Лечебная физическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 08:51, реферат

Краткое описание

Различают общую и частные методики ЛФК. Общая методика ЛФК предусматривает правила проведения занятий (процедур), классификацию физических упражнений, дозировку физической нагрузки, схему проведения занятий в различные периоды курса лечения, правила построения отдельного занятия (процедуры), формы применения ЛФК, схемы режимов движения. Частные методики ЛФК предназначены для определенной нозологической формы заболевания, травмы и индивидуализируются с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, возраста, физической подготовленности больного. Специальные упражнения для воздействия на пораженные системы, органы обязательно должны сочетаться с общеукрепляющими,, что обеспечивает общую и специальную тренировки.

Вложенные файлы: 1 файл

Лфк.docx

— 33.33 Кб (Скачать файл)

Гимнастические упражнения со специально подобранным музыкальным  сопровождением целесообразно использовать при проведении групповых занятий  утренней и лечебной гимнастикой. Это  благоприятно влияет на состояние нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на обмен веществ. Следует также включать в процедуры элементы танца и танцевальные шаги.

Физические упражнения в  воде и плавание в бассейне при  температуре воды 25-27 °С эффективны при лечении заболеваний сосудистой системы, органов дыхания, обмена веществ, нервной системы, повреждений опорно-двигательного аппарата в период стойкой ремиссии хронического заболевания. Упражнения при температуре воды 34-36 °С целесообразны для больных со спастическими парезами.

 

В ЛФК применяют механоаппараты и тренажеры местного (локального) и общего действия. Для разработки суставов при ограничении в них движений и укрепления ослабленных мышц у больных с заболеваниями и последствиями травм опорно-двигательного аппарата назначают упражнения на механоаппаратах местного действия — как дополнение к процедурам лечебной гимнастики.

Тренажеры и механоаппараты общего действия — вело-тренажеры, тренажер для гребли, бегущая дорожка и другие — назначают при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экзогенно-конституциональном ожирении и других заболеваниях в стадии компенсации.

 

Дозировка физической нагрузки

Дозировка в ЛФК — это  суммарная величина физической нагрузки, которую больной получает на занятии  процедуре).

Нагрузка должна быть оптимальной  и соответствовать функциональным возможностям больного. Для дозировки  нагрузки, следует принимать во внимание ряд факторов, которые влияют на величину нагрузки, увеличивая или уменьшая ее:

Исходные положения лежа, сидя — облегчают нагрузку, стоя — увеличивают.

Величина и число мышечных групп. Включение небольших групп (стопы, кисти) — уменьшает нагрузку; упражнения для крупных мышц —  увеличивают.

Амплитуда движения: чем  больше, тем больше нагрузка.

Число повторений одного и  того же упражнения: увеличение его  повышает нагрузку.

Темп выполнения: медленный, средний, быстрый.

Ритмичное выполнение упражнений облегчает нагрузку.

Требование точности выполнения упражнений: вначале увеличивает  нагрузку, в дальнейшем при выработке  автоматизма — уменьшает.

Упражнения сложные на координацию — увеличивают нагрузку, поэтому их не включают в первые дни.

Положительные эмоции на занятиях в игровой форме помогают легче  переносить нагрузку.

Различная степень усилий больного при выполнении упражнений: изменяет нагрузку.

Принцип рассеивания нагрузки с чередованием различных мышечных групп: позволяет подобрать оптимальную  нагрузку.

Использование предметов  и снарядов влияет не только на повышение, но и на уменьшение нагрузки.

Общая физическая нагрузка на занятии зависит, от интенсивности, длительности, плотности и объема ее. Интенсивность соответствует  определенному уровню ее пороговой  величины: от 30-40 % в начале и 80-90 % в  конце лечения. Для определения  порога интенсивности применяют  выполнение нагрузок на велоэргометре  с возрастающей мощностью от 50 до 500 кгм/м и более до предела переносимости. Длительность нагрузки соответствует времени занятий. Понятие плотности нагрузки обозначает время, затраченное на фактическое выполнение упражнений, и выражается в процентах к общему времени занятия. Объем нагрузки — это общая работа, которая выполнена на занятии. Равномерное без перерывов выполнение упражнений на занятии обозначают как поточный метод, общая физическая нагрузка при этом определяется интенсивностью и длительностью занятий. При интервальном (раздельном) методе с паузами между упражнениями нагрузка зависит от плотности занятий.

