Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 08:30, контрольная работа
Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования всех основ и систем организма и сензитивным периодом психического развития. Именно в этом возрасте развиваются те личностные свойства, двигательные качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, функциональной готовности к обучению в школе, формирования здоровья.
Если группа состоит из детей контрастного роста, то после перестроения в звенья, воспитатель должна перейти на противоположную сторону и предложить детям повернуться кругом, чтобы те, кто меньше ростом, оказались впереди. Самый рациональный способ раздачи пособий - их разбор по ходу.
Из инвентаря в средней группе добавляются палки и обручи. Детям предстоит освоить хваты этих предметов, чтобы движение не выглядело скованным, и естественная координация не нарушалась. Палку можно нести горизонтально, держа хватом сверху за середину. Можно направить ее «носом вниз», для чего указательный палец надо выпрямить вдоль палки. В положении «палка на плечо» нижний конец надо подпирать указательным пальцем и не фиксировать руку. Обруч можно держать прямой рукой хватом сверху, а можно нести, повесив на плечо, естественно двигая рукой. Самым характерным усложнением общеразвивающих упражнений в средней группе становится их выполнение под счет. Это обеспечивает слаженность и четкость движений и является важным показателем обученности детей. Счет должен фиксировать действие. Это следует акцентировать при показе.
В отличие от младшей группы, при разучивании общеразвивающих упражнений, как правило, имеет место предварительный показ в сочетании с объяснением. Порядок действий воспитателя в средней группе:
а) назвать упражнение (это обеспечивает психологическую готовность к действиям);
б) показать упражнение, сопровождая показ объяснением;
в) подготовить детей к выполнению, называя детали исходного положения;
г) обеспечить одновременное начало выполнения командой «начинай»;
д) воспитатель начинает упражнение вместе с детьми, а после 2-3 повторений, дети продолжают самостоятельно;
е) дошкольники должны одновременно закончить упражнение, для чего необходимо сделать акцент на счете «два» при последнем повторении упражнения.
Главной целью общеразвивающих упражнений является формирование правильной осанки. Осанка во многом зависит от положения позвоночника и таза. Общий смысл контроля над выполнением общеразвивающих упражнений состоит в поддержании и постоянном наращивании мышечного тонуса. Необходимо следить за тем, чтобы в исходном положении стоя, тяжесть тела равномерно распределялась на обе ноги. Привычка ослаблять одну ногу приводит к тому, что таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону. Симметричные упражнения (наклоны в стороны, поочередное поднимание ног и др.) должны повторяться четное количество раз, чтобы нагрузка на обе стороны тела была одинаковой. Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнений. Очень важно уметь ритмично вести счет. На первом этапе нужно чередовать счет со словами-указаниями. Темп счета зависит от характера двигательных действий. Словесные комментарии педагога - подсказки, советы, указания, оценки должны вписываться в ритм и темп упражнений.
5.3 Старший дошкольный возраст
Старшие дошкольники должны выполнять общеразвивающие упражнения четко, выразительно, слаженно, ритмично. Кроме того, общеразвивающие упражнения - благодатный материал для развития детского двигательного творчества, для стимулирования инициативных и самостоятельных действий. Задача воспитателя - создавать ситуации, в которых дети могли бы реализовать приобретенный двигательный опыт, проявить находчивость, изобретательность.
1. В старшей группе построение в звенья проводится перестроением через середину площадки по три. В таком варианте каждый ребёнок активен, вынужден быстро ориентироваться в пространстве, а не идти пассивно за звеньевым. Для выполнения упражнений в парах дети перестраиваются через середину по два или по четыре. Используя также построение шеренгами, в шахматном порядке, концентрическими кругами, а в природных условиях и хаотично.
2. Пособия разбираются детьми, как
правило, по ходу, хотя возможны
и другие варианты. Например, построившимся
на упражнения детям
3. Схема действий воспитателя, в принципе, такая же как в средней группе. Но показ может быть частичным. Практикуется использование действий без показа в целях специфического контроля. Стимулируя детскую изобретательность, можно использовать показ упражнений детьми.
4. Качество выполнения
5.4 Контроль за дыханием
Во время физических упражнений частота дыхания возрастает, т.к. повышается потребность работающих мышц в кислороде. Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, развивают грудную клетку.
В то же время правильное дыхание обеспечивает более высокую работоспособность мышц, т.к. продукты распада эффективнее удаляются из организма во время продолжительного или энергичного выхода. В противном случае углекислота, накапливающаяся в мышцах, будет снижать их жизнедеятельность.
