Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 23:12, курсовая работа
Значение координационных способностей для занятий многими видами спорта неоспоримо. По мнению ряда авторов они являются критерием высокого спортивного мастерства. В связи с ранней специализацией, сокращением сроков обучения и усложнением спортивной техники к юным спортсменам предъявляются высокие требования в плане проявления координационных способностей. Это обусловливает необходимость поиска новых путей, с помощью которых можно лучше и быстрее научить детей управлять своими движениями. Возможно, эффективным путём станет оптимизация учебно-тренировочного процесса с учётом свойств нервной системы занимающихся.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВАI.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬ-НО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
1.1Современные представления о структуре двигательной координации.
1.2
1.3
ГЛАВА II. КООРДИНАЦИОННЫЕСПОСОБНОСТИ КАК ОДИН ИЗ ВИ-ДОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
2.1Понятие координационных способностей.
2.2Виды координационных способностей.
2.3Факторы, влияющие на проявление координационных способностей.
ГЛАВА III.СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПЛОВЦОВ.
3.1Задачи развития координационных способностей.
3.2Контроль координационных способностей.
3.3Средства воспитания координационных способностей.
3.4 Методические подходы и методы воспитания координационных способ-ностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
53. Стамбулова Н.В. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8-12 лет. - СПб: Питер, 2001.-48 с.
54. Сулейманов И.И. Основы
воспитания координационных
55. Суянгулова Л.А. Совершенствование координационных способностей рук детей школьного возраста. - Омск: ОГИФК, 2006. -38 с.
56. Сулейманов И.И. Общее
физкультурное образование:
57. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: ФиС, 2007. - 314 с.
58. «Теория и практика физической культуры». 1994. - № 1. С. 48-50.
59. «Теория и практика физической культуры». 1990. - №3. С. 15-18.
60. Управление движением. / Под ред. А.А. Митькина. - М.: Наука, 2000. - 68 с.
61. «Физическая культура в школе». - 2000. - №1. - С. 5 -11.
62. Филиппович В.И. Двигательная ловкость // Легкая атлетика. 2000. - №7. - С. 12-16.
63. Холодов Ж.К. Теория
и методика физического
64. Художественная гимнастика. // Спорт в школе. - 2006. - №27.- С.6-11.
65. Художественная гимнастика. Учебник для институтов физ. культуры. / Под ред. Лисицкой Т.С. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 342 с.
4
Развитие координационных
способностей
ВИДЫ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Под координационными способностями следует понимать
способность человека быстро, точно, целесообразно
и экономно, т. е. наиболее совершенно решать
двигательные задачи. Существует много
видов координационных способностей.
Применительно к спортивному плаванию
следует выделить два, во многом определяющих
уровень мастерства пловцов.
Первый из них- способность к оценке
и регуляции динамических и пространственно-временных
параметров движений- отражает совершенство
таких специализированных восприятий
как чувство развиваемых усилий, чувство
времени, темпа, ритма, чувство воды.
Пловцы высокой квалификации обладают удивительными сенсорно-перцептивными способностями к оценке и регуляции динамических, временных и пространственных параметров движений. Они способны преодолевать различные отрезки и дистанции со строго заданной скоростью, временем, темпом в очень широком диапазоне колебаний, практически не допуская ошибок; развивать заданное усилие при работе на тренажерах или при плавании на привязи с ошибкой не превышающей 1—2%; развивать одну и ту же скорость плавания при различном темпе движений и шаге гребков.
Способность к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных характеристик движений особенно важна в плавании, так как в этом виде спорта резко ограничены возможности использования в процессе технико-тактической и физической подготовки зрительного и слухового анализаторов.
Второй вид координационных способностей, существенно влияющий на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловцов, — способность к произвольному расслаблению мышц. Высокий уровень этой способности создает хорошие предпосылки для синхронизации деятельности мышц (синергистов и антагонистов) при выполнении разнообразных тренировочных и соревновательных упражнений.
Уровень развития координационных способностей пловцов зависит от многих компонентов, совершенствованию которых должно быть уделено необходимое внимание в процессе спортивной подготовки.
Прежде всего пловец должен уметь объективно воспринимать и анализировать собственные движения, формировать в сознании образы динамических, временных и пространственных характеристик движений всего тела и его отдельных частей, планировать конкретные способы выполнения движений в строгом соответствии с характером поставленной двигательной задачи. При наличии этих умений спортсмен может обеспечить эффективную импульсацию мышц и мышечных групп, которые необходимо вовлечь для высокоэффективного выполнения движения.