Режим движений (режим активности) — это система тех физических нагрузок, которые больной выполняет в течение дня и на протяжении курса лечения.

Строгий постельный режим  назначают тяжелым больным. Для  профилактики осложнений применяют  упражнения в статическом, дыхании, пассивные упражнения и легкий массаж.

Расширенный постельный режим  назначают при общем удовлетворительном состоянии. Разрешают переходы в  положение сидя в постели от 5 до 40 мин несколько раз в день. Применяют лечебную гимнастику с небольшой дозировкой физической нагрузки с допустимым учащением пульса на 12 уд./мин.

Палатный режим включает положение сидя до 50 % в течение  дня, передвижение по отделению с  темпом ходьбы 60 шагов в минуту на расстояние до 100-150 м, занятия лечебной гимнастикой длительностью до 20-25 мин, с учащением пульса после  занятия на 18-24 уд./мин.

На свободном режиме в  дополнение к палатному включают передвижение по лестнице с 1-го до 3-го этажа, ходьбу по территории в темпе 60-80 шагов в минуту на расстояние до 1 км, с отдыхом через каждые 150-200 м. Лечебную гимнастику назначают 1 раз в день в гимнастическом зале, длительность занятия 25-30 мин, с  учащением пульса после него на 30-32 уд./мин.

Частота пульса на занятиях должна быть не более 108 уд./мин у взрослых и 120 уд./мин — у детей.

В санаторно-курортных условиях применяют щадящий, щадяще-тренирующий и тренирующий режимы.

Щадящий режим соответствует  в основном свободному режиму в стационаре, с разрешением ходьбы до 3 км с  отдыхом через каждые 20-30 мин, игр, купания (при подготовленности и закаленности).

Щадяще-тренирующий режим  допускает средние физиче-ские нагрузки: широко используют ходьбу до 4 км за 1 ч, тeppeнкyp, прогулки на лыжах при температуре воздуха нe ниже 10-12 °С, катание на лодке в сочетании с греблей 20-30 м, спортивные игры с облегченными условиями их проведения.

Тренирующий режим применяют  в тех случаях, когда нет выраженных отклонений в функциях различных  органов и систем. Разрешается  бег, спортивные игры по общим правилам.

 

Формы и методы лечебной физкультуры.

Система определенных физических упражнений является формой ЛФК; это  лечебная гимнастика, утренняя гигиеническая  гимнастика, самостоятельные занятия  больных по рекомендации врача, инструктора; дозированная ходьба, терренкур, физические упражнения в воде и плавание, ходьба на лыжах, гребля, занятия на тренажерах, механоаппаратах, игры (волейбол, бадминтон, теннис), городки. помимо физических упражнений к ЛФК относятся массаж, закаливание воздухом и водой, трудотерапия, райттерапия (прогулки верхом на лошади).

Гигиеническая гимнастика предназначена  для больных и здоровых. Проведение ее в утренние часы после ночного  сна называют утренней гигиенической  гимнастикой, она способствует снятию процессов торможения, появлению бодрости.

Лечебная гимнастика — наиболее распространенная форма использования физических упражнений в целях лечения, реабилитации. Возможность с помощью разнообразных упражнений целенаправленно воздействовать на восстановление нарушенных органов и систем определяют роль этой формы в системе ЛФК. Занятия (процедуры) проводят индивидуально у тяжелых больных, малогрупповым (3-5 человек) и групповым (8-15 человек) методами. В группы объединяют больных по нозологии, т.е. с одним и тем же заболеванием; по локализации травмы. Неправильно объединять в одну группу больных с разными заболеваниями.

Каждое занятие строится по определенному плану и состоит  из трех разделов: подготовительный (вводный), основной и заключительный. Вводный раздел предусматривает подготовку к выполнению специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность раздела занимает 10-20 % времени всего занятия.