Сущность контроля за дыхание на элементарном уровне состоит в том, чтобы обеспечивать согласование дыхательных движений с характерными двигательными действиями. Поднимание рук вверх, отведение в стороны и назад, прогибание в любом исходном положении, поднимает и расширяет грудную клетку, а, значит, способствует выдоху. Всякая группировка тела - наклоны, приседания, подтягивание и поднимание ног и т. п. способствует выдоху. Старшим детям нужно подсказывать, когда делать вдох, напомнить, что вдыхать нужно через нос. Малыши таких подсказок не воспринимают. Поэтому в младших группах наиболее эффективным способом контроля за дыханием является произнесение звуков в момент выдоха. Особенно логично и естественно происходит это в имитационно - образных упражнениях. Дети, по сути, играя в движения, дополняют образ звукоподражанием, что приносит им не только пользу, но и удовольствие. (Например: «…Увидели гуси собачку, вытянули шеи и зашипели: « ш - ш - ш …»).
Таким образом, цель и смысл методики руководства - обогащение и совершенствование двигательного опыта детей. Выбор конкретных методов и приемов обучения общеразвивающим упражнениям зависит от возраста детей, вида упражнений, формы организации физического воспитания, специфики педагогических задач.
6.1 Комплекс упражнений для
Карточка 1
Общеразвивающие упражнения.
1. Исходная позиция — ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Руки вынести вперед, вернуться в исходное положение (4—5 раз).
2. И. п.— ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вперед, руки вниз, коснуться колен; вернуться в исходное положении (5 раз).
3. И. п. — ноги на ширине ступни, руки за спиной. Присесть, руки вынести вперед, вернуться в исходное положение (4—5 раз).
4. И. п. — ноги врозь, руки на поясе. Наклон вправо (влево), выпрямиться, вернуться в исходное положение (по 3 раза в каждую сторону).
Здесь и далее И. п. — исходная позиция.
5. И. п. — ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища. Прыжки на двух ногах на месте на счет 1—8. Повторить 2 раза.
Карточка 2
Общеразвивающие упражнения с мячом.
1. И. п. — ноги на ширине ступни, мяч в обеих руках внизу. Поднять мяч вверх, потянуться, посмотреть на него. Медленным движением опустить мяч вниз — вернуться в исходное положение (4—5 раз).
2. И. п. — ноги на ширине ступни, мяч в согнутых руках у груди. Присесть, коснуться мячом пола; выпрямиться, вернуться в исходное положение (4—5 раз).
3. И. п. — ноги на ширине плеч, мяч в согнутых руках у груди. Наклон к правой (левой) ноге, коснуться мячом пола; выпрямиться, вернуться в исходное положение (4—6 раз).
4. И. п. — стойка на коленях, мяч
перед собой в обеих руках.
Прокатывание мяча вокруг
Карточка 3
Общеразвивающие упражнения с кубиками.
1. И. п. — ноги на ширине ступни, кубики в обеих руках внизу. Поднять кубики через стороны вверх, опустить вниз, вернуться в исходное положение (4-5 раз).
2. И. п. — ноги слегка расставлены, кубики у плеч. Медленно присесть, коснуться кубиками пола. Выпрямиться, вернуться в исходное положение (5—6 раз).
3. И. п. — сидя, ноги скрестно, кубики в обеих руках на коленях. Наклониться вправо, положить кубик справа (подальше); выпрямиться, вернуться в исходное положение. То же влево (2—3 раза в каждую сторону).
4. И. п. — стоя перед кубиками, руки произвольно. Прыжки на двух ногах вокруг кубиков в обе стороны, с небольшой паузой (2 раза в каждую сторону).
Карточка 4
Общеразвивающие упражнения.
1. И. п. — ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Хлопок в ладоши перед собой, опустить руки, вернуться в исходное положение (4—5 раз).
2. И. п. — ноги на ширине ступни, руки на пояс. Присесть, хлопнуть в ладоши перед собой; вернуться в исходное положение.
3. И. п. — ноги на ширине плеч, руки за спиной. Наклон к правой (левой) ноге, хлопнуть в ладоши; выпрямиться, вернуться в исходное положение (5 раз).
4. И. п. — ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поворот вправо (влево), хлопнуть в ладоши; вернуться в исходное положение (5 раз).
5. И. п. — ноги слегка расставлены, руки произвольно. Прыжки на двух ногах с поворотом в обе стороны (3—4 раза).
Карточка 5
Общеразвивающие упражнения.
1. И. п. — ноги на ширине ступни, руки вдоль туловища. Поднять руки в стороны, вернуться в исходное положение (4—5 раз).
2. И. п. — ноги на ширине ступни, руки за спиной. Присесть, руки вынести вперед, вернуться в исходное положение.
