Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:00, реферат
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обяз анность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что индивидуум неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда
Введение……………………………………………………………………..3
1. Мотивация и целенапрвленность самостоятельных занятий…………4
1.1. Оптимальная двигательная активность и ее воздействие
на здоровье и работоспособность………………………………4
1.2. Формирование мотивов и организация самостоятельных
занятий физическими упражнениями…………………………..5
2. Формы и содержание самостоятельных занятий……………………...7
3. Планирование и управление самостоятельными занятиями…………8
4. Граница интенсивности нагрузок в условиях самостоятельных
занятий…………………………………………………………………...9
5. Гигиена самостоятельных занятий……………………………………11
5.1. Гигиена питания, питьевого режима, уход за кожей…………11
5.2. Гигиенические требования при проведении занятий:
места занятий, одежда, обувь…………………………………..13
Заключение……………………………………………………………........15
Список литературы
ФГАОУ ВПО
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Арзамасский филиал
кафедра
физической культуры
Реферат
Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической или тренировочной направленности.
Выполнила:
студентка 21 группы ФМФ
Ильина Юлия
Преподаватель:
Сидорова Т.В.
Арзамас
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
на здоровье и работоспособность………………………………4
занятий физическими упражнениями…………………………..5
занятий……………………………………………………………
места занятий, одежда, обувь…………………………………..13
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
2
ВВЕДЕНИЕ.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обяз анность каждого, человек не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что индивидуум неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. В связи с этим важной задачей человека и общества является привитие каждому мысли о заботе и оберегании собственного здоровья. Только четко спланированные мероприятия по укреплению физического состояния способны устранить или хотя бы ослабить пагубное воздействие окружающей среды и вредных привычек.
3
1. МОТИВАЦИЯ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Приобщение студенческой молодежи к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
1.1. ОПТИМАЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗДОРОВЬЕ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ.
Современные сложные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей людей с помощью организованной двигательной активности (физической тренировки) помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении поставленной цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье, позволяет в рамках короткого рабочего дня выполнить все намеченные дела.
Мышцы составляют 40—45% массы тела человека.
Систематическое, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, использование физических нагрузок — один из обязательных факторов здорового режима жизни. Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самостоятельных занятий физической культурой и спортом, объединенных термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности.
4
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ.
Отношение студентов к физической культуре и спорту — одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции — как личностно значимая и как общественно необходимая.
Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.
К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.
По данным опроса студентов разных годов обучения (М.Я. Виленский, 1994), о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и к активной физкультурно-спортивной деятельности, можно судить по данным следующей таблицы:
Таблица 1. Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной деятельности, %
Субъективные факторы |
курс | |||
I |
II |
III |
IV | |
Удовлетворение |
57,8 |
50,1 |
43,5 |
16,8 |
Соответствие эстетическим вкусам |
51,7 |
42,3 |
30,4 |
21,9 |
Понимание личностной значимости занятий |
37,6 |
24,0 |
17,5 |
8,3 |
Понимание значимости занятий для коллектива |
34,0 |
22,8 |
14,1 |
9,6 |
Понимание общественной значимости занятий |
30,9 |
21,3 |
12,6 |
7,4 |
Духовное обогащение |
13,2 |
10,4 |
5,6 |
3,1 |
Развитие познавательных способностей |
12,9 |
9,8 |
7,1 |
6,2 |
5
Приведенные данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов-побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности. Студенты старших курсов более критично, нежели на младших курсах, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой.
Тревожным выводом из данных таблицы является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно-мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определенной степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий.
В вузах задачу формирования мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.
Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.
6
2. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
Исходя из цели самостоятельных занятий, подбираются направление использования средств физической культуры, а также формы самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Конкретные направления и организационные формы самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности. Выделяют гигиенической, оздоровительно- рекреативное (реакция – восстановление), общеподготовительное, спортивное, профессионально- прикладное и лечебное направления.
Формы самостоятельных занятий определяются их целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий физическими упражнениями: утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ), упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия.
Утренняя гигиеническая гимнастика, выполняется после пробуждения ото сна. В комплекс УГГ должны включаться упражнения для всех групп мышц, упражнения на гибкость и дыхание. Не рекомендуется выполнять силовые упражнения, на выносливость. Физическая нагрузка должна повышаться постепенно, с максимумом в середине и во второй половине комплекса. К концу нагрузка снижается, организм должен прийти в относительно спокойное состояние. УГГ должна сочетаться с массажем и закаливанием.
Упражнения в течение учебного дня выполняются в перерывах между учебными и самостоятельными занятиями. Их цель предупредить утомление, способность поддержанию высокой работоспособности. Выполняются в течение 10-15 мин., через каждые 1-1,5 ч работы, оказывают в двое больший стимулирующий эффект на улучшение работоспособности, чем пассивный отдых большей продолжительности.
Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3-5 человек. Заниматься следует 2-7 раз в неделю по 1-1,5 часа. Лучшее время вторая половина дня, через 2-3 часа после обеда. Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всех физический качеств, укреплять здоровье, повышать общую работоспособность.
7
3. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЗАНЯТИЯМИ.
Чтобы управлять процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельный занятий; определить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий; определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей эффективности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий.
Цель предварительного учета — зафиксировать данные исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся.
Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы: результаты участия в соревнованиях и выполнения отдельных тестов и норм разрядной классификации
Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий.
Результаты многих видов самоконтроля и учета при проведении самостоятельных тренировочных занятий могут быть представлены в виде количественных показателей: ЧСС, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения тестов, спортивные результаты и др. Информация о количественных показателях позволит занимающемуся в любой отрезок времени ставить определенную количественную задачу, осуществлять ее в процессе тренировки и оценивать точность ее выполнения.
8
4. ГРАНИЦА ИНТЕНСИВНОСТИ НАГРУЗОК В УСЛОВИЯХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ.
К управлению процессом самостоятельных занятий относится дозирование физической нагрузки, ее интенсивности на занятиях физическими упражнениями.
При дозировании физической нагрузки, регулировании интенсивности ее воздействия на организм необходимо учитывать следующие факторы:
1) количество повторений упражнения. Чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нагрузка, и наоборот;
2) амплитуда движений. С увеличением амплитуды нагрузка на организм возрастает;
3) исходное положение, из которого выполняется упражнение, существенно влияет на степень физической нагрузки. К ней относятся: изменение формы и величины опорной поверхности при выполнении упражнений (стоя, сидя, лежа), применение исходных положений, изолирующих работу вспомогательных групп мышц (с помощью гимнастических снарядов и предметов), усиливающих нагрузку на основную мышечную группу и на весь организм, изменение положения центра тяжести тела по отношению к опоре;
4) величина и количество участвующих в упражнении мышечных групп. Чем больше мышц участвует в выполнении упражнения, чем они крупнее по массе, тем значительнее физическая нагрузка;
5) темп выполнения упражнений может быть медленным, средним, быстрым. В циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, в силовых — медленный темп;
6) степень сложности упражнения зависит от количества участвующих в упражнении мышечных групп и от координации их деятельности. Сложные упражнения требуют усиленного внимания, что создает значительную эмоциональную нагрузку и приводит к более быстрому утомлению;