Меры предосторожности во время занятий физической культурой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 18:00, реферат

Краткое описание

Органы здравоохранения, народного образования и других ведомств обеспокоены тем, что травматизм наносит большой ущерб здоровью детей. По данным экспертов ВОЗ, от различных травм и несчастных случаев на воде, в бассейнах, водоемах, травм в быту, уличных, дорожно - транспортных, школьных, в том числе, к большому огорчению, на уроках физкультуры, и при занятиях спортом детей погибает значительно больше, чем от детских инфекционных заболеваний.
На занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Вложенные файлы: 1 файл

физра.docx

— 40.88 Кб (Скачать файл)

При недостаточном естественном освещении включить осветительные  приборы;

12.Проверить состояние  запасного выхода при проведении  занятий в спортзале. Таким  образом мы собрали и подготовили правила техники безопасности для всех школьников и для младших школьников выделили самые важные правила, которые должен знать каждый учитель физической культуры.

Существуют определенный обязательный перечень документов по технике безопасности в образовательном  учреждении:

Инструкции по технике  безопасности на занятиях:

легкой атлетикой

спортивными играми

гимнастикой

лыжной подготовки

плаванием

в тренажерном зале

видами единоборств

на соревнованиях

по организации и проведению туристических мероприятий.

Журнал регистрации инструктажа  по технике безопасности на уроках физической культуры.

Акт разрешение на проведение занятий:

в спортивном зале

в тренажерном зале

на спортивном плоскостном  сооружении

в бассейне

Акт приемки спортивного  сооружения и инвентаря на готовность к началу нового учебного года.

Укомплектованная медицинская  аптечка, инструкция по оказанию первой доврачебной помощи при различных  травмах и повреждениях.

Журнал регистрации несчастных случаев с учащимися и воспитанниками (хранится у специалиста по охране труда).

Журнал о результатах  испытаний спортивного инвентаря  и оборудования.

Сертификат соответствия для спортивного инвентаря и  оборудования.

В каждом спортивном зале необходимо иметь инструкции по маарам безопасности при занятиях физической культурой, которые утверждаются руководителем  образовательного учреждения и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Типовая  инструкция должна содержать следующие  разделы:

- общие требования безопасности;

- требования безопасности  перед началом занятий;

- требования безопасности  во время работы;

- требования безопасности  в аварийных ситуациях;

- требования безопасности  по окончании работы.

При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях  может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий основные положения, указания директивных органов, особенности  методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой  инструкции. В этом же разделе могут  быть приведены ссылки на нормативные  акты, которые учтены при разработке инструкции, дан перечень этих актов, а так же перечень актов, утративших силу.

Таким образом, учителя физкультуры  в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны руководствоваться  инструкциями по технике безопасности и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учителя физкультуры несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников.

1.2 Профилактика травматизма как основное направление техники безопасности на уроках физической культуры

Профилактика  детского травматизма - одна из важнейших  задач современного общества. Работа по профилактике травматизма, заболеваний  и несчастных случаев при занятиях физической культурой является одной  из важнейших задач преподавателей, директоров школ. Однако множество  случаев нарушений организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводит учащихся к травмам  и ухудшению здоровья.

Работа по профилактике травматизма, заболеваний  и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом  является одной из важнейших задач  преподавателей, тренеров, инструкторов, медицинских работников, дирекции школ. Однако не все и не всегда проводят эту работу регулярно и последовательно. Множество случаев нарушений  организационного, методического, санитарно-гигиенического характера приводило и приводит учащихся к травмам.

Основные причины  травматизма:

1. Организационные  недостатки при проведении занятий.  Это непродуманная организация  урока, проведение занятий в  отсутствие учителя, слабая дисциплина  и подготовленность инвентаря,  используемого на уроке. Это  нарушение инструкций и положений  о проведении уроков физической  культуры, неквалифицированное составление  программы соревнований, нарушение  их правил, перегрузка программы  и календаря соревнований и  т.д.

2. Ошибки в  методике проведения урока, связанные  с нарушением дидактических принципов  обучения (регулярность занятий,  постепенное увеличение нагрузки, последовательность), отсутствие индивидуального  подхода, недостаточный учет состояния  здоровья, половых и возрастных  особенностей, техническая и физическая  подготовленность учащихся (форсирование  нагрузок).

