Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:42, контрольная работа
Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями.
Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания.
Гигиена- (от греч hygieinos - здоровый) - область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.
Вопрос №__ : Личная гигиена физкультурников. Гигиенические основы физических упражнений.
Ответ на этот вопрос лучше всего начать с понятия гигиены в общем ,с её принципов ,и требований предьявляемых к ней в спорте .
Гигиенические принципы
организации занятий
Гигиенические требования
к структуре, содержанию, объему
и интенсивности физических
Гигиена- (от греч hygieinos - здоровый) - область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.
Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями
Это непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность.
Принцип непрерывности и преемственности должен соблюдаться на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и юношеском возрасте, когда происходят бурный рост и физическое развитие организма. В этот период отмечается повышенная чувствительность растущего организма как к недостатку двигательной активности, так и к ее избыточности. Если ребенок не выполнил необходимый объем двигательной активности, в последующие годы восполнить этот недостаток трудно и даже невозможно. В развитии человека, физическом и умственном, есть определенные критические (сенситивные) периоды, в которые соответствующая функция развивается особенно быстро.
Соматотип человека формируется в возрасте 6-7 лет; быстрота - в 8-10 лет, так как именно в этом возрасте развиваются морфологические субстраты нервной и мышечной систем, обеспечивающие быстроту, координацию мышечных движений. Общая выносливость развивается преимущественно в 10-14 лет, что связано в первую очередь с ростом объема и мышечной массы сердца, увеличением вентиляционной и диффузной функции легких; мышечная сила в 13-16 лет, когда быстро увеличивается мышечная масса тела.
Интересные данные получены
в последнее время в
Таким образом, физическое воспитание
должно быть непрерывным и строиться
только на основе учета сенситивных
периодов отдельных функций организма
ребенка. С гигиенической точки
зрения особенно важно, чтобы в эти
периоды ребенок не испытывал
недостатка в движениях, в которых
развиваются быстрота, выносливость,
сила. Физическое воспитание школьников,
их занятия физическими
Принцип комплексности. Под комплексностью понимается одновременное применение в процессе физического воспитания различных средств физической культуры, направленных на развитие основных двигательных качеств. Каждое из средств оказывает специфическое влияние на организм и здоровье человека.
Принцип адекватности. Это такое планирование, организация, применение таких средств и методов физического воспитания школьников разных поло-возрастных групп, которые бы соответствовали их возрастным функциональным возможностям и индивидуальным способностям. Под функциональными возможностями той или иной систем организма понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимально возможной ее величиной во время работы с предельными нагрузками. Каждому возрастному этапу свойствен определенный уровень биологической потребности в двигательной активности. Границы двигательной активности для каждого человека устанавливаются в соответствии с его возрастными, половыми функциональными особенностями и возможностями, состоянием здоровья, условиями жизни.
Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических нагрузок в процессе физического воспитания
Для детей и подростков
физические упражнения служат важным
элементом воспитания и подготовки
к будущей самостоятельной
Для физиолого-гигиенической оценки влияния физических нагрузок на организм школьников в процессе физического воспитания используются различные классификации. Критериями такого воздействия служат частота сердечных сокращений далееЧСС, предельное время физической работы, потребление кислорода и т.д. При этом можно пользоваться следующей классификацией нагрузок, включающей пять зон:
1) зона низкой интенсивности.
Работа в этой зоне может
выполняться в течение
2) зона умеренной интенсивности
(примерно 50% от максимальной нагрузки)
Работа в этой зоне не
3) зона большой интенсивности
(около 70% от максимальной нагрузки).
