Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:17, реферат
Средства ЛФК, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшается психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.
Поскольку часто бронхиальная
астма носит инфекционно-
СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. "Ворона". Исходное
положение: сидя на скамейке, поднять
руки через стороны вверх (
2. "Гуси". Исходное положение:
сидя на скамейке, руки к плечам.
Сделать вдох, затем наклонить
туловище вперед, сделать длинный
выдох с произношением звуков
Г-А-А или Г-У-У или Г-О-О.
3. "Жук летит". Исходное
положение: сидя на скамейке, руки
на поясе. Сделать вдох, повернуть
туловище направо, правую руку
отвести в сторону и назад
(выдох), на выдохе подражание
звуку летящего жука Ж-Ж-Ж,
4. "Аист". Исходное положение:
стоя, ноги вместе. Поднять руки
в стороны, одну ногу
5. "Журавль". Исходное
положение: ноги вместе, руки вниз.
Поднять руки в стороны (вдох),
опустить медленно вниз (выдох). На
выдохе громко произносить
6. "Игра в мяч". Исходное
положение: стоя, ноги расставлены
в стороны. Большой резиновый
мяч держать двумя ладонями
на груди. Сделать вдох. Бросить
мяч от груди вперед (выдох). На
выдохе произносить звук Б-Р-У-
7. "Коршун". Исходное
положение: стоя, ноги вместе, руки
на голове (вдох). Быстро присесть,
руки опустить вниз, обхватить
руками колени (выдох). Сложиться
в комочек. Длительно
8. "Птица летит". Быстрая ходьба и бег по комнате (15-20 секунд), руки расставлены в стороны – движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением.
9. "Заблудился". Исходное положение: ноги вместе, руки сложить рупором, вдохнуть и на выдохе громко и протяжно прокричать А-У-У. Повторить 3-4 раза.
СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1. Исходное положение:
ноги вместе, руки вдоль туловища.
Одну ногу отставить назад
на носок, одновременно руки
поднять вперед и вверх
2. Исходное положение:
ноги расставить в стороны,
руки вдоль туловища. Поднять
руки вперед (вдох). Затем медленно
наклонить туловище вперед и
вниз. Покачиваясь в согнутом
положении (ноги не сгибать
в коленях!), несколько раз достать
пол концами пальцев (выдох). На
выдохе произносить звук З-З-З.
3. Исходное положение:
ноги расставлены в стороны,
руки с гимнастической палкой
подняты вверх. Вдохнуть, затем
наклонить влево туловище, руки
и палку (выдох). Принять исходное
положение (вдох), затем сделать
такой же наклон в другую
сторону (выдох). Выдох делать
медленно. На выдохе протяжно
произносить звук У-Х-Х-Х.
4. Исходное положение:
лежа на спине (на коврике),
ноги вытянуты, руки вдоль туловища.
Сделать вдох, после чего ноги
согнуть в коленных суставах,
обхватить руками и сильно
притянуть к груди (выдох). На
выдохе произносить протяжно
и громко звук П-Ф-Ф-Ф.
5. Исходное положение:
лежа на спине (на коврике),
ноги вместе, руки вытянуть вверх
(лежат на коврике). Сделать вдох,
после чего взмахнуть прямыми
руками и перейти в положение
сидя, потянуться вперед – руки
вытянуть, пытаясь достать пальцами
рук носки ног. Выдох делать
протяжный с одновременным
6. Исходное положение:
стоя, ноги вместе, руки опущены
вдоль туловища. Подняться на
носки, плечи оттянуть назад,
ладони повернуть от себя –
наружу, хорошо прогнуться (вдох). Вернуться
в исходное положение –
7. Исходное положение: ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх в стороны, хорошо прогнуться (вдох), затем медленно присесть, обхватить колени руками, прижать к груди, голову опустить вниз (выдох). Выдох сделать до отказа, при этом громко произносить звук О-Х-Х-Х. Повторить 8-10 раз.
8. Спокойная ходьба по комнате, дыхание произвольное через нос – 2-3 минуты.
9. Исходное положение: сидя на стуле, откинуться на спинку, руки опустить вниз. Мышцы расслабить. Затем руки развести широко в стороны, прогнуться (вдох), не спеша скрестить руки на груди, нажимать на грудную клетку, живот втянуть, голову нагнуть (выдох). Выдох медленный, губы собрать в трубочку, плавно выдыхать воздух до полного выдоха с произношением звука Ф-Ф-Ф. Проделать 4-5 раз с перерывами между упражнениями 20-30 секунд.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
Период приступа
При появлении предвестников приступа астмы больному необходимо придать удобное положение (лучше сидя), расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей. Расслабление этих мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проводимости.
