Методика обучения детей строевым упражнениям в разных возрастных группах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др. Полноценное физическое воспитание достигается при комплексном применении всех средств, так как каждое из них по-разному влияет на организм.
Физические упражнения - основное специфическое средство физического воспитания. Физические упражнения оказывают на человека многостороннее воздействие: они изменяют его физическое состояние, способствуют осуществлению задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а также развитию психических качеств.

Содержание

1.Значение строевых упражнений
2.Методика обучения строевым упражнениям
3.Использование строевых упражнений на праздниках и в повседневной жизни
4.Игры на построение и перестроение
5.Последовательность обучения определенному виду строевых упражнений в конкретной группе
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

строевой шаг.docx

— 39.55 Кб (Скачать файл)

7. Повороты дети совершают, как и раньше, простым переступанием  на месте.                        8. Во время передвижения по  залу их приучают постепенно  доходить до углов и делать  повороты на носке наружной  по отношению к центру зала  ноги. Но четкого выполнения данного  поворота от всех детей в  старшей группе еще не требуют.

Подготовительная к школе группа

1. В этой группе закрепляются  умения и навыки освоенных  ранее упражнений. Разучиваются  некоторые новые упражнения.

2. Дети учатся равняться  в шеренгу (команда «Равняйся!»), поворачивая голову и ориентируясь  на грудь третьего (не считая  себя) ребенка. Правофланговый стоит  в это время по стойке «смирно». Выполнив задание, дети поворачивают  голову прямо. Носки у всех  детей должны находиться на  одной линии.

3. По команде «Смирно!»  дети принимают основную стойку: стоят подтянуто, ровно, но без  лишнего напряжения, пятки вместе, носки врозь на ширину стопы, колени выпрямлены; голова прямо, плечи слегка отведены, руки свободно  опущены и выпрямлены, пальцы  полусогнуты, большой палец на  середине бедра. В положении «смирно»  дети стоят недолго, это промежуточное  положение перед поворотами, началом  движения и т.п. По команде «Вольно!»  дети, не сходя с места, расслабляются, переносят тяжесть тела на одну ногу, другую слегка сгибают в колене.                                                                    4. Дети осваивают простейший расчет на «первый-второй». По команде воспитателя «На первый – второй рассчитайся!» правофланговый поворачивает голову влево и произносит «первый», следующий за ним – «второй», третий снова говорит «первый» и т.д.

5. После того как дети  научатся рассчитываться на «первый  – второй», им показывают перестроение  из одной шеренги в две. Перестроение  совершается по команде «Вторые  номера, делай два (три и более) шага назад, марш!» или «Первые  номера, делай два (три и т.д.) шага  вперед, марш!». В обоих случаях  дети станут в шеренги в  шахматном порядке. Если надо  их построить друг за другом, дается команда делать шаг  вправо или влево.              

6. Проводится упражнение  в ходьбе змейкой в колонне  по одному и парами. По одному  и парами дети расходятся в  разные стороны после прохождения  через середину зала. Воспитатель  указывает: «Пара - налево, пара –  направо» и т.п. Образуются колонны, движущиеся парами по залу  в разные стороны. Встретившись  у середины противоположной стены, они по указанию воспитателя: «Четверками через середину зала  марш!»  - соединяются в шеренге  по четыре – первая пара  одной колонны с первой парой  другой колонны и т.д. и идут  до конца зала, где либо снова  расходятся парами налево и  направо, либо идут вокруг зала  четверками. Воспитатель объясняет  и показывает, что во время  поворотов на углах идущие  ближе к середине зала должны  делать более мелкие шаги, а  идущие с наружного края –  более широкие, чтобы шеренга  оставалась ровной и не ломалась.

7. Из построения в три  колонны разучивается размыкание  и смыкание приставными шагами  в стороны. Для этого воспитатель  обозначает колонны соответствующими  номерами: первая, вторая, третья. Вторая  остается на месте при размыкании. Первая и третья колонны получают  задание сделать определенное  количество приставных шагов  влево и вправо. Размыкание производится  по команде «От середины на  три шага приставными шагами  разомкнись! Раз, два – три!». Для  смыкания подается команда «К  середине приставными шагами  сомкнись!».                                                                                        

8. Дети должны освоить  правильный поворот на углу  зала во время движения. Этот  поворот совершается на носке  наружной по отношению к середине  зала ноги, а следующий шаг  вперед делается противоположной  ногой.                                                               9. Детям показывают и повороты  на месте направо и налево  по счету. На счет «раз» надо  повернуться на пятке правой  ноги (при повороте направо) и  носке левой ноги, а на счет  «два» - левую ногу приставить  к правой. Но четкого исполнения  поворотов на месте от детей  еще не требуют.

10. Не следует добиваться  от детей умения ходить в  ногу. Но учить останавливаться  после ходьбы всем одновременно  целесообразно. После команды «На  месте!» дети продолжают идти  на месте. По команде «Стой!»  они делают еще один шаг, а  затем приставляют ногу. Так же  совершается и остановка во  время передвижения. Когда воспитатель  скажет: «Группа стой!» - все делают  на «раз» один шаг на месте, на «два» приставляют ногу.

Дети очень любят эти простейшие строевые упражнения, владение ими значительно повышает организованность занятий, облегчает проведение праздников.

 

3.Использование строевых упражнений на праздниках и в повседневной жизни

 

Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц во второй половине дня продолжительностью 30-45 минут. Они включают в себя уже известные детям подвижные игры, эстафеты, задания, разнообразные движения, в том числе, это могут быть и строевые упражнения.

