Культура здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 22:05, реферат

Краткое описание

Здоровье населения республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от образа жизни. На сегодняшний день в обществе не созданы соответствующие материально–технические условия, правовые, социальные и экономические предпосылки, формирующие заинтересованное отношение человека к своему здоровью и способствующие поддержке и укреплению здорового образа жизни. Не сформирована система оптимальной организации досуга детей и молодежи, недостаточна система вторичной занятости подростков, что является причиной раннего приобщения и злоупотребления алкоголя, распространения курения, наркомании. Отмечается недостаточное количество служб консультативной и социально-психологической помощи семьям, детям и подросткам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Основная часть…………………………………………………………………….4
Заключение………………………………………………………………………...9
Список литературы………………………………………………………………10

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство образования Республики Беларусь.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Содержание                                

Введение…………………………………………………………………………...3

Основная часть…………………………………………………………………….4

Заключение………………………………………………………………………...9

Список литературы………………………………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье населения  республики – высшая национальная ценность, и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения здоровье каждого человека на 50 процентов зависит от образа жизни. 

На сегодняшний день в обществе не созданы соответствующие материально–технические условия, правовые, социальные и экономические предпосылки, формирующие заинтересованное отношение человека к своему здоровью и способствующие поддержке и укреплению здорового образа жизни. Не сформирована система оптимальной организации досуга детей и молодежи, недостаточна система вторичной занятости подростков, что является причиной раннего приобщения и злоупотребления алкоголя, распространения курения, наркомании. Отмечается недостаточное количество служб консультативной и социально-психологической помощи семьям, детям и подросткам.

Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов имеющих подготовку по основам валеологии формировать у детей понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.

Так же, возможно поощрение здорового образа жизни, т.е.  как руководители государственных, так и частных предприятий, организаций могут помогать людям избавляться от вредных привычек. В деле поддержания здоровья и оздоровления людей исключительную роль играют физическая культура и спорт. 
 Здоровье нации невозможно улучшить без заботы каждого человека о поддержании своего здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сегодня в любом регионе планеты на первый план выходят вопросы здорового образа жизни, обеспечения лекарствами, доступной медицинской помощи. Экологические проблемы приобретают масштабы необратимых катастроф. Здоровье человека является одним из приоритетов нашей государственной политики.

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности.

Культура здоровья каждого человека формируется на основании следующих компонентов:

    • Когнитивного;
    • Эмоционального;
    • Коммуникативного;
    • Волевого.

Под когнитивным компонентом понимается познавательная деятельность личности. То есть, насколько сам человек понимает «культуру здоровья». Здесь важна информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни. В формировании культуры здоровья также имеет значение, насколько человек пополняет знания в этой области. Однако в настоящее время часто встречается вариант несоответствия образа «культуры здоровья» в понимании человека и его поведением. То есть, когда образ жизни человека, его стиль жизни, образ мышления и поведения не соответствуют его представлениям о «правильном, здоровом образе жизни». Вероятнее всего в таком случае недостаточна мотивация человека, то есть осознанное проектирование «правильного образа жизни» и соответствия ему.

Эмоциональный компонент «культуры здоровья» отражает уровень физического и социального благополучия, качество и удовлетворенность жизнью. Другими словами, от того, какие эмоции доминируют у человека, зависит его психологическое здоровье. Оно, в свою очередь, оказывает влияние на физическое состояние человека, а также определяет отношение личности к жизни в целом. Среди факторов, влияющих на эмоциональный фон, могут быть финансовое состояние человека, состояние его здоровья, межличностные отношения, события трудовой деятельности, личные проблемы и т.д. Эмоциональный компонент личности может является основой развития психосоматических расстройств, так как одной из причин их возникновения являются эмоциональные стрессы, вызывающие перестройку нервных и эндокринных механизмов регуляции адаптивных процессов. С другой стороны, положительный эмоциональный настрой благоприятно воздействует на физическое состояние организма. Например, у оптимистов меньше вероятность заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, выздоравливают они также достоверно быстрее.

Коммуникативность также является важным компонентом культуры здоровья, так как она отражает адекватность взаимодействия человека с другими людьми и с окружающим миром. Коммуникативность зависит от разнообразных факторов: воспитания, опыта личности, а также ее культуры, ценностей, потребностей, интересов, установок, характера, темперамента, привычек, особенностей мышления. Коммуникативность отражает способность человека к самоконтролю и самокоррекции, а также его психологическое здоровье.

Даже обширные теоретические знания в области культуры здоровья недостаточны для формирования правильного поведения человека. Сознательное и активное отношение к сохранению и укреплению своего здоровья требует от человека определенных волевых качеств (самообладания, целеустремленности). Поэтому еще раз необходимо подчеркнуть важность волевого компонента, а также мотивации для формирования высокой культуры здоровья.

Т.к. здоровье есть важный приоритет государственной политики, правительство системно поменяло подходы к развитию отечественного здравоохранения.

Первостепенная задача – оснащение медицинских учреждений самым современным оборудованием, внедрение прогрессивных методик и технологий.

Что касается медицины, то для повышения эффективности труда врачей. Нужно создать им достойные условия работы и обеспечить всем необходимым оборудованием. Следовательно, люди не будут уезжать лучиться за границу, и возможно в нашу страну станут ездить люди с различных стран на консультацию и собственно лечение.

Также не должно быть такого, что человек вынужден ждать и сталкиваться с препятствиями, когда ему срочно нужна квалифицированная помощь. Поэтому государство стремиться существенно укрепить материально – техническую базу скорой медицинской помощи, в первую очередь обеспечить города необходимым количеством транспортных средств.

