Массаж и гимнастика
для грудных детей в картинках(5 - 12 месяцев)
24.10.10
Здоров’я/Спорт
Каждый родитель знает, что
физическое развитие ребёнка необходимо
направлять и стимулировать. Если малыша
предоставить самому себе, не заниматься
и не играть с ним, то развитие его замедляется.
Укрепление здоровья, активация обмена
веществ, развитие мышечной и кровеносной
систем малыша, всему этому способствует
общий легкий, так называемый физиологический массаж, сопровождающийся гимнастическими
упражнениями.
Лучшее время для начала массажных
процедур – 6-7-я неделя жизни. Массаж и гимнастику нужно проводить ежедневно
в одно и то же время - через час после кормления.
Делаются они здоровому ребнку, когда
он спокоен. Температура помещения при
этом должна быть 20-22°.
Малыша обнажают и укладывают
спинкой на ровную твердую поверхность,
например, на стол, покрытый байковым одеялом
и пеленкой. Упражнения выполняются плавно,
мягко. При этом желательно, чтобы с малышом
ласково разговаривали, показывали ему
яркие игрушки.
Руки матери (или отца) должны
быть чистыми, теплыми, сухими, ногти острижены.
Тальк, вазелин или крем при массаже употреблять
не следует.
Массаж и гимнастика для грудных детей
(1,5 - 4 месяцев)
Массаж и гимнастика
ребенка от 5 до 6 месяцев
Массаж и гимнастику нужно проводить
в наиболее удобное время, обычно в период
второго бодрствования. Гимнастические
упражнения перемежаются и заканчиваются
массажем. Применяются поглаживание, растирание,
разминание и даже легкое поколачивание
кончиками пальцев.
Гимнастические упражнения
проводятся по той же схеме, что и на четвертом
месяце жизни. Добавляются и новые, очень
важные упражнения: присаживание за отведенные
в стороны руки из положения лежа на спине
(рис. 14), переступание при поддержке за
туловище (рис. 15), ползание на четвереньках,
локтях и коленках (рис. 16).
Вначале упражнения делаются
1—2 раза, затем 3—4. В конце месяца для
присаживания используются кольца, за
которые держится ребёнок. Ранее разученные
упражнения повторяются теперь по 6—8
раз.
Массаж и гимнастика
ребенка от 6 до 7 месяцев
Во втором полугодии удельный
вес массажа снижается, зато нарастают
разнообразные физические упражнения.
Удлиняется время занятий, усиливается
нагрузка. Вводятся новые упражнения (рис.
17—21).
Это сгибание и разгибание рук
в положении сидя, приподнимание туловища
из положения лежа на животе за кисти рук,
круговые движения руками в положении
лежа на спине при фиксации коленей другой
рукой, подползание к игрушке на коленях
и выпрямленных руках.
Новые упражнения должны осваиваться
2—3 недели, и лишь после этого они повторяются
более 2 раз. Наиболее трудные для ребёнка
упражнения, требующие усилий, должны
располагаться в середине комплекса, легкие
упражнения и массаж — в начале и в конце
его.
Массаж и гимнастика проводятся,
как и ранее, в период второго бодрствования.
Занятия должны приносить удовольствие,
хорошее настроение.
Не забывайте перед занятиями
хорошо проветрить комнату. Температура
в ней должна быть не ниже 19—20 градусов.
Если на улице тепло (не ниже 22 градусов)
и нет ветра, можно проводить занятия на
воздухе, в тени.
Массаж и гимнастика
ребенка от 7 до 9 месяцев
Систематичность, повторяемость,
сочетание рассеянности, нарастания и
последующего ослабления нагрузки — основные
законы физического воспитания.
Комплекс гимнастических упражнений
построен на законах преемственности,
т. е. вначале проводятся освоенные упражнения,
только увеличивается количество их повторений.
Затем, в середине комплекса, вводятся
новые упражнения. Они не всегда получаются
четкими, и проходит некоторое время, пока
малыш хорошо овладеет ими.
На восьмом месяце добавляются
упражнения (рис. 22—24): повороты вправо
и влево в положении сидя, упражнения на
сопротивление (отнимание игрушки), бросание
мячика, перекладывание игрушек, стояние
при поддержке за одну руку, переступание
вбок при поддержке за руки или у опоры.
Комплекс упражнений сохраняется до 9-месячного
возраста. Можно проводить занятия гимнастикой
2 раза в день: в утреннее и послеобеденное
время.
Массаж и гимнастика
ребенка от 9 до 11 месяцев
Гимнастические занятия удобнее
проводить во второй период бодрствования,
приблизительно через час после кормления.
Поскольку ребёнку не делается уже общий
массаж, он должен заниматься гимнастикой
в легкой одежде, не стесняющей движений.