Не менее важно иметь хорошо развитую моторную (двигательную) память-свойство центральной нервной системы запоминать движения и воспроизводить их при необходимости. Моторная память пловцов высокого класса содержит большое количество навыков различной сложности, с помощью которых могут быть решены разнообразные двигательные задачи в тренировочной и соревновательной деятельности.
Большая роль отводится и мышечно-тактильной чувствительности, которая отличается избирательностью формирования. Поэтому при ее совершенствовании следует ориентироваться на использование разнообразных специально-подготовительных упражнений, вовлекающих в работу мышцы и суставы, несущие основную нагрузку при плавании.
Высокий уровень координационных
способностей позволяет спортсмену
быстро овладевать новыми двигательными
навыками; рационально использовать
имеющийся запас навыков и двигательных
качеств — силовых, скоростных возможностей,
выносливости, гибкости, обеспечивать
необходимую вариативность движений в
соответствии с требованиями, возникающими
в конкретных ситуациях тренировочной
и соревновательной
деятельности (В.И. Лях, 1989; P. Hirtz, 1994; В.Н.
Платонов, 1997).
Координационные способности проявляются в целесообразном выборе двигательных действий из объема освоенных навыков, их оптимальном увязывании между собой, сознательном и условно-рефлекторном коррегировании движений. Поэтому чем большим объемом двигательных навыков владеет пловец, тем быстрее и эффективнее он решает задачи, возникающие в тренировочной и соревновательной деятельности, тем адекватнее его реакции на возникающие ситуации. Быстрота и эффективность решения двигательных задач, в свою очередь, увеличивает моторную память пловца.
Виды координационных способностей, существенно влияющие на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности пловца и их структура определяют методику совершенствования данного качества.
Основной особенностью
упражнений, направленных на совершенствование
координационных способностей, является
их сложность, нетрадиционность, новизна,
возможность многообразных и неожиданных
решений двигательных задач. При определении
средств повышения координационных способностей
следует помнить, что их совершенствование
связано с накоплением большого количества
разнообразных двигательных навыков и
выбором путей их оперативного объединения
в комплексные двигательные действия.
Все это обусловливает необходимость
применения при развитии координационных
способностей большого количества разнообразных
упражнений и методических приемов.
Относительно ограниченный и стандартный состав двигательных действий, характерных для плавания, создает трудности для полноценного развития координационных способностей преимущественно за счет выполнения специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Поэтому в подготовке пловцов широко используются сложные в координационном отношении спортивные игры (водное поло, баскетбол, гандбол и др.) и упражнения общеподготовительного характера (бег, ходьба на лыжах по сильнопересеченной местности, элементы горнолыжного и воднолыжного спорта).
Применяются также
различные гимнастические упражнения,
элементы акробатики. Однако эти упражнения
создают лишь основу для проявления
координационных способностей при
выполнении специально-
подготовительных упражнений. Их реализация
в специфических условиях плавания и дальнейшее
совершенствование применительно к
кругу задач, характерных для соревновательной
деятельности пловцов, требует
целенаправленной работы с использованием
специальных методов и средств.
В связи с тем, что круг
специальных средств развития координационных
способностей весьма ограничен, основной
направленностью методики их совершенствования
по мере углубления спортивной специализации
становится введение разнообразия при
выполнении привычных действий, обеспечивающего
возрастающие требования к координации
движений. Это достигается различными
методическими приемами, в основе которых
может быть введение необычных исходных
положений; вариативность динамических,
временных и пространственных характеристик
движений; создание неожиданных ситуаций
за счет изменения места занятий и
условий их проведения; использование
тренажерных устройств и специального
оборудования для расширения диапазона
вариативности двигательных навыков.
Следует учитывать,
что при совершенствовании
координационных способностей заученные
движения практически перестают оказывать
тренирующее воздействие и в лучшем случае
позволяют удерживать координационные
способности на достигнутом уровне.
В тренировке квалифицированных пловцов
не планируется отдельных занятий, способствующих
развитию координационных способностей.
Комплексы упражнений, направленных на
их совершенствование, должны ежедневно
и органически вписываться в программы
тренировочных занятий, утреннюю зарядку.