Работа в этой зоне (даже в
течение 10 мин) вызывает наибольшее
напряжение физиологических
4) зона субмаксимальной, или высокой, интенсивности (примерно 80% от максимальной нагрузки) соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции, скоростно-силовые упражнения, статические нагрузки и др.), при котором работа мышц, сердца и других органов обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность выполнения циклических нагрузок в этой зоне составляет у школьников 11-12 лет в среднем 50 с, а у более старших - 1 мин и более. Время выполнения физических упражнений высокой интенсивности (например, прыжков со скакалкой), направленных на развитие скорости и скоростно-силовых качеств, не должно превышать для 11-12-летних 15 с, для более старших - 20-25 с В упражнениях с однократным поднятием груза его величина не должна превышать для школьников 9-10 лет 50%, 12 - 13-летних - 70% и 14-15-летних - 90% веса тела. Продолжительность таких однократных упражнений - 10-20 с;
5) зона максимальной
брежение ими может привести к распространению заболеваний в коллективе[
Личная
гигиена физкультурников и
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим; уход за телом и полостью рта, закаливание, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков и др..В физической культуре и спорте знание правил личной гигиены и их строгое соблюдение способствует повышению эффективности занятий физическими упражнениями, избранным видом спорта и служит залогом высоких спортивных
Рациональный суточный режим - это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и профессиональной деятельности распорядок суточной деятельности, повторяющийся изо дня в день. При этом чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима соблюдались строго последовательно и в одно и то же время, так как это способствует образованию устойчивых условных рефлексов. Рациональный суточный режим создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма, повышает работоспособность при занятиях физической культурой и спортом. В связи с различными условиями
жизни и труда, бытовыми и индивидуальными
особенностями не может быть единого
для всех режима. Однако его основные
положения должны соблюдаться в
любом случае. В режиме занимающихся
физической культурой и спортом
необходимо обеспечить: 1) выполнение различных
видов деятельности в строго определенное
время; 2 чередование учебной В качестве примера может быть представлена следующая схема суточного режима физкультурника и спортсмена: - подъем; - утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка); - закаливающие процедуры; - завтрак; - трудовая деятельность (учеба). В паузах (3-5 мин.) выполнение физических упражнений; - обед; - трудовая деятельность (учеба). В паузах (3-5 мин.) выполнение физических упражнений; - полдник; - отдых перед тренировкой; - учебно-тренировочное занятие; - теплый душ; -ужин; - отдых, культурные развлечения и т.п.; - прогулка; -сон. Подъем следует проводить не позднее 7 ч. Сразу же после подъема выполняется утренняя гигиеническая гимнастика* (зарядка). Она ускоряет переход от сна к бодрствованию, тонизирует центральную нервную систему, активизирует работу всех органов, создает бодрое и жизнерадостное настроение. Зарядку лучше всего проводить на свежем воздухе, в любую погоду, а если в помещении, то при открытом окне или форточке. Зарядка должна включать следующую гигиенически оправданную последовательность несложных упражнений .
4. После этого следуют упражнения для мышц ног: сгибания и разгибания, отведения и приведения, махи, полуприседания и приседания, различные выпады, подскоки на месте. 5.Заканчивается зарядка спокойной ходьбой, упражнениями на расслабление мышц рук, ног, туловища, движениями рук вверх (вдох) и вниз (выдох), спокойными дыхательными упражнениями, для приведения организма в относительно спокойное состояние. Каждое упражнение следует выполнять примерно 1 минуту. Упражнения должны быть преимущественно динамического характера, без длительных силовых напряжений, без задержки дыхания. Нагрузка должна постепенно возрастать к середине зарядки и снижаться в конце ее. При выполнении упражнений частота пульса может повышаться на 50-80% от уровня покоя, после чего в течение 5-10 мин должна приходить в норму: это свидетельствует об оптимальной физической нагрузке, т.е. о том, что упражнения и способы их выполнения были выбраны правильно. * Гимнастика - это система специальных физических упражнений и методических приемов, применяемых для укрепления здоровья и гармонического физического развития организма. Продолжительность зарядки 15-20 мин. Сразу после нее обязательно выполняется одна из закаливающих процедур (обтирание, обливание, душ), тонизирующая нервную систему, ускоряющая процесс подготовки к умственной или физической работе . Оптимальное время для
