Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:37, курсовая работа
Совершенствование системы подготовки юных баскетболистов является важной проблемой теории и методики спортивной тренировки (Филин В.П., Фомин Н.А. и др.). Одним из наиболее важных направлений специалисты считают научное обоснование, построение и содержание учебно-тренировочного процесса юных спортсменов на различных этапах многолетней подготовки.
Современный баскетбол игра атлетическая. Высокий темп выполнения игровых действий, быстрая смена ситуации на площадке, постоянное единоборство с противником, ограниченное время владения мячом предъявляет высокие требования по всем видам подготовки спортсмена.
Для воспитания ловкости используют самые разнообразные упражнения, в которых спортсмен должен выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых и быстрых действий. А воспитание ловкости в плане формирования умения рационально перестраивать двигательную деятельность в сжатые временные интервалы диктует необходимость использовать упражнения, требующие мгновенного реагирования на внезапно изменяющиеся ситуации.
Больше всего этим
Чтобы учащиеся могли управлять своим телом в воздухе, «зависать», что особенно важно при изучении броска в прыжке, ловли высоко летящих мячей и при отскоке от щита, следует заранее включать в занятия упражнения, помогающие продлевать безопорную фазу. Например, передачи мяча в парах, отталкиваясь от гимнастического или пружинного мостика.
Для совершенствования координации движений и ловкости используются мячи различного объёма и веса, упражнения типа жонглирования. Широко применяются баскетбольные упражнения, выполняемые из затруднённых, необычных исходных положений, с непривычной скоростью, а также задания в преодолении полосы препятствий [10].
Ловкость баскетболиста имеет две разновидности: акробатическая ловкость, которая проявляется в бросках, падениях, перекатах во время игры, в защите; прыжковая ловкость – умение владеть своим телом в безопорном положении при выполнении нападающих ударов, блокирования и вторых передач в прыжке.
Основными средствами воспитания специальной ловкости баскетболиста является гимнастические, акробатические, имитационные и основные упражнения по технике игры.
Упражнения для воспитания прыжковой ловкости направлены преимущественно на развитие специальной ловкости, их используют в начале основной части занятия. Они требуют от спортсменов проявления не только физических, но и значительных нервных напряжений.
В одном занятии не рекомендуется
давать много разнообразных упражнений
волейболист мышца вес физиологический
Глава 2. Методы и организации исследования
2.1 Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Педагогический эксперимент.
4. Контрольное тестирование.
5. Метод математико-статистической обработки результатов (t – критерий Стьюдента).
Осуществлялся на протяжении всего исследования.
В процессе исследования обобщались и анализировались данные
научно-методической литературы об особенностях использования средств и методов на этапе начальной подготовки в баскетболе, об организационно-методическом обосновании повышения уровня физической подготовленности баскетболистов и влиянии ловкости на физическое развитие спортсменов.
Анализ литературы по вопросу подготовки учебно-тренировочного процесса баскетболистов позволил выявить, что для рациональной подготовки баскетболистов в школе необходимо использовать разнообразные средства и методы.
Анализ литературных источников по данным вопросам дал возможность получить относительно полное представление о состоянии изучаемого вопроса, а также разработать методику повышения физической подготовленности баскетболистов, направленную на рационализацию подготовки баскетболистов в школе, сформулировать цель и задачи исследования.
Представляет собой планомерный анализ и оценку индивидуального метода организации учебного процесса баскетболистов 10-12 лет без вмешательства исследователя в ходе этого процесса. Такое наблюдение имеет конкретный объект изучения, наличие специфических приёмов регистрации явлений и фактов (условных обозначений при записях и пр.) и, конечно, проверку результатов наблюдения.
Педагогический эксперимент создаёт возможность для воспроизведения изучаемых явлений. Это основной метод исследования. Ценность его заключается в том, что, условия, в которых изучается то или иное исследование, создаются экспериментатором. И могут, поэтому многократно повторяться, частично или полностью изменяться. Это позволит глубже и разностороннее познавать изучаемое явление.
Педагогический эксперимент проводился на базе МБОУ Гимназия МР Чишминский район с баскетболистами группы начальной подготовки второго года обучения. Экспериментальная группа состояла из мальчиков 10-12 лет в количестве 5 человек, в контрольную группу так же вошло 5 мальчиков того же возраста.
В основе планирования программы учебно-тренировочного процесса в экспериментальной и контрольной группе лежала программа Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) (Ю.М.Портнов, В.Г.Башкирова, В.Г.Луничкин, М.И.Духовный, А.Б.Мацак, А.Б Саблин, 2004г).
Тренировочные занятия проводились в количестве 3-х раз в неделю, продолжительностью 2 часа.
Учебно-тренировочный процесс в контрольной группе осуществлялся на основе предложенных программой средств и методов тренировки.
В эксперименте были использованы контрольные упражнения для измерения уровня технической подготовки юных баскетболистов 10-12лет.
Тест 1. Ведение мяча с изменением направления (змейка)
30м (2 х15м).
По команде “На старт!” учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде “Марш!” учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируя время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию.