В основном разделе занятия  решают задачи лечения и реабилитации и применяют специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность раздела:— 60-80 % всего времени занятия.

В заключительном разделе нагрузку постепенно снижают.

Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными  реакциями организма. Простым и  доступным является контроль пульса. Графическое изображение изменения  его частоты во время занятия  называют кривой физиологической нагрузки. Наибольший подъем пульса и максимум нагрузки обычно достигается в середине занятия — это одновершинная кривая. При ряде заболеваний необходимо после повышенной нагрузки применить снижение ее, а затем вновь повысить; в этих случаях кривая может иметь несколько вершин. Следует также проводить подсчет пульса через 3-5 мин после занятия.

Очень важна плотность  занятий, т.е. время фактического выполнения упражнений, выражаемое в процентах  к общему времени занятия. У стационарных больных плотность постепенно возрастает от 20-25 до 50 %. При санаторно-курортном  лечении на тренирующем режиме в  группах общей физической подготовки допустима плотность занятий 80-90 %. Индивидуальные самостоятельные  занятия дополняют лечебную гимнастику, проводимую инструктором, и могут  осуществляться в последующем только самостоятельно с периодическим  посещением инструктора для получения указаний.

Гимнастический метод, осуществляемый в лечебной гимнастике, получил наибольшее распространение. Игровой метод  дополняет его при занятиях с детьми.

Спортивный метод применяют  ограниченно и в основном в санаторно-курортной практике.

При применении ЛФК следует  соблюдать принципы тренировки, учитывающие  лечебные и воспитательные задачи метода.

Индивидуализация в методике и дозировке с учетом особенностей заболевания и общего состояния  больного.

Систематичность и последовательность применения физических упражнений. Начинают с простых и переходят к сложным упражнениям, включая на каждом занятии 2 простых и 1 сложное новое упражнение.

Регулярность воздействия.

Длительность занятий  обеспечивает эффективность лечения.

Постепенность нарастания физической нагрузки в процессе лечения для  обеспечения тренирующего воздействия.

Разнообразие и новизна  в подборе упражнений — достигаются  обновлением их на 10-15% с повторением 85- 90% прежних для закрепления  результатов лечения.

Умеренные, продолжительные  или дробные нагрузки — целесообразнее применять, чем усиленные.

Соблюдение цикличности  чередования упражнений с отдыхом.

Принцип всесторонности —  предусматривает воздействие не только на пораженный орган или систему, но и на весь организм.

Наглядность и доступность  упражнений — особенно необходима в занятиях при поражениях ЦНС, с  детьми, пожилыми людьми.

Сознательное и активное участие больного — достигается  умелым объяснением и подбором упражнений.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Лечебная физическая культура (ЛФК) метод лечения, состоящий в  применении физических упражнений и  естественных факторов природы к  больному человеку с лечебно-профилактическими  целями. В основе этого метода лежит  использование основной биологической  функции организма — движения. Метод строго дозированных упражнений на фоне постановки правильного дыхания.

Термином лечебная физическая культура (или ЛФК) обозначают самые  различные понятия. Это и дыхательная  гимнастика после тяжелой операции, и обучение ходьбе после травмы, и разработка движений в суставе  после снятия гипсовой повязки. Это  и название кабинета в поликлинике, и кафедры в институте физкультуры, и кафедры в медицинском институте. Термин «лечебная физкультура» применяется  в самых различных аспектах, обозначая  и метод лечения, и медицинскую  или педагогическую специальность, и раздел медицины или физкультуры, и структуру здравоохранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

База данных физических упражнений на портале «Здоровая Россия»  Минздравсоцразвития РФ.

Спортивная медицина.

Лечебная физическая культура при гипертонической болезни.

Научно-практический журнал «Лечебная физкультура и спортивная медицина»

Лечебная физическая культура в условиях детского дошкольного  учреждения.

Лечебная физкультура  при различных патологиях.

Лечебная физкультура  по методике В. И. Дикуля.


Информация о работе Лечебная физическая культура