3. И. п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо (влево), вернуться в исходное положение (по 3 раза в каждую сторону).
4. И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять правую (левую) ногу, опустить; вернуться в исходное положение (4—6 раз).
5. И. п. — ноги слегка расставлены, руки на поясе. Прыжки на двух ногах с поворотом кругом на счет воспитателя (или под бубен).
6.2 Комплекс общеразвивающих
упражнений для старшего
1. И. п. – о. с., руки вдоль туловища. Наклоны головы назад – вперед, вправо – влево.
Головой сейчас покрутим
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
2. И. п. – ноги на ширине плеч, руки поднять вверх, затем в стороны и опустить.
Ручки потянули вверх,
Словно там висит орех,
Тянем в стороны потом,
Словно обнимаем дом.
3. И. п. – ноги на ширине ступни, руки на поясе. Повороты в правую и в левую стороны.
Ноги врозь, на пояс руки
Влево плечи разверни.
А теперь направо, ну –ка!
Упражнение повтори.
4. И. п. – о. с., руки на поясе. По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях.
Поднимаем мы колени,
Занимаемся без лени
Поднимаем их повыше.
Может быть коснемся крыши?
5. И. п. – о. с., руки на поясе. Прыжки на месте.
Давай с тобой попрыгаем
И ножками подвигаем.
Раз прыжок и два прыжок,
Поактивнее дружок…
Заключение.
Таким образом, общеразвивающие упражнения используемые одновременно, оказывают всестороннее укрепляющее воздействие на организм ребёнка. Выполнение общеразвивающих упражнений, требующих точности, четкости, определённой расчленённости и в то же время целостности, способствует воспитанию внимания, воли, целенаправленности, тормозных реакций, умения согласовать свои движения с действиями и движениями всего коллектива детей.
Общеразвивающие - это специальные упражнения, предназначающиеся для развития и укрепления отдельных групп мышц - плечевого пояса, туловища, брюшного пресса и ног.
Задачей их является формирование правильной здоровой осанки ребёнка путём развития и укрепления костно-мышечного аппарата и общефизиологического воздействия на его организм.
Особенность этих упражнений заключается в том, что они связаны с деятельностью отдельных, строго ограниченных двигательных центров мозга и каждое из упражнений затрагивает лишь небольшое число движений, необходимых для его выполнения. Поэтому общеразвивающие упражнения носят местный характер со специальной направленностью. Они высшие психомоторные центры, управляющие движениями, совершенствуют взаимосвязанную деятельность первой и второй сигнальных систем и требуют сознательности, произвольности, точности выполнения.
Определённая последовательность, в которой даются общеразвивающие упражнения, направлена на вовлечение всего организма в деятельное состояние, повышение физиологических процессов, способствующих его общей жизнедеятельности.
Первая группа упражнений направлена на развитие и укрепление мышц плечевого пояса. Они способствуют расширению и увеличению дыхательного размаха грудной клетки, укрепляют диафрагму, всю дыхательную мускулатуру, вызывают глубокое дыхание, укрепляют мышцы спины, выпрямляют позвоночник (способствуя сближению лопаток и уменьшению расстояния между ними).
Вторая группа упражнений - для развития и укрепления брюшного пресса и ног. Они способствуют укреплению мышц живота, которые предохраняют внутренние органы от сотрясения при интенсивных движениях (прыжки, спрыгивания и т.п.). Эти упражнения развивают мышцы ног и свода стопы, препятствуют застою крови в венозных сосудах (хлопок о колено, полуприседания, приседания и т.д.).
Третья группа упражнений - для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Эти упражнения влияют на формирование здоровой осанки и содействуют развитию гибкости позвоночника при наклонах туловища вперёд и стороны, а также при поворотах вправо, влево и вращении туловища. У ребёнка вследствие имеющихся возрастных особенностей в строении грудной клетки нет большого размаха дыхательных движений, дыхание поверхностно, неглубоко.
В процессе интенсивных физических упражнений появляется большая потребность в кислороде; ребёнок начинает глубоко дышать, вбирая свежий воздух и ощущая в то же время необходимость освободиться от вырабатываемой в организме углекислоты, что создаёт необходимость выдоха.
Упражнения регулируют и усиливают дыхание, содействуют развитию и подвижности грудной клетки, увеличивают жизненную емкость лёгких, улучшают состав крови благодаря притоку кислорода и питательных веществ. Путём регулярных упражнений дыхание ребёнка поддаётся воспитанию вследствие того, что дыхательные центры подчиняются нервной системе.
Информация о работе Методика обучения детей общеразвивающим упражнениям