Лыжный спорт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:13, доклад

Краткое описание

В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная, занятия лыжами - один из самых доступных и массовых видов физической культуры.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.

Содержание

Введение
1. Развитие лыжного спорта в России
1.1 Лыжный спорт в дореволюционной России
1.2 Лыжный спорт после 1917 года
1.3 Лыжный спорт в послевоенные годы
2. Специальные упражнения лыжника-гонщика
2.1 Физическая подготовка
2.2 Техническая подготовка
2.3 Теоретическая подготовка
2.4 Тактическая подготовка
3. Основные методы и применение
3.1 Основные средства подготовки лыжников-гонщиков
3.2 Методы подготовки в лыжном спорте
3.3 Основные методы тренировки
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

физ ра.docx

— 60.45 Кб (Скачать файл)

 

Однако повторный  метод можно спланировать так, чтобы  он способствовал развитию специальной  выносливости, - в этом случае длина  отрезков увеличивается, а интенсивность  снижается до сильной. Этот метод для развития указанных качеств получил широкое распространение практически на любом этапе тренировки в годичном цикле и в многолетней подготовке. Количество повторений в одном занятии зависят от поставленных задач, а также от возраста и подготовленности лыжников и т.п., а длина отрезков и интервалы отдыха остаются, как правило, постоянными. При подготовке к определенным дистанциям (при развитии специальной выносливости) общая сумма отрезков, проходимых в одно занятие, может составлять две трети для гонок на 10 и 15 км и около половины дистанции на 3 км.

 

При развитии скорости повторение отрезков обычно продолжается до тех пор, пока спортсмен  в состоянии поддерживать максимальную скорость. В том случае, если скорость быстро снижается (после нескольких повторений), что обычно бывает у  новичков и лыжников низших разрядов, с целью достижения необходимого (достаточно большого) объема тренировочной нагрузки целесообразно использовать серийное повторение отрезков. В этом варианте после нескольких повторений интервал отдыха заметно удлиняется. Затем вновь выполняется серия прохождений с установленным (обычным) интервалом отдыха. Таким образом можно выполнить несколько серий. В зимних условиях отдых между повторениями проводится в виде медленного передвижения, лучше в месте, закрытом от ветра. Это позволяет, с одной стороны, предоставить спортсмену отдых, а с другой стороны, медленное передвижение поддерживает возбудимость центральной нервной системы. Лыжник в этом случае может начать новое пробегание отрезка сразу с полной скоростью. При развитии специальной выносливости отдых обычно сокращается, и порой лыжники повторяют каждый следующий отрезок на фоне некоторого недовосстановления, что, естественно, не только повышает нагрузку, но и дает больший эффект для развития этого качества. Прежде чем приступить к развитию специальной выносливости повторным методом, целесообразно провести несколько тренировок на развитие качества переменным методом. Однако все это должно базироваться на предварительном развитии общей выносливости равномерным и переменным методами. 4. Интервальный метод характеризуется многократным прохождением отрезков дистанции со строго установленными интервалами отдыха. При тренировке интервальным методом лыжник передвигается непрерывно по лыжне (кругу), чередуя участки со сниженной и повышенной интенсивностью. Интенсивность (повышенная) контролируется по частоте сердечных сокращений. В каждом занятии она бывает постоянна, но от тренировки к тренировке она может изменяться от сильной до околопредельной. Длина отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью, зависит от задач, поставленных на данное занятие, возраста и подготовленности лыжников. Однако чаще всего применяются укороченные (или средней длины) отрезки. Точная регламентация продолжительности отдыха (снижение интенсивности) в различных тренировках позволяет тренеру изменять направленность нагрузки и величину воздействия. Интервальный метод применяется для развития специальной выносливости. Он чаще всего используется в тренировке квалифицированных лыжников и только после того, как будет достигнут определенный уровень развития общей и специальной выносливости за счет применения других методов -переменного и повторного. Строго ограниченные интервалы отдыха (не более установленного времени) создают определенную психическую напряженность. Порой каждый следующий отрезок, проходимый с повышенной интенсивностью, приходится начинать на фоне некоторого недовосстановления. Эта «жесткость» интервального метода несколько ограничивает его применение в тренировке юношей. Тренировки этим методом следует проводить под строгим контролем интенсивности путем подсчета пульса сразу после отрезков, проходимых с повышенной интенсивностью в конце интервалов отдыха. Сразу после окончания интенсивной работы частота пульса должна быть в пределах 160-170 уд./мин, а в конце отдыха - 120-140 уд./мин. Для увеличения общего объема нагрузки в тренировочном занятии можно использовать интервальный метод в серийном варианте. В этом случае частота пульса в конце отдыха между сериями может составлять 100-120 уд./мин. В качестве примеров интервальной тренировки можно привести: 1) чередование повышенной нагрузки (1,5-2 мин) со снижением интенсивности (1-2 мин); 2) повышенная интенсивность (4-5 мин), снижение интенсивности (относительный отдых) (2-2,5 мин). В приведенных вариантах указанное чередование повторяется многократно при сохранении постоянного интервала отдыха. Количество повторений зависит от задач тренировки, возраста, подготовленности и квалификации лыжников, периода и этапа подготовки.