Известно, что для пловцов высокого класса характерна большая вариативность динамических, пространственных и временных характеристик в процессе преодоления соревновательной дистанции.
Способность к выбору оптимального варианта двигательных действий в зависимости от ситуации, сложившейся в соревнованиях, и функционального состояния спортсмена в конкретный момент преодоления дистанции, позволяет ему добиться высокой и равномерной скорости.
Способность пловца к эффективному варьированию основными характеристиками движений в значительной мере обусловливается как уровнем совершенства координационных способностей, так и умением их проявлять в условиях прогрессирующего утомления при преодолении дистанции. Это определяет одно из существенных требований к методике: выполнять работу, направленную на совершенствование координационных способностей, не только в условиях устойчивого состояния, но и в состоянии скрытого или явного утомления.
Развитие координационных способностей тесно связано с совершенствованием специализированных восприятий - чувства воды, пространства, времени, темпа, ритма, развиваемых усилий, так как именно с этими способностями тесно связано умение пловца эффективно управлять своими движениями. В табл. 24.1 представлены упражнения для совершенствования специализированных восприятий.
При развитии координационных способностей следует иметь в виду, что исключение или ограничение зрительного и слухового контроля за двигательными действиями предъявляет повышенные требования к мышечному чувству, активизирует функцию проприоцептивной чувствительности и способствует повышению эффективности управления динамическими, пространственными и временными параметрами движений.
Целесообразно и
акцентированное воздействие на один
из анализаторов для принудительного
формирования чувства темпа и ритма. Например,
в последние годы в плавании широко используются
звуковые и световые темпо- и ритмолидеры,
способствующие выработке оптимального
темпа и ритма движений и способности
к его регулированию.
При совершенствовании способности пловца
к произвольному расслаблению мышц следует
использовать следующие методические
приемы:
- формировать у спортсменов установку на необходимость расслабления мышц, быстрый переход от напряжения к расслаблению;
-максимально разнообразить методику выполнения упражнений — в широком диапазоне варьировать интенсивность работы, резко переходить от одного уровня интенсивности к другому, использовать упражнения различной продолжительности;
-выполнять упражнения с акцентом на максимальное расслабление мышц при различном функциональном состоянии организма — устойчивом, компенсированном утомлении, явном утомлении;
-акцентировать внимание на расслабление мышц лица во время выполнения упражнений — это способствует снижению общей напряженности мышц.
При планировании работы,
направленной на совершенствование координационных
возможностей, надо учитывать разные компоненты
нагрузки: сложность заданий, интенсивность
и продолжительность выполнения отдельных
упражнений, продолжительность пауз между
упражнениями.
При совершенствовании координационных
возможностей планируются задания разной
сложности: от простых, стимулирующих
деятельность нервно-мышечного аппарата
и готовящих организм пловца к более сложным
заданиям, — до сложнейших упражнений,
требующих полной мобилизации координационных
возможностей спортсменов в диапазоне
75 - 90% максимального уровня сложности.
Работа в указанном диапазоне сложности,
с одной стороны, предъявляет организму
спортсмена достаточно высокие требования,
стимулирующие реакции адаптации, лежащие
в основе прироста координационных способностей,
а с другой стороны, не приводит к быстрому
утомлению анализаторов и снижению способностей
к эффективной работе, что обеспечивает
выполнение большого суммарного объема
работы.
Задания относительно невысокой
(40 — 60% максимального уровня) и умеренной
(60 — 75%) сложности применяются при подготовке
юных пловцов. Пловцы высокого класса
в небольшом объеме (10—15% общего объема)
могут использовать упражнения околопредельной
и предельной сложности.
Интенсивность работы при выполнении
отдельных упражнений и их продолжительность
могут колебаться в широком диапазоне.
В отношении интенсивности применительно
к самым разнообразным упражнениям и заданиям,
существует общая тенденция: планирование
невысокой интенсивности на начальных
этапах совершенствования координационных
способностей применительно к конкретным
двигательным действиям до использования
околопредельной и предельной интенсивности,
когда речь идет о совершенствовании координационных
способностей4 в непосредственной
взаимосвязи с достижением высоких показателей
при выполнении стартов, поворотов, проплывании
отрезков дистанции в условиях соревнований.
Информация о работе Методика развития двигательно-координационных способностей у пловцов