Часто причиной травм является пренебрежительное  отношение к подготовительной части  урока, разминке, неправильное обучение технике физических упражнений, отсутствие страховки, самостраховки, неправильное ее применение, форсирование нагрузок, перенос средств и методов тренировки спортсменов на учащихся школы. Причиной травм могут быть недостатки учебного планирования, которое не может обеспечить полноценную физическую подготовку и преемственность в формировании двигательных навыков учащихся.

3. Недостаточное  материально-техническое обеспечение,  оснащение занятий: плохая подготовка  мест занятий и инвентаря, плохое  крепление снарядов, отсутствие  табельного инвентаря и оборудования, малые залы, отсутствие зон безопасности, жесткое покрытие и неровности  дорожек.

4. Неудовлетворительное  санитарно-гигиеническое состояние  залов, площадок: плохая вентиляция, недостаточная освещенность мест  занятий, запыленность, низкая температура  воздуха и воды бассейна. Неблагоприятные  метеорологические условия: дождь,  снег, сильный ветер и др. Недостаточная  акклиматизация учащихся.

5. Низкий уровень  воспитательной работы, нарушения  дисциплины, поспешность, невнимательность  учителя и учащихся.

6. Отсутствие  медицинского контроля. Допуск к  соревнованиям без прохождения  врачебного осмотра, невыполнение  учителем врачебных рекомендаций  по срокам возобновления занятий  после заболеваний, по ограничению  нагрузок, комплектованием групп  в зависимости от степени подготовленности  учащихся.

Как видно  из вышеизложенного, причины травм и несчастных случаев - это нарушение правил, обязательных при проведении занятий по физическому воспитанию и тренировок в учебном заведении. В основе борьбы с травматизмом и заболеваниями лежит строгое выполнение этих требований учителями физкультуры, тренерами, учащимися.

В перечне  причин травмирования особо стоит гипокинезия. Большинство новорожденных получают наследственную информацию по гипокинезии от родителей. Затем двигательный голод нарастает (детский сад, школа). При поступлении в школу в младших классах, организованная и неорганизованная активность снижается на 50%. Любые отклонения в состоянии здоровья у детей, а они неизбежны у физически ослабленных, могут быть причиной травмы. Так, плохая осанка повышает степень риска получения различных травм и не только позвоночника, но и внутренних органов грудной клетки (поскольку они занимают неблагоприятное положение и имеют сниженную функцию).

На занятиях по физическому воспитанию учителя  используют разнообразное спортивное оборудование. Безопасность таких занятий  зависит, прежде всего, от твердых знаний учащимися правил установки в  рабочее и исходное положение  снарядов, обучения учителем приемам  страховки и самостраховки.

Во избежание  возможных травм необходимо выполнять  следующие правила:

а)все действия учащихся по установке оборудования должны организовываться и осуществляться только в присутствии учителя и по его распоряжению;

б)по окончании установки оборудования в рабочее положение необходимо обязательное опробование его снарядов.

Важно также  знать и некоторые особенности  операций по установке секций, грифов перекладин и жердей брусьев, гимнастических лестниц, фиксаторов, хомутов, которые  нужно наглядно показать всем учащимся.

Так, при отодвигании  секций от стены к центру зала учащиеся во избежание травмы стопы должны находиться сбоку секции, толкая ее одной рукой.

Во время  установки перекладин и брусьев  при опускании хомутов, грифов и  жердей, чтобы исключить травму кистей рук, нельзя держаться ими за вертикальную направляющую трубу секций, а при  отведении в сторону грифа  или жерди необходимо соблюдать  осторожность, чтобы не задеть ими  рядом стоящего учащегося.

Большое внимание необходимо уделить установке учащимися  стопорных болтов, которые должны до упора вставляться 15 свои гнезда-отверстия  с последующим загибом фиксатора, находящегося на конце каждого болта, тем самым исключая возможность его выпадения при работе на снарядах.

После установки  снарядов в рабочее положение  нужно под каждый снаряд положить необходимое количество гимнастических матов.

Если многокомплектное спортивное оборудование установлено  на открытой площадке, то важным условием безопасной работы является предварительная  подготовка мягкого грунта (песок  с опилками) иод снарядами. Перед занятиями необходимо разрыхлить песок и немного его увлажнить.