 

Могут быть и другие варианты проведение тренировок интервальным методом. Если в силу недостаточной  тренированности лыжники не в  состоянии поддерживать заданный режим, то после нескольких повторений можно  удлинить интервал отдыха примерно в 2-2,5 раза, а затем вновь перейти  к запланированному режиму (сочетанию  временных отрезков нагрузки и отдыха). Это так называемый серийный вариант  интервального метода. Для точного  проведения запланированной работы необходимо специально подбирать тренировочные  круги с необходимой длиной подъемов и спусков. Обычно интенсивное передвижение планируется при преодолении  подъемов.

 

5. Соревновательный  метод - это проведение занятий  или контрольного соревнования  в условиях, максимально приближенных  к обстановке важнейших соревнований  сезона. Он характеризуется соревновательной  интенсивностью и требует от  лыжника полной мобилизации всех  своих возможностей. На определенных  этапах подготовки этот метод  может играть роль основной  формы занятий (подготовки), например  в период вхождения в спортивную  форму незадолго до основных  стартов сезона или в периоды  между ответственными стартами сезона, когда их разделяет значительный промежуток времени. В таких случаях соревновательный метод используется для поддержания на высоком уровне спортивной формы (подготовленности). Соревнования при достижении определенного уровня тренированности играют важную роль в развитии специальной подготовленности лыжников, дальнейшего совершенствования техники и тактики, в воспитании специальных волевых качеств, а главное, в достижении наивысшей спортивной формы. Соревнования имеют большое значение для дальнейшего совершенствования тактики лыжника-гонщика, приобретения опыта в борьбе с различными противниками и в разнообразных условиях. Однако в подготовке юных лыжников соревновательный метод применяется в ограниченном количестве. Здесь очень важно уделить большую часть времени технической и физической подготовке.

 

6. Контрольный  метод применяется для проверки  подготовленности лыжника-гонщика  на различных этапах и в  периодах годичного цикла. С  этой целью проводятся заранее  запланированные испытания по  одному или целому комплексу  упражнений. Контроль за ростом  подготовленности и уровнем развития  отдельных физических качеств проводится регулярно, в течение всего года, но чаще всего в конце месячных циклов подготовки или в конце этапов периодов. В летнее и осеннее время такие испытания проводятся с помощью комплекса упражнений для определения сдвигов в уровне общей физической и специальной подготовки. В комплекс контрольных упражнений включаются различные испытания, но главное требование к ним должно заключаться в том, чтобы они отражали уровень развития всех важнейших групп мышц и других физических качеств. Вместе с тем испытания должны отражать и уровень специальной подготовленности. В бесснежное время года для оценки уровня тренированности юных лыжников-гонщиков можно использовать следующий комплекс упражнений: 1) бег 100 м; 2) бег 800-1500 м (в зависимости от возраста); 3) подтягивание на перекладине; 4) отжимание в упоре лежа; 5) поднимание туловища в положений лежа (ноги закреплены); 6) прыжок в длину с места; 7) приседание на одной ноге («пистолет»); 8) имитация попеременного хода 50 м в подъем крутизной 5-6° (оцениваются скорость и техника преодоления отрезка); 9) кросс по пересеченной местности 2-3 км; 10) соревнования на лыжероллерах на дистанцию 3-5 км.

 

На отдельных  этапах необязательно проводить  весь комплекс испытаний, порой целесообразно  провести контрольные соревнования по сокращенному комплексу. Желательно контроль осуществлять на стандартных (постоянных) отрезках и при аналогичных  внешних условиях. В зимнее время  контрольные занятия приводятся в условиях, максимально приближенных к основным соревнованиям сезона. Если есть возможность, то последнюю  контрольную тренировку необходимо провести на трассе предстоящих соревнований. В зависимости от задач контрольные  тренировки могут быть проведены  на дистанциях больших или меньших  относительно основной соревновательной. В местах постоянных тренировок необходимо проложить 1-3 контрольных (стандартных) круга и постоянно использовать их для текущего контроля за ростом подготовленности лыжников. Эти текущие контрольные испытания должны входить составной частью в основную тренировочную нагрузку данного дня. Круги могут быть разной длины, но прокладываются они по пересеченной местности. Обычно их длина не превышает 1000-1500 м. Если постоянно учитывать условия скольжения и сцепления лыж, например по длине выката на постоянном участке и углу срыва, то можно с достаточно высокой точностью сравнивать результаты лыжников даже в различные годы и тем самым проследить динамику развития тренированности. Порой вместо однократного прохождения контрольного круга целесообразно провести на кругах стандартную повторную тренировку с точно установленными интервалами отдыха или с учетом времени отдыха и скорости прохождения кругов.