Праздник состоит из трех частей. Первая часть праздника, как правило, проходит в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных на отдельные команды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Движения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высокий эмоциональный подъем. После физкультурного парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках и т.д.; играх-эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных играх. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учетом времени для каждой возрастной группы и всех участников.

Во второй части праздника могут быть организованы кукольный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные прогулки и т.д. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюрпризные моменты: появление сказочных героев, фокусника, танцоров и т.д.

В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь.

Для организации детей на празднике используются такие упражнения, как построение в колонну, шеренгу, в круг, различные перестроения.

В повседневной жизни упражнения на построение используются во время зарядки, походов, экскурсий, обычных прогулок, в подвижных играх.

 

4.Игры на построение и перестроение

 

Большое значение имеют игры на построение и перестроение детей. Умение строиться в колонну закрепляется в таких играх, как "Чье звено быстрее построится", "Ищи вожатого", в которых воспитателю следует оценивать не только быстроту выполнения задания, но и качество построения - равнение в строю, дистанцию.

В интересной форме можно предложить дошкольникам становиться в колонну строго на свое место. В игре "Репка" (аналог игры "Чье звено быстрее построится") каждая колонна состоит из семи человек -- репка, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка. Критерием правильности построения послужат маски - шапочки и детали костюмов. Такая игра украсит любой праздник. Используя интерес детей к игре, можно совершенствовать конкретные навыки строя, отдавая следующие команды: стоять в основной стойке, ноги в коленях выпрямить, плечи развернуть, подтянуть живот, смотреть перед собой, руки повернуть ладошками к бедру, расстояние до стоящего впереди определить на глаз и т.д. В основе всех этих требований лежат игровые задания типа "Кто лучше построится".

Старшие дети достаточно самостоятельны в выполнении строевых упражнений, чему способствуют игровые задания типа "Построй, как хочешь". Например: "В колонну стройся!.. Сейчас вы пойдете врассыпную. Тот, кого я назову, должен быстро выбежать на край площадки и рукой подать всем детям сигнал, как надо построиться: рука, поднятая вверх, означает «Стройся за мной в колонну!». Строить колонну можно в любом месте зала, но обязательно вдоль".

Чаще других в перестроениях используется движение врассыпную: колонна по сигналу "рассыпается", дети движутся хаотично, а по следующему сигналу снова строятся в колонну. В зависимости от возраста детей можно по-разному варьировать целевые установки: строиться быстро, вставать на свои места по росту - в старших группах или просто строиться - в младших. В первую половину года во второй младшей группе такие задания даются без обратного перестроения: из положения врассыпную дети строятся с помощью воспитателя в круг или исполняют упражнения, оставаясь на своих местах, там, где их застал сигнал.

 

Игра «Робот». В нее могут играть взрослый и ребенок или несколько детей. Необходимо с помощью веревки ограничить на полу трассу, как для автогонок с поворотами и сужениями. «Робот» с закрытыми глазами идет по дороге, выполняя инструкции помощника (штурмана). Можно играть командами по 2 человека. Потом ролями нужно поменяться: робот становится штурманом.

Игра « Карусели». Играющие становятся в круг, держаться за руки (в младшем возрасте при знакомстве с игрой можно использовать обруч или веревку). Дети вместе с воспитателем идут по кругу, произнося слова:

 

Еле-еле, еле-еле

 

Завертелись карусели,

 

А потом, потом, потом

 

Все бегом, бегом, бегом. (Ходьба ускоряется до бега)

 

Тише, тише, не спешите! (Движение замедляется)

 

Карусель остановите.

 

Раз, два. Раз, два.

 

Вот и кончилась игра. Стоп!

 

Игра «Поезд». Дети встают один за другим в колонну. Это вагоны. Первым в колонне «паровозом» встает воспитатель или кто-нибудь из детей в старших группах. «Паровоз» дает гудок, дети начинают двигаться вперед, постепенно ускоряя темп ходьбы, которая плавно переходит в бег. Подъезжая к станции, дети на слова воспитателя: «Пришел, пришел, пришел» снова переходят на ходьбу. На слово: «Приехали» дети останавливаются и паровоз выпускает пар: «Ш-ш-ш-ш». Игру можно повторять несколько раз.

 

5.Последовательность обучения определенному виду строевых упражнений в конкретной группе

 

Обучению детей построения в круг начинается уже с первой младшей группы. Для начала можно использовать игру «Карусель». Для освоения понятий «круг, хождение по кругу» можно использовать обруч. Дети берутся за него одной рукой. Движение идет по кругу в одну сторону. Воспитатель произносит текст игры. Когда дети понимают, что значит ходить по кругу, можно обходиться без обруча. Дети держатся за руки и так же выполняют движения по кругу.

Для обучению понятия «круг» можно также использовать игру «Пузырь». Дети держаться за руки, образуя маленький круг «пузырь». Дети делают шаги назад, произнося следующий текст:

 

Раздувайся, пузырь,

 

Раздувайся большой,

 

Оставайся такой

 

И не лопайся!

 

Образуется большой круг. Затем воспитатель говорит: «Хлоп!» и пузырь лопается. Дети при этом снова делают маленький круг, издавая звук «Ш-ш-ш».

 

Список литературы

 

1. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1978.

 

2. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М., 2001.

 

3. Шебеко В.И., Шишикина В.А., Ермак Н.И. Методика физического восп. в дош. учр. - Минск, 1998

 

4. Программа воспитания  и обучения в детском саду./ под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой - М., 2009.

 

5. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М., 1984

 

6. Шебека В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.Г. Физическое воспитание  дошкольников.- М.: Академия, 1996.


Информация о работе Методика обучения детей строевым упражнениям в разных возрастных группах