занятий физическими Не рекомендуется проводить тренировочные занятия после 20-21 часа. Тренировки в поздние часы недостаточно эффективны, а вызываемое ими возбуждение не дает занимающимся физической культурой и спортом заснуть в установленное время. В режиме дня следует предусматривать и строго придерживаться определенного времени для приема пищи. Пищу следует принимать за 1,5 -2 часа до занятий физическими упражнениями и спустя 30-40 минут после них. Последний прием пищи следует осуществлять не позже, чем за 1,5-2 ч до сна. Он должен составлять 5-10% суточной энергоценности рациона и включать такие продукты, как молоко, кисломолочные продукты, фрукты, соки, хлебобулочные изделия. Систематические нарушения режима питания (еда всухомятку, редкие и обильные приемы пищи, беспорядочная еда и т.д.) ухудшают обмен веществ и способствуют возникновению болезней органов пищеварения, в частности гастрита. Особое внимание необходимо уделять сну. Сон - периодическое функциональное состояние человека, характеризующееся отсутствием целенаправленной деятельности и активных связей с окружающей средой. Во время сна активность мозга не уменьшается, а перестраивается. Сон - одно из главных средств восстановления работоспособности. Потребность во сне обычно наступает через 14-16 часов непрерывного бодрствования. Взрослому человеку на сон требуется около 8 часов в сутки, подросткам рекомендуется спать больше - 9-10 часов. Ученые считают, что сон
длительностью пять с половиной
часов полностью Лучшим для отхода ко сну является время от 22 до 23 часов. Откладывание времени засыпания на 3 часа, как показали специальные исследования, приводит на следующий день к ослаблению памяти на 50%. Установлено, что у людей, долго не спавших, умственные способности слабеют, они быстро утомляются, становятся раздражительными, заметна заторможенность в движениях. Негативное влияние на сон оказывают такие факторы, как голод, боль, шум, свет, стресс, алкоголь, возбуждение, страх, тревога и др. Существуют правила гигиены сна, позволяющие бороться с его нарушениями. Не стоит ложиться спать, если нет сонливости. Желание отоспаться впрок, как правило, неосуществимо. Привычка вздремнуть в течение дня тоже не способствует полноценному ночному отдыху, так как нарушает цикл сон - бодрствование. Учащиеся средних и высших учебных заведений, занимающиеся физической культурой и спортом, особенно в период напряженной работы (экзамены, тренировки, соревнования), должны увеличивать время на сон. Быстрому засыпанию и крепкому сну способствуют вечерние прогулки на свежем воздухе по 30-40 минут. Рекомендуется ложиться в постель в проветренном помещении, температура в котором - 16-17 градусов. Лучше всего спится, когда температура в помещении составляет 18-24 градуса. Какая бы срочная работа ни была, рекомендуется ее закончить, по крайней мере, за 45 минут - 1 час до сна. |
достижений.
Важное место в личной гигиене занимает правильный уход за телом, в который входят различные гигиенические мероприятия по уходу за кожей, полостью рта, уходу за волосами. В коже содержатся потовые и сальные железы. За неделю сальные железы человека выделяют 100-300 г сала, а потовые - 3,5-7 г пота. Выделения этих желез смешиваются с микробами и пылью и превращаются в “грязь”, которая забивает складки и поры кожи. В результате могут возникнуть различные кожные заболевания. Поэтому необходимо соблюдать определенные гигиенические правила, особенно когда человек регулярно занимается физическими упражнениями. Ежедневно следует умываться водой с мылом, принимать душ (особенно после интенсивных тренировок) и не менее одного раза в неделю посещать баню или суховоздушную сауну. Вода, мыло и банный жар открывают поры сальных и потовых желез, смывают микробов, а также разложившийся жир и пот. Кожа очищается, улучшается кожное дыхание. Во время мытья кожу растирают и слегка массируют - это улучшает ее кровоснабжение. В специальном уходе за
кожей рук нуждаются После тренировки желательно
применять для смягчения кожи
рук специальные кремы и мази.
Рекомендуется также К основным требованиям личной
гигиены относится также и прав Рекомендуется чистить зубы 2 раза в день (после утреннего и вечернего приема пищи), производя в течение 3-4 минут от 300 до 400 вертикально-поступательных (сверху-вниз) движений щеткой. Зубную щетку следует менять как минимум 4 раза в год. Она должна быть средней жесткости (“medium”) или мягкой (“soft”). Стоматологи отмечают, что в 40% случаев кариес возникает между зубами. Для того чтобы очищать от бактерий межзубные пространства, следует пользоваться специальными нитями - флоссами. Существует проба, по которой
судят о качестве чистки. Зубы смазывают
1%-ным раствором спиртовой Тщательного ухода требуют и волосы, которые при интенсивных занятиях физической культурой и спортом загрязняются быстрее обычного. Мыть волосы рекомендуется еженедельно (но не ежедневно) в мыльной пене или соответствующим шампунем. Полезно несколько раз в день расчесывать волосы редким гребнем, не прикасаться к ним руками без особой надобности, ежедневно делать массаж головы специальной массажной щеткой. |
Информация о работе Личная гигиена физкультурников. Гигиенические основы физических упражнений