 

Помимо перечисленных  методов в тренировке лыжников может  быть применен и круговой метод подготовки. Основное его назначение - развитие физических качеств и повышение  уровня общей физической подготовленности и общей работоспособности. В  определенном построении он может способствовать развитию и специальных качеств. Применяется в подготовке юношей и лыжников низших разрядов. В тренировке квалифицированных лыжников-гонщиков он распространения не получил.

 

Вместе с  тем в практике работы с лыжниками-гонщиками  используются и разнообразные варианты и сочетания указанных основных методов: переменно-повторный, повторно-восходящий, повторно-убывающий и другие - все  это разновидности переменного  метода; темповой - вариант равномерного метода с высокой интенсивностью и т.п. Следует отметить, что характер применения этих вариантов не позволяет их выделить в отдельные методы, так как они не имеют существенных отличительных признаков, кроме того, нецелесообразно усложнять терминологию. Метод «до отказа», встречающийся в практике, скорее характеризует объем нагрузки в равномерном методе, а не является самостоятельным методом тренировки. В практике зарубежного спорта, наоборот, порой нет четкого деления на отдельные методы. Переменный, интервальный и иногда повторный методы объединяются под одним названием - интервальный (т. е. везде есть какой-то интервал). Такое объединение также нецелесообразно, так как не позволяет точно определить направленность нагрузки с учетом всех пяти указанных компонентов.

 

В лыжном спорте (в практике и теории) порой встречается  различная трактовка методов  или с годами меняется их содержание. В прошлом интервальный метод  чаще использовался для развития соревновательной выносливости - для  воспитания «чувства темпа», скорости на определенной дистанции. Порой планировалось  прохождение отрезков трассы с соревновательной скоростью и с постепенным  сокращением интервалов отдыха и  удлинением отрезков. Это делалось для того, чтобы подготовить лыжника  к прохождению всей трассы на определенных соревнованиях с высокой (по существу - заданной) скоростью. Но такой прием  сковывал тактические возможности  спортсмена, не воспитывая высоких  скоростных качеств. В настоящее  время интервальный метод имеет  другое содержание и способствует развитию специальной выносливости, в связи с чем он шире стал применяться в подготовке спортсменов различной квалификации.

 

При планировании подготовки лыжников следует помнить, что ни один из методов не может  считаться универсальным, ни один из них не обеспечит всесторонней и  специальной подготовки лыжников и  не приведет к достижению высоких  результатов. В связи с этим необходимо отметить: сужение круга применяемых  методов приводит к однообразной работе, что значительно снижает  эмоциональность занятий, повышает психическую напряженность и  отрицательно сказывается на работоспособности  лыжников в целом.

 

Все методы в зависимости от поставленных задач, периодов и этапов подготовки, возраста и индивидуальных особенностей, квалификации и тренированности лыжников применяются  в комплексе и с их разновидностями, что и обеспечивает при всех остальных  компонентах тренировки высокие  спортивные результаты.

 

Заключение

 

Целенаправленное  и систематическое применение разнообразных  средств и методов тренировки приводит к положительным изменениям в организме лыжника-гонщика, которые  определяют уровень его подготовленности. Спортивная подготовленность характеризуется  целым комплексом изменений, происходящих под влиянием проведения различных  видов подготовки лыжника-гонщика: технической, физической, тактической  и т.д. Под воздействием нагрузок растет тренированность отдельных  органов и систем, повышается уровень  развития физических и волевых качеств  и др.

 

Об уровне подготовленности лыжника-гонщика  принято судить прежде всего по спортивным результатам. Однако в лыжных гонках, как ни в одном другом виде спорта, при оценке уровня достижений (результатов) необходимо учитывать ряд переменных факторов: рельеф местности и условия скольжения, масштаб соревнований и состав участников и др. Высокий результат в лыжных гонках (во временных показателях) не может служить объективным критерием подготовленности. Так же и победа даже со значительным отрывом от остальных гонщиков на соревнованиях небольшого масштаба над соперниками недостаточной квалификации еще не говорит о высоком уровне подготовленности. И наоборот, небольшой проигрыш сильнейшим лыжникам-гонщикам по времени, даже при весьма низком занятом месте (но при хорошей плотности результатов), указывает на достаточно высокий уровень подготовленности. Поэтому только комплексная оценка дает объективное представление об уровне подготовленности в лыжных гонках. Здесь следует учитывать: результаты различных по масштабу и составу участников соревнований, победы над известными спортсменами, данные врачебного, педагогического контроля и самоконтроля лыжника, уровень технической подготовки и психологической устойчивости и др.


Информация о работе Лыжный спорт