Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 10:24, курсовая работа
Двигательная деятельность детей является одной из основных физиологических составляющих нормального формирования и развития организма. При возникновении различных заболеваний физиологическое и психо-эмоциональное состояние ребенка меняется. Так, у детей с заболеванием ДЦП идет нарушение функционирования костно-мышечного аппарата, что приводит к изменениям вегетососудистой и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, изменению психики. Отмечаются такие двигательные расстройства как: гипертонус мышц, развитие контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Общее представление о ДЦП……………………………………….6
Детский церебральный паралич: понятие, формы………………………6
Характеристика нарушений при ДЦП………………………………….12
ГЛАВА 2. Роль гидрореабилитации в процессе восстановления
детей с ДЦП……………………………………………………………………..15
2.1 Влияние занятий гидрореабилитацией на двигательную и эмоционально-волевую сферу детей с ДЦП…………………………………………………..15
2.2 Условия проведения занятий по гидрореабилитации у детей с церебральным параличом……………………………………………………..19
2.3 Влияние методики аквареабилитации на двигательные способности детей с ДЦП…………………………………………………………………………....23
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..31
Во время ныряний возникает, так называемая, периодическая гипоксия, которая используется в медицине для лечения сосудистых расстройств, для улучшения снабжения тканей кислородом. В отличие от длительной гипоксии, которая действительно опасна, короткие рефлекторные задержки дыхания тренируют ткани запасать кислород и в целом улучшают состояние ребенка. При правильном ритме ныряния в организме запускаются самооздоровления. Любой ребенок может получить пользу от таких упражнений, более того детям нравится нырять. Большинство детей с двигательными нарушениями чувствуют себя в воде более комфортно, чем на суше.
При погружении тела в воду сопротивление воды оказывает постоянное и многомерное противодействие каждому движению. Это сопротивление в 12 раз превосходит сопротивление воздуха и требует от тела усилий в 3 раза больше, чем при занятиях на суше. В таком случае при каждом движении затрачивается больше мышечных усилий и энергии для преодоления сопротивления, так как сопротивление воды приводит к снижению скорости передвижения. Но снижение скорости зависит также от уровня погружения тела в воду и амплитуды движения. Важно отметить, что при погружении тела в воду появляется гидростатическое давление, пропорциональное глубине погружения, т.е. чем глубже погружение тела, тем сильнее на него давление воды. Именно это давление помогает мышцам расслабиться, а телу ощутить легкость. Гидростатическое давление улучшает циркуляцию крови, венозный отток, снижает частоту сердечных сокращений, повышает аэробные возможности организма, оказывает стимулирующий эффект на кардиореспираторную систему. Кроме того, оно создает эффект массажа, снижая мышечное напряжение и выполняет массирующее воздействие на органы брюшной полости, а также способствует повышению устойчивости вестибулярного аппарата. [20]
В методике аквареабилитации используются ритмичные погружения под воду – ныряние; игровые упражнения, направленные на задержку дыхания и доставания игровых предметов со дна. Инструктор по аквареабилитации должен использовать разнообразные упражнения: имитация ходьбы и имитация бега с высоким подниманием бедра, различные упражнения на гибкость, сед на пятках, лежа на спине и животе грести руками и ногами, наклоны из положения стоя (реабилитолог обхватывает ребенка за бедра).
С самых первых, вводных, занятий необходимо подготовить ребенка с ДЦП к правильной задержке дыхания. Для этого инструктор по аквареабилитации должен придерживать за голову, снизу фиксируя подбородок, чтобы ребенок не захлебнулся. Необходимо постепенно погружать лицо ребенка в воду до полного привыкания. В последующем тренер использует упражнения, которые непосредственно влияют на двигательную сферу ребенка.
Методика позволяет работать с детьми буквально с рождения. В этом ее основное достоинство. Чем раньше приступить к восстановлению нарушенной функции, тем лучше, чтобы успеть воспользоваться периодом наибольшей пластичности нервной системы.
Занятия проводить рекомендуется не менее 2-3 раз в неделю, по возможности 3-4 раза, продолжительностью 1,5 часа в день с перерывами на отдых. Это средняя продолжительность. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста можно ее сокращать. В течение этого времени рекомендуется делать паузы для отдыха. Как правило больше половины всего времени уходит на то, чтобы ребенок "переключился" на водный режим движения, чтобы его отпустила привычка дышать и двигаться так, как он это делает на суше - это довольно сильная привычка. Требуется время, чтобы ребенок настроился на пространство с совсем другими свойствами, чем суша. Основная работа происходит, как правило (обычно), последние 20-30 минут занятия: именно тогда у ребенка начинают появляться новые движения.[22]
Важно не пропускать занятия, проводить регулярно, иначе это может привести к тому, что реабилитацию придется начинать заново. Очень важно при занятиях нельзя допускать такие опасные состояния как переутомление, переохлаждение. [10]
Таким образом, аквареабилитация детей с церебральным параличом в комплексе с другими средствами реабилитации оказывает оздоровительный эффект, значительно улучшая функционирование опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы, развивая психоэмоциональную сферу ребенка.
Выводы
1. Двойная спастическая гемиплегия
2. Спастическая диплегия
3. Гемипарез
4. Гиперкинетическая форма с подформами:
а) двойной атетоз
б) атетозный баллизм
в) хориоатетозная форма
г) хореический гиперкинез
5. Атонически-астатическая форма
Список литературы
Информация о работе Методика аквареабилитации для детей с ДЦП