Тест 2. Челночный бег с ведением мяча 3х10м.
Старт тот же, что и в тесте 1. по команде “Марш!” ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксирует время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию.
Тест 3. Передача мяча двумя руками от груди в цель за 30с.
Учащиеся располагаются в 3 метрах от стены и по сигналу тренера в течении 30 сек. выполняют передачи мяча в стену двумя руками от груди. По свистку передачи заканчиваются. Подсчитывают количество выполненных передач за 30 сек. задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихся выполняет передачи, другая считает. Затем группы меняются местами.
Тест 4. Бросок в кольцо
Учащиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде тренера ученик начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвращается на свое место, выполняет второй бросок и т.д. (всего 10). Фиксируется количество точных попаданий в кольцо.
Широко применяется для обработки полученных в ходе исследования данных, их логический и математический анализ для получения вторичных результатов, т.е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации.
При обработке полученных результатов вычислялись следующие показатели:
a. Показатели среднего арифметического Х
В работе мы использовали формулу для вычисления средней арифметической величины для каждой группы в отдельности
где Хi – значение отдельного измерения; n – общее число измерений в группе.
b. Дисперсию по формуле
c. Формулу для вычисления стандартной ошибки среднего арифметического значения (m) по формуле
d. Для оценки достоверности различий средних показателей использовался
t критерий Стьюдента
Где n - объем выборки,
сумма,
х, у - экспериментальные данные
Sx, Sy -дисперсии.
С помощью методов статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом.
2.2. Организация исследования.
Исследование проводилось в естественных условиях на базе МБОУ Гимназия МР Чишминский район РБ. В исследовании принимали участие баскетболисты 10-12 лет, занимающиеся в секции баскетбола. Выборка данной группы испытуемых составила 10 баскетболистов, которые были поделены на 2 подгруппы: контрольная – 5 человек и экспериментальная - 5 человек. Исследование состояло из III этапов.
I этап (сентябрь 2013): определение начального (исходного) уровня специальной физической подготовки баскетболистов (10-12 лет).
II этап (декабрь 2013): выявление разницы специальной физической подготовки баскетболистов (10-12 лет), сравнение полученных данных с начальным (исходными) показателями.
III (декабрь 2013) этап - анализ результатов исследования.
Определение уровня технической подготовки детей младшего школьного возраста осуществлялось при помощи контрольных упражнений, выполнение которых демонстрирует уровень владения техникой баскетбола.
Педагогические контрольные испытания (тестирование) были использованы с целью:
а) определение начального (исходного) уровня специальной физической подготовки баскетболистов 10-12 лет;
б) отслеживание разницы развития специальной физической подготовки баскетболистов 10-12 лет.
Для определения достоверности
различий между рядами показателей
контрольной и
Глава 3. Результаты исследования
3.1 Результаты тестирования
Анализ тестирования показал, что в начале эксперимента статистически значимых различий между группами не выявлено (Р > 0,05). Это указывает на относительную однородность групп в начале эксперимента.
Таблица 1
Сравнение среднегрупповых показателей экспериментальной и
контрольной групп в начале эксперимента.
№ п/п |
Тесты |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
δэ |
δк |
t |
P |
1. |
Ведение мяча с изменением направления (змейка 30м, 2* 15м). |
11,2 ± 0,5 |
11,4 ± 0,5 |
0,32 |
0,39 |
1,4 |
>0,05 |
2. |
Челночный бег 3*10м (сек.) |
11,3 ± 0,5
|
11,5± 0,7 |
0,31 |
0,41 |
1,4 |
>0,05 |
3. |
Передача мяча двумя руками от груди в цель за 30сx1,5м от стены. |
25 ± 3 |
24 ± 3 |
1,94 |
1,83 |
1,5 |
>0,05 |
4. |
Бросок в кольцо |
0,5 ±0,5 |
3 ±1 |
0,2 |
0,9 |
1,5 |
>0,05 |
После применения эксперимента анализ итогового времени выполнения тестового задания в контрольной и экспериментальной группах выявил статистически значимые различия с преимуществом учащихся экспериментальной группы (P < 0,05).
Таблица 2
Показатели координационных способностей контрольной
группы в начале и конце эксперимента.
№ п/п |
Тесты |
В начале эксперимента. |
В конце эксперимента. | |||
Результат. |
Результат. |
δ |
t |
P | ||
1. |
Ведение мяча с изменением направления (змейка 30м, 2* 15м). |
11,4±0,5 |
11,0 ± 0,7 |
0,37 |
1,8 |
>0,05 |
2. |
Челночный бег 3*10м (сек.) |
11,5± 0,7 |
11,3 ± 0,7 |
0,47 |
1,9 |
>0,05 |
3. |
Передача мяча двумя руками от груди в цель за 30сx1,5м от стены. |
24 ± 3 |
27 ± 4 |
1,93 |
2,0 |
>0,05 |
4. |
Бросок в кольцо |
3±1 |
4,5±1,5 |
1,4 |
2,1 |
>0,05 |
Информация о работе Методика технической и физической подготовки баскетболистов 10-12 лет