Желательно во время занятий
широко использовать предметы: кольца,
палочки, мячик. Ребенка уже не берут за
руки, а только за кольца, которые он держит
руками. Это способствует укреплению мышц
кистей и предплечий. Палочка используется
в основном для упражнений с ногами. Ребёнок
отталкивает палочку согнутыми ногами,
старается достать ее ногами лежа на спине,
либо наклоняется, чтобы поднять. Малыш
еще не может поймать мяч, но с удовольствием
его кидает. И такие упражнения (отталкивание
предмета) следует включать в каждое занятие.
В целом гимнастический комплекс
до конца года выглядит следующим образом
(рис. 25—30): сгибание и разгибание рук за
кольца в положении сидя (пилка дров); сгибание
и разгибание ног вместе и попеременно;
отталкивание палочки согнутыми ногами;
круговые движения руками с кольцами в
положении лежа и вращательные движения
рук в положении сидя; присаживание с помощью,
а в последующем по команде; повороты туловища
вправо и влево в положении сидя.
Добавляются и новые упражнения:
приседание с опорой на кольца, которые
держит взрослый, а в последующем по команде;
ходьба на четвереньках, приподнимание
туловища из положения лежа на животе
за кисти рук, в последующем с использованием
колец, за которые держится малыш; наклоны
и выпрямления туловища из положения стоя
(при этом ребёнок стоит спиной к матери,
она придерживает одной рукой его коленки
спереди, а другой за грудь, помогая разогнуться);
бросание мяча. В заключение — ходьба
с поддержкой, а потом самостоятельно.
Все упражнения в начале месяца
делаются 3—4 раза, в конце — 5—8 раз. Нужно
строго соблюдать порядок выполнения
упражнений, так как он предусматривает
нагрузку на разные группы мышц. К концу
занятий малыш не должен уставать. Если
ему хочется играть еще, значит, занятие
было построено правильно.
Массаж и гимнастика
ребенка от 11 до 12 месяцев
На двенадцатом месяце жизни
сохраняется предыдущий комплекс упражнений,
который выполняет регулирующую и координирующую
функции в развитии движений. По мере развития
двигательных участков центральной нервной
системы усложняется координация движений.
Все более сложные и трудные упражнения
становятся доступными и необходимыми
ребенку, в частности, упражнение «мост»
(рис. 31).
Ребёнок лежит на спине. Ему
медленно сгибают ноги до прямого угла
и упирают ступни в стол. Затем подводят
свою правую ладонь под спинку ребёнка,
и легкими вибрирующими движениями прогибают
ее вперед. При этом малыш активно приподнимает
туловище, слегка опираясь на голову и
стопы. Цель упражнения - укрепление мышц
шеи, затылка, туловища и ног.
Упражнение прогибания туловища
из положения лежа на животе стимулирует
тонус другой группы мышц туловища и конечностей.
Рука взрослого лежит на ягодицах ребенка,
слегка прижимая их к столу, а другой рукой,
подложенной под грудь, он приподнимает
верхнюю часть тела. Затем ребенок вновь
возвращается в исходное положение.
Вторая часть упражнения делается
так: левая рука взрослого на лопатках
ребенка, правой он приподнимает нижнюю
часть тела за стопы. После этого ребенок
опять возвращается в исходное положение.
Упражнения с прогибанием туловища довольно
сложны и их следует повторять вначале
1—2 раза, а к концу месяца – 3-4 раза.
Мускулатура поясничной области
позвоночника и пояса нижних конечностей
укрепляется упражнением пассивного вращения
обеих ног в тазобедренных суставах. Ребёнок
лежит на спине. Ноги его сгибаются в тазобедренных
суставах. Взрослый держит их за голени
и медленно вращает то в левую, то в правую
стороны, так, чтобы колени описывали окружность.
Впервые вводится такое упражнение,
как активное приседание. Поддерживая
ребёнка за руки, побуждают его самостоятельно
приседать и вставать.
Комплекс упражнений для годовалых
детей надо разнообразить различными
игровыми моментами. Привлекать внимание
детей яркими игрушками, разговаривать
с ними, напевать или включать бодрую маршеобразную
музыку.
Комплекс упражнений для детей от 2 недель
до 3 месяцев
Техника
детского массажа Комплекс
упражнений для детей от 2 недель до 3 месяцев Комплекс
упражнений для детей от 2,5 до 4 месяцев Комплекс
упражнений и массажа для детей в возрасте
от 4 до 6 месяцев Комплекс
упражнений для детей от 6 до 9 месяцев Фитбол
для занятий с малышом Грудничковое
плавание: с чего и когда начинать Плавание
младенцев: совместная работа инструктора,
мамы и папы
В задачу этого комплекса
входит, прежде всего, подготовка ребенка
к движению, снятие повышенного тонуса
мышц-сгибателей рук и ног, а также активное
развитие шейного отдела позвоночника,
укрепление мышц верхнегрудного отдела
позвоночного столба и плечевого пояса.