Больного следует предупредить
о необходимости поверхностного
дыхания, так как глубокий вдох, раздражая
бронхиальные рецепторы, может приводить
к усугублению и
Межприступный период
В межприступный период больной должен овладеть поверхностным дыханием, постепенно увеличивая время задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль методистом по секундомеру). Большое внимание уделяется как статическим (диафрагмальным), так и динамическим дыхательным упражнениям.
Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полноценное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в полном выдохе.
Широко используется "звуковая гимнастика", состоящая из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики делают "закрытый стон" – "ммм" и очистительный выдох – "пфф". При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на 3 группы: наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы, средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей – звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики – выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и вдыхаемый воздух полностью перемешивается с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха – более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.
"Звуковая гимнастика"
способствует формированию
При "звуковой гимнастике"
делают вдох через нос (1-2 с), паузу (1
с), активный выдох через рот (2-4 с),
паузу (4-6 с). К достоинствам этой гимнастики
можно отнести возможность
Кроме "звуковой гимнастикий, для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления – мундштуки для пассивного выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку и надувание резиновых игрушек. Используются также системы резистивной тренировки дыхательных мышц (Resistance Muscle Training System).
По методике волевой ликвидации глубокого дыхания (метод Бутейко) больные производят медленный и очень поверхностный выдох в течение 3-4 с и фиксируют паузу 3-4 с. Частота дыхания должна соответствовать 6-8 в минуту. Тренировки проводят постоянно, не менее 3 ч в сутки, сначала в покое, а затем и при движении. Кроме того, рекомендуются 2-3 максимальные задержки дыхания, доводя их продолжительность до 60 с и более, не менее 3 раз в сутки.
Метод К. П. Бутейко может
давать некоторый лечебный эффект у
ряда больных бронхиальной астмой,
так как создаваемая
Дыхание по методике А. Н. Стрельниковой
не получило широкого распространения
главным образом из-за технической
сложности и отсутствия существенных
преимуществ перед другими
Элементы йоги включают "асаны" – физические упражнения, в которых используются различные статические положения, и "пранаяма" – специальные дыхательные упражнения в определенной последовательности.
Методика произвольного снижения минутного объема дыхания (по В. В. Гневушеву): в начале обучения делают акцент на навыке полного дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетают с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначают термином "дыхательный интервал". Этому режиму дыхания обучают для увеличения дыхательного объема в результате удлиненного вдоха, снижения минутного объема дыхания.
При обучении произвольному снижению МОД необходимо делать вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения, выдох через нос, полный, произвольный или непроизвольный. Исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание.
При тренировке дыхательный интервал должен последовательно составлять 2:4 – 3:4 – 4:4 – 6:4 – 8:3 etc. В результате секундные объемы вдоха постепенно уменьшаются, а выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно сочетать с движением рук, ног, туловища, бегом, ходьбой.
Тренировку в ходьбе начинают
с выработки у больного навыка
управления дыханием. На первых занятиях
больной должен отработать следующий
ритм движения: на 1-2 шага – вдох, на
3-4 – выдох, постепенно увеличивая число
шагов на выдохе. По мере адаптации
организма к движению расстояние
увеличивают с постепенным
МЕТОДЫ УЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛФК
1. Субъективное определение
качества жизни детей по
2. Определение пиковой скорости выдоха при помощи пикфлуометра перед началом тренировки и после нее, перед началом цикла тренировок и после его окончания. Расчет коэффициента бронходилатации, который при хорошем результате превышает 15%: КБ= (ОФВ1 после лечения – ОФВ1 до лечения) х 100% / ОФВ1 до лечения.
3. Определение уровней кортизола в крови и моче.
4. Оценка функционального
состояния дыхательных мышц
5. Определение биомаркеров воспаления (метаболитов NO) в конденсате выдыхаемого воздуха и жидкости назального лаважа. Конденсат выдыхаемого воздуха (3 мл) собирают в положении сидя после тщательного 5-кратного полоскания полости рта кипяченой водой. Назальный лаваж проводят путем промывания носовых ходов 2 мл забуференного физологического раствора.