Главной целью государства является заметное повышение продолжительности жизни людей. Государство делает все необходимое для сохранения здоровья своих граждан. Но главное в этом деле предопределяет каждый персонально – своим отношением к собственному здоровью и здоровью своих близких.

Формирование культуры здоровья в современном обществе является сложным интегративным процессом. Однако можно выделить следующие факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

  • Социальные и культурные;
  • Педагогические факторы;
  • Медико-физиологические факторы.

Социально-экономическая среда оказывает наибольшее влияние на формирование культуры в целом, и культуры здоровья в частности. Например, по данным Всемирной Организации Здравоохранения, дети из семей с более низким социальным статусом в среднем занимаются физкультурой меньше, чем из семей с более высоким статусом, кроме того, они получают меньше физической нагрузки вне школы.

Педагогическое влияние накладывается на образ «культуры здоровья», уже сформированный культурной и социальной средой. Известно, что эффективное образование в области культуры здоровья может привести к изменению образа мысли, правильной оценке и переоценке негативных жизненных ценностей, появлению необходимых навыков и в результате изменить или сформировать не только поведение, но и стиль жизни в целом. Педагогическое влияние оказывается на человека, в основном, в период детства и юношества, то есть в образовательных учреждениях. Здесь важными факторами являются здоровьесберегающая инфраструктура учреждения, комплексный подход к формированию и сохранению здоровья в организации воспитательно-образовательного процесса. Важным механизмом формирования культуры здоровья будет влияние на когнитивный компонент и мотивацию учащегося. Когнитивный компонент означает информированность учащегося в области культуры здоровья (физиология и анатомия человека, понятие здоровья, факторы, влияющие на здоровье человека и т.д.). В учебных учреждениях должно большое внимание уделяться мотивации воспитанников на здоровый образ жизни. То есть, должна вырабатываться сознательная потребность в собственных взглядах и убеждениях на отсутствие вредных привычек, жизненную и когнитивную активность. В настоящее время педагогический фактор усиливается влиянием средств массовой информации (телевидения, радио, Интернета и т.д.). Многие стереотипы вырабатываются именно этими источниками информации, и степень доверия молодежи им иногда выше, чем учебным учреждениям, родителям и т.д.

К медико-физиологическим факторам, оказывающим влияние на формирование культуры здоровья, относятся уже существующие у человека режим двигательной активности, режим дня, оздоровительные мероприятия, организацию физического воспитания, средства и методы воспитания, то есть, опыт человека в области культуры здоровья и его привычки. 
Важно еще раз подчеркнуть, что культуру здоровья необходимо формировать в детском возрасте, а затем укреплять в течение всей жизни. Кроме того, человек должен систематические воплощать теоретические знания в повседневной жизни с целью стабилизации своего здоровья, то есть оздоровления.

Проблема культуры здоровья стала подниматься современным обществом сравнительно недавно. В настоящее время более 13% населения РБ регулярно занимаются физической культурой. Во всех регионах страны построено немало сооружений. Однако вопрос стоит в том, все ли могут позволить себе посещение этих спортивных объектов. Правительство обещает, что сделает спортсооружения максимально доступными и будут привлекать к массовому спорту семьи. Государство также отмечает, что в наше время иметь здоровую, полноценную семью с несколькими детьми должно быть престижно и выгодно.

Наша страна многого добилась в развитии спорта.

Никто не в силах каждому запретить пить и курить, но совершенно недопустимо злоупотреблять этим негативным явлением и равнодушно смотреть на то. Как спиваются наши сограждане.

Для борьбы с этим используется комплекс мер, а именно: увольнение с мест работы за появление в нетрезвом виде, водительские штрафы , вплоть до изъятия транспортного средства, за вождение в нетрезвом состоянии.

За последнее время слишком участились последствия от так называемых вредных привычек: дорожно-транспортные происшествия, пожары, преступления. Но большее беспокойство вызывает наркомания. Что с недавнего времени стало гораздо больше распространенятся.

Но все равно одним из волнующих вопросов остается численность населения Беларуси. Первыми результатами национальной политики по обеспечению демографической ситуации стало стабильное увеличение рождаемости и числа заключаемых браков.

Определяющую роль в оздоровлении общества может и должна сыграть система образования и воспитания. Так же культура охраны здоровья формируется на основе образования и воспитания. Невежественное общество нежизненно. Беларусь относиться к числу стран с высоким уровнем образованности населения. Воспитание и образование формирует личность человека, его нравственные качества.

Задача государства – формировать среду, благоприятную для творчества, потому что культура – это сфера, которая волевым решением или указанием сверху не развивается. В данное направление вложено много сил и средств, а именно, построена Национальная библиотека, происходит реконструкция музеев и театров и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности.

Здоровье нации является основой благосостояния самой нации. Чтобы достигнуть этих целей государство использует различные пути. В нашей стране много внимания уделяется пропаганде здорового образа жизни, регулярно проводятся спортивные мероприятия. 

Формирование здорового образа жизни среди подростков – одна из первичных задач нашего общества. Здоровые дети – это гарантия светлого будущего нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1.Статьи. А.Толоконин / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.tolokonin.ru/library/my_monography/kultura_zdorovia/  Дата доступа: 23.12.2013

2. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. 1989. – 964с.

3. Петровский Б.В. Популярная  медицинская энциклопедия. 1988. –447с.

4. Тимофеева В.И. Физический  спорт, физкультура и здоровый  образ жизни – 1996. – 62с.

5. Запорожченко В.Г. Образ  жизни и вредные привычки. –М.: Медицина, 1984. – 32с.

6. Амосов Н.М. Раздумья  о здоровье, - М.; ФиС, 1987. – 192с.

 

 


Информация о работе Культура здоровья