Методика обучения поворотам в движении на лыжах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 15:51, реферат

Краткое описание

Занятия на лыжах имеют образовательное значение. В ходе занятий лыжники приобретают новые знания, умения и навыки, связанные с лыжным спортом (изучают теорию лыжного спорта, закономерности подготовки, гигиену занятий физическими упражнениями и т.д.).
В нашей стране сложились две основные формы работы по лыжам - лыжная подготовка и лыжный спорт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Общая характеристика поворотов в движении на лыжах……………………5
2. Методика обучения поворотам в движении на лыжах……………………..7
2.1. Поворот переступанием………………………………………………….7-9
2.2. Поворот упором……………………………………………………………9
2.3. Поворот "плугом" и «полуплугом»…………………………………...9-12
2.4.Поворот на параллельных лыжах……………………………………...…12
2.5. Поворот «ножницами»………………………………………………...…15
3.Заключение……………………………………………………………………..16
4.Список литературы…………………………………………………………....17

Вложенные файлы: 1 файл

методика обучения поворотам в движении на лыжах (Автосохраненный).docx

— 95.39 Кб (Скачать файл)

Типичные ошибки:

1. разведение носков лыж;

2. излишне крутая постановка лыж на ребра в «плуге» и тормозящей лыжи

в «полуплуге»;

3. неправильное положение туловища;

4. недостаточный перенос тяжести тела на рулящую лыжу;

5. слабое закручивающее усилие стопы внешней ноги в «плуге».

Способы устранения ошибок:

- многократное выполнение основных упражнений и их элементов в

облегченных условиях спуска или на месте.

2.5. Повороты из «полуплуга» и из «плуга»

 Задача 1. Освоение работы  ног и загрузки лыж.

Средство. Имитация поворотов.

Методические указания.

При имитации поворотов на месте следует добиваться полного переноса веса тела на наружную лыжу с последующим переходом в стойку поворота на параллельно расположенных лыжах.

Задача 2. Овладение поворотом в целом.

Средство: Выполнение поворота в движении.

Методические указания.

Изучение поворота проводить на пологом (12 — 15°) укатанном склоне

вначале из прямого спуска к косому, далее — из косого к прямому и, затем

— из косого к косому в другую сторону.

Задача 3. Совершенствование в выполнении поворотов из «полуплуга»

и «плуга»

Средства:

1. Спуски со свободными  поворотами.

2. Спуски с поворотами  по заданию.

Методические указания

При выполнении серии поворотов обращать внимание на быстрый слитный переход от окончания одного ко входу в очередной поворот.

Типичные ошибки:

1. медленный вход в поворот;

2. жесткий вход в поворот с крутым кантованием лыж на ребра;

3. отклонение туловища назад;

4. поднимание носкового загиба приставляемой лыжи.

Способы устранения ошибок.

Выполнение прямых спусков боковым соскальзыванием, сочетание спуска наискось с боковым соскальзыванием и при спуске в «плуге» - поочередный полный перенос тяжести тела с одной на другую плужащую лыжу.

2.4. ПОВОРОТЫ НА ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ЛЫЖАХ.

Эти повороты, вследствие сочетания различных по направлению движений и сил, являются сложными упражнениями. К изучению этой группы поворотов рекомендуется приступать после освоения ряда подводящих упражнений, таких как:

1. боковое соскальзывание вниз по склону;

2. боковое соскальзывание в спуске наискось;

3. остановка поворотом;

4. движение по дуге с незначительным углом «заноса» пяток лыж.

Методические указания.

Выполнение спуска наискось соскальзыванием требует почти равномерной загрузки лыж и относительно плоского расположения их на склоне. Движение по дуге должно выполняться с увеличенной загрузкой передней части лыж (общим наклоном туловища) с одновременным кантованием их на внутренние к повороту ребра. Остановка поворотом и вход в движение по дуге начинается из прямого спуска рывковым смещением пяток лыж с соответствующим встречным движением туловища. Эта стойка сохраняется до конца спуска или остановки. Дуга поворота — пологая, без излишнего бокового заноса.

Задача 1. Изучение техники входа в поворот.

Средство: Имитация входа в поворот на месте.

Методические указания.

Упражнение выполнять на ровной площадке с незначительным уклоном вперед.

При «перескоках» ступни и колени поворачиваются вместе с лыжами, а туловище — с одновременным наклоном в обратную («внешнюю») сторону.

 Задача 2. Изучение поворотов  в целом.

Средство: Выполнение входа в поворот и дальнейшее движение по дуге.

Методические указания.

Вход в поворот выполнять вначале с места, затем разучивать вход в поворот из прямого спуска и далее — из спуска наискось от склона. Пятки лыж высоко не поднимать, а в последнем упражнении опускать их на снег, как только лыжи займут прямое по отношению к склону положение.

Для облегчения условий входа в поворот использовать места склона с увеличивающейся крутизной.

 Задача 3. Совершенствование  в выполнении поворотов на  параллельных лыжах.

Средства:

1. Спуски со свободными  поворотами.

2. Спуски с поворотами  по заданию.

Методические указания.

При выполнении серии поворотов исходным положением для входа в поворот является стойка окончания предыдущего, поэтому на положение

туловища во второй фазе поворота обращать особое внимание.

В конце дуги плечи начинают поворот к носкам лыж. Это движение сливается с последующим входом в обратный поворот. Руки, согнутые в локтях до прямого угла, слегка разведены в стороны.

Одновременно с совершенствованием в технике поворотов и их сочетаний усложняется рельеф склона и задание. Путем подбора бугристых склонов и сокращения расстояний между воротами последовательно прививаются навыки быстрых и точных действий.