При выполнении учащимися физических упражнений на снарядах возле спортивного оборудования не должно быть каких-либо посторонних  предметов.

В целях предупреждения травмы учащихся необходимо осуществлять технический уход за спортивным оборудованием. Он заключается в систематическом  контроле со стороны учителя физического  воспитания за целостностью элементов  снарядов, узлов их креплений, а также  в периодической смазке всех трущихся деталей (шарниры, подшипники и др.)

Все занятия  на спортивном оборудовании должны проходить  организованно и под непосредственным контролем учителя физического  воспитания.

Для предупреждения травматизма необходима, прежде всего, систематическая проверка прочности  установки снарядов, подвесных колец, растяжек для креплений снарядов к полу, страхующих устройств. Для  защиты ладоней используют специальные  накладки, для профилактики повреждений  лучезапястных суставов - кожаные  манжеты, для предохранения от ушибов о снаряды отдельных частей тела - поролоновые прокладки.

В целях безопасной работы на спортивных снарядах важное значение имеет физическая помощь, страховка и самостраховка учащихся на занятиях.

Помощь заключается  в физических усилиях, прилагаемых  учителем или учащимся в целях  правильного и успешного завершения части или всего изучаемого упражнения. К основным видам физической помощи относятся: помощь проводкой; поддержка  фиксаций; помощь подталкиванием.

Страховка - это  готовность учителя или учащегося  оказать помощь занимающемуся, неудачно исполняющему упражнение. Страховка и помощь связаны между собой. Физическая помощь сводится к минимуму или прекращается на уроках совершенствования физических упражнений, когда учащиеся выполняют их самостоятельно.

Самостраховка - способность занимающихся самостоятельно выходить из опасных ситуаций, прекращая при этом выполнение упражнения или изменяя его для предотвращения возможной травмы. Например, при выполнении стойки па плечах на брусьях в случае падения вперед учащийся должен сделать кувырок вперед ноги врозь; при соскоках со снарядов, влекущих за собой падение, также выполнить кувырки.

Одна из важнейших  функций физкультурных работников - это профилактика спортивного травматизма. Причинами травматизма заключаются, как правило, в нарушениях учебно-тренировочного процесса и правил соревнований, а  также в нарушениях санитарно-гигиенического характера.

Зачастую учащиеся получают травмы из-за неудовлетворительного  состояния покрытий в местах занятий: неровный, твердый грунт площадок, неисправный или скользкий пол  гимнастических залов, неровный лед, плохое состояние мест отталкивания и приземления  для прыжков и т. д.

К недостаткам  оборудования мест занятий относятся:

плохое качество или изношенность снарядов, матов;

наличие на местах занятий посторонних предметов;

- плохое качество, неисправность спортивного инвентаря  или его неправильное хранение;

- несоответствие  размеров и массы инвентаря  индивидуальным особенностям занимающихся

При занятиях гимнастикой возможны ссадины, потертости, ушибы и растяжения связочно-суставного аппарата преимущественно верхних  конечностей.

Используют  такие технические средства: поролоновые  ямы, тренажеры с поясом для изучения оборотов на перекладине, амортизирующие пояса для страховки при обучении и выполнении сложных комбинаций.

Травматизм  при занятиях легкой атлетикой различается  в зависимости от узкой специализации  в видах спорта. Спринтеры, например, чаще страдают от растяжений и надрывов двуглавой мышцы бедра, икроножной мышцы, ахиллова сухожилия, растяжений связок голеностопного сустава [12, С. 48] .

Барьерный бег  дополняется ушибами и растяжениями связок коленного и голеностопного суставов, травматических радикулитов. При беге на средние и длинные  дистанции возникают потертости стон и промежности, хронические  заболевания сухожилий и мышц стопы и голени.

Для баскетболистов характерны травмы связочного аппарата голеностопного сустава, ушибы, растяжения боковых, крестообразных связок, повреждения  менисков коленного сустава, а также  ушибы и растяжения связок пальцев  и кистей рук.

Травматизм  у волейболистов: ушибы пальцев  кисти лучезапястного, плечевого  и локтевого суставов, ушибы туловища, чаше связанные с дефектами оборудования, неудовлетворительным санитарным состоянием залов.

Информация о работе Меры предосторожности во время занятий физической культурой