Для расслабления мышц в комплексе активно
используются: массаж — поглаживания сгибательных
поверхностей рук и ног, различные растяжки
и суставная гимнастика.
Упражнения в положении
лежа на спине
Поглаживание рук. Захватываем кисть
ребенка в свою руку (большой палец обязательно
вкладывается в ладошку малыша). Подушечками
пальцев другой руки проводим легкие медленные
поглаживающие движения от кисти к плечу
по внутренней и наружной стороне руки.
Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности
(рис. 1).
Упражнение расслабляет
мышцы руки, нормализует тонус, позволяет
успокоить малыша перед дальнейшими занятиями.
Потягивание рук приподниманием.
Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает
ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко
(на несколько сантиметров) приподнимаем
его от поверхности стола. Если хватка
ребенка ослабляется или он смотрит на вас
озабоченно, необходимо сразу опустить
его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну
минуту (рис. 2).
Упражнение растягивает
мышцы и суставы рук, способствует укреплению
мышц плечевого пояса и шейного отдела
позвоночника, а также ускоряет развитие
шейного изгиба позвоночного столба.
Массаж живота. Круговое поглаживание
проводят от нижнего правого угла передней
брюшной стенки, направляя движения по часовой
стрелке. Пальцы рук располагают в исходной
позиции, после чего делают широкие круговые
движения по животу вокруг пупка, практически
не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз
(рис. 3).
Перекрестное поглаживание
начинают из положения, стоя лицом к ребенку
у его ног. Исходное положение рук — правая
ладонь на верхней части левой половины
живота малыша, левая рука лежит тыльной
стороной в нижней части правой половины
живота. Одновременно поглаживаются правая
и левая половины живота — ладонь идет
вниз, а тыл кисти — вверх. Нужно сделать
4-5 повторений (рис. 4).
Поглаживание боковых
поверхностей начинается от поясничной
области и проводится по двум направлениям:
к грудине и к лобковой области. Подушечки
пальцев аккуратно укладываются на боковые
поверхности; живота, затем ими проводится
поглаживание. Пальцы соединяются на уровне
конца грудины, затем над пупком, потом —
в области лобка. Таких туров (по 3 движения)
необходимо сделать 3-4 (рис. 5).
Все поглаживания
живота направлены на усиление работы
мышц, способствуют подготовке мышц живота
к последующим процессам сидения и стояния,
эффективны как успокаивающий прием и нередко
применяются (даже вне гимнастического
комплекса) при вздутии живота, запорах
и болезненном отхождении газов (круговое
поглаживание).
Напряжение мышц живота сгибанием.
Расположите свои большие пальцы под мышками
у малыша, аккуратно поддерживая его шею
и голову остальными пальцами. Стопы ребенка
уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте
свои руки до вертикального положения
(в качестве неподвижной точки опоры используйте
локти) и медленно опустите ребенка на спину.
Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу
устать и отвлечься. При выполнении упражнения
следите за тем, чтобы ребенок по мере сил
напрягал мышцы живота (рис. 6).
Упражнение подготавливает
ребенка к позе сидения, активно развивает
мышцы живота и грудной клетки, укрепляет
разгибатели спины, положительно воздействует
на тазобедренные суставы и мышцы ягодиц.
Массаж груди. Поглаживания грудной
клетки выполняются движениями подушечек
пальцев вверх по грудине и затем, в верхней
части, по нижнему краю ключиц в стороны
к подмышечным ямкам. Необходимо проделать
5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте
подушечками пальцев в направлении от грудины
вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений).
В раннем возрасте поглаживание проводится
двумя пальцами, по мере увеличения размеров
ребенка подключается большее количество
пальцев (рис. 7).
Упражнение стимулирует
развитие грудных и межреберных мышц, укрепляет
грудную клетку и способствует более глубокому
и правильному дыханию.
Усиление вдоха (сжимание грудной
клетки). После массажа обхватите грудную
клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями
нажмите на грудную клетку, направляя усилия
кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения.
Это движение рефлекторно вызывает более
глубокий вдох и способствует устранению
застоя в легких, а также усилению вентиляции
(рис. 8).
Массаж стоп. Удерживая одной рукой
голень ребенка, положите указательный
и средний пальцы второй руки на тыльную
поверхность стопы, большим пальцем проводите
массаж стопы, который заключается в интенсивном
поглаживании внутреннего и внешнего краев,
пятки и области выше пальчиков (выполняется
4-5 проходов) (рис. 9).