеджеров в целом аналогична английской. Во Франции имеется два известных высших учебных учреждения в области спортивного менеджмента – Audencia Nantes и Euromed Marseille. Стоимость обучения составляет порядка 8 тыс. евро за курс. В обеих школах так же, как и в английских программах, предусмотрена обязательная четырехмесячная практика в спортивных организациях.
Современное состояние спортивной отрасли России характеризуется, с одной стороны, положительной динамикой развития по сравнению с девяностыми годами прошлого века, повышением внимания к спорту со стороны руководителей государства и принятием ряда документом стратегического характера. С другой стороны, имеет место явное и существенное отставание от других стран, где спорт 21-го века стал успешным высоко конкурентным и зрелищным бизнесом. Поражение в Ванкувере многие эксперты и политики оценивают как свидетельство системного кризиса в области физической культуры и спорта, в том числе и в области спортивного образования.
Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и план мероприятий по ее реализации обуславливают интенсивный рост потребности в спортивных менеджерах и, как следствие, потребность соответствующего развития системы спортивного образования.
Система спортивного образования в России находится в процессе модернизации и развития рынка образовательных услуг. Государственные вузы спортивного профиля обязаны переходить на европейские стандарты обучения. Однако по различным причинам этот процесс тормозится. В результате современные востребованные специальности на коммерческой основе преподаются на курсах повышения квалификации и переподготовки, создаваемых при этих же вузах.
Лидерами в области
спортивного образования в
Однако ни эти крупнейшие
спортивные вузы, ни более молодые
негосударственные образователь
Нишу повышения квалификации и переподготовки специалистов в условиях рынка делят с государственными вузами негосударственные коммерческие образовательные учреждения. У них больше свободы выбора. Они умеют зарабатывать деньги и имеют возможность привлечь к образовательному процессу лучших российских и зарубежных специалистов. Это самый перспективный сегмент в области подготовки высокопрофессиональных менеджеров для спорта.
При разработке проектов выхода на этот сегмент рынка образовательных услуг необходимы дополнительные проработки по нескольким направлениям. Прежде всего, необходимо детальное изучение успешного зарубежного опыта с целью его адаптации к российским условиям. Далее, целесообразно проанализировать перспективные формы организации государственно-частного партнерства в сфере спортивного образования, особенно учитывая новые тенденции государственной политики в области развития спорта, в том числе спорта высоких достижений, спортивного туризма и спортивных аспектов молодежной политики.
Информация о работе Кто есть кто в мире спортивного образования в России