Типичные ошибки:

1. широкое ведение лыж;

2. значительная загрузка внутренней лыжи;

3. излишний занос пяток лыж;

4. высокая стойка;

5. недостаточный наклон вперед;

6. закручивание плеч в сторону поворота.

Способы устранения ошибок:

- повторение предыдущих упражнений и подбор ряда вспомогательных

упражнений;

- использование соответствующих мест на склоне, неровностей, перепада

крутизны и т. п.

 Использование лыжных  палок при поворотах 

Для быстроты и точности поворотов, увеличения скорости и

поддержания равновесия при их выполнении может применяться опора на палки.

При выполнении пологих и свободных поворотов опора на палки не нужна, движение по крутому склону с крутыми поворотами значительно облегчается применением различных способов опор на одну и обе палки.

Обучение использованию опоры на палки рекомендуется проводить на этапе совершенствования. Иначе может выработаться навык использования палок только с целью дополнительной опоры для сохранения устойчивости, который затормозит дальнейшее овладение техникой поворотов.

Опоре на внутреннюю палку рекомендуется обучать при овладении способами поворотов из «полуплуга» и на параллельных лыжах.

Опора на обе палки используется на крутых склонах, где необходим большой «переброс» пяток при входе в поворот. В таких условиях чаще используются повороты на параллельных лыжах, поэтому следует обучение опоре на обе палки совмещать с совершенствованием в выполнении этого поворота.

2.7. ПОВОРОТ «НОЖНИЦАМИ».

Поворот  « ножницами » выполняется на высокой скорости. Из основной стойки лыжник переносит вес тела на наружную лыжу, а внутреннюю немного выдвигает вперед и кантует на внешнее ребро, одновременно наклоняя туловище внутрь  поворота . Наружная лыжа скользит по снегу всей плоскостью. Вес тела переносится на внутреннюю лыжу, и лыжник входит в  поворот . В таком положении спортсмен движется по дуге на высокой скорости.

Для выхода из  поворота  и дальнейшего движения по прямой лыжник подтягивает внешнюю лыжу к внутренней. Общая схема обучения  повороту  « ножницами » мало чем отличается от других (объяснение, показ, имитация движений на местах). Затем выполняется  поворот  в целом на хорошо укатанном склоне, но с мягким верхним слоем.

Главное при выполнении данного поворота  - жесткое удержание внутренней лыжи на внешнем ребре за счет отведения колена в сторону и перенос на нее веса тела. Новички и малоквалифицированные лыжники  поворот  « ножницами », как правило, не применяют ввиду его сложности. Сильнейшие спортсмены в последние годы применяют его все реже и реже.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обучение двигательным действиям занимает центральное место в физическом образовании, являясь важной стороной физического воспитания. В результате обучения формируются двигательные умения и навыки.

Обучение – это организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.

Результатом обучения является физическое образование. Обучение действию опирается на знания. Знания – это определённая система фактов, понятий и закономерностей, лежащих в основе правильно организованного физического воспитания.

Основная  задача  занятий  лыжным спортом  –  достижение  физического  совершенства  и  наиболее  высоких  спортивных  результатов, что  и  является  основным  отличием  спорта  от  других  видов  занятий лыжами.

Между  лыжной  подготовкой  и  лыжным  спортом  существует тесная  взаимосвязь.  Основой  развития  лыжного  спорта  высших  достижений является массовая лыжная подготовка.

Лыжные  гонки  оказывают  благотворное  воздействие  на  организм  человека.  При  занятиях  в  работу  вовлекается  большинство мышц  тела.

Поэтому  регулярные  тренировочные  занятия  здесь  направлены, главным образом, на выработку у человека общей и специальной  выносливости.  Эти  качества  приобретаются  организмом  студента в процессе регулярных тренировочных занятий в связи со значительными  повышениями  работоспособности  сердечно-сосудистой и  дыхательной  систем,  а  так  же  связи  с  улучшением  обменных  процессов в организме.

Для того, чтобы добиться высоких результатов в лыжном спорте необходимо знать методику обучения поворотам на лыжах.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Аграновский М.А. Лыжный спорт. Учебник для институтов физической

культуры. — М.: ФиС, 1980.

2. Бутин И.М. Лыжный спорт. Учебное пособие для студентов высших

педагогических учебных заведений. — М., Издательский центр

«Академия», 2000.

3. Евстратов В.Д., Чукардин Г.Б., Сергеев Б.И. Лыжный спорт. Учебник для

институтов и техникумов физической культуры. - М.: ФиС, 1989.

4. Кальюсто Ю.-Х.А. Основы техники лыжных ходов. - Тарту, 1990.

5. Кудрявцев Е.И., Сергеев Б.И., Чукардин Г.Б. Лыжный спорт. Учебное

пособие ТФК — М.: ФиС, 1983.

6. Пальчевский В.Н., Киселёв В.М. На лыжах ходят все. — Мн., Полымя,

1985.

7. Пальчевский В.П., Демко Н.А., Корнюшко СВ. Лыжные гонки. Новичку,

мастеру, тренеру. — Мн., ООО «Четыре четверти», 1996.

8. Перов А.В., Корчевский А.В. Лыжная подготовка: учебное пособие.

Минск, 2006.

9. Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга - М:

СпортАкадемПресс, 2001.

10. Раменская Т.И. и др. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт». -

М.:РИО РГАФК, 1998.

11. Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника / Учебно-практическое

пособие. — М.: ФиС, 1999.

12. Спортивная энциклопедия Беларуси — Мн. Беларуская энцыклапедыя

им. Петруся Бровки, 2005

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[Приложение №1]

 

[Приложение №2]

 

Поворот переступанием

 

[Приложение №3]

Поворот упором

[Приложение №4]

 

Поворот «плугом» и «полуплугом»

 

 

[Приложение №5]

Поворот на параллельных лыжах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика обучения поворотам в движении на лыжах