Методические принципы физического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:45, реферат

Краткое описание

Методическими принципами, которыми необходимо руководствоваться на учебно-тренировочных занятиях являются: принцип сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности и динамичности.

Вложенные файлы: 1 файл

методич принципы физ воспитания.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Существенно, что ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к данной нагрузке биологические сдвиги, вызываемые ею, становятся меньше. Происходит «экономизация функций»: функциональные возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему теперь справляться с той же работой более экономно, с меньшим напряжением функций. В этом и состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.

Но, как только нагрузка становится привычной и перестает  вызывать «избыточную компенсацию», она уже не может служить основным фактором положительных изменений  в организме. Чтобы обеспечить дальнейшее повышение его функциональных возможностей, необходимо систематически обновлять нагрузки, увеличивая их объем и интенсивность. В этом заключается одна из коренных закономерностей процесса физического воспитания.

Условия усложнения заданий  и формы повышения нагрузок. Основные условия повышения требований в процессе физического воспитания уже рассматривались в связи с анализом принципов доступности, индивидуализации и систематичности. Прогрессирование требований лишь тогда будет вести к положительным результатам, когда новые задания и связанные с ними нагрузки посильны для занимающихся, не превышают функциональных возможностей организма. Непременными условиями являются также последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом.

Следует подчеркнуть  также значение прочности приобретаемых  навыков и адаптационных перестроек, лежащих в основе развития физических качеств. Переход к новым, более  сложным и трудным, упражнениям  должен происходить по мере закрепления  формируемых навыков и приспособления к нагрузкам.

Организм приспосабливается  к той или иной нагрузке не сразу, не одномоментно. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные  перестройки, позволяющие подняться  на новый, более высокий, уровень  тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

Динамика нагрузок должна характеризоваться постепенностью. При этом возможны различные формы  постепенного повышения нагрузок: прямолинейно-восходящая, ступенчатая и волнообразная. Использование той или иной формы зависит от конкретных задач и условий на различных этапах физического воспитания.

 

Взаимосвязь методических принципов

 

Внимательно анализируя сказанное о принципах физического  воспитания, нетрудно заметить, что содержание их тесно соприкасается вплоть до частичного совпадения. Это и не удивительно. Ведь все они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса, который по существу своему един и лишь условно может быть представлен в аспекте отдельных принципов.

Принцип сознательности и активности формулирует общую  предпосылку реализации всех других принципов физического воспитания, ибо сознательное и активное отношение  занимающихся к делу обусловливает  доступность учебного материала, прочность приобретаемых знаний, умений и навыков, связь предыдущего с последующим, установку на дальнейший прогресс и т. д. С другой стороны, активная деятельность занимающихся лишь тогда может считаться по-настоящему сознательной и лишь тогда ведет к поставленной цели, когда она согласуется с требованиями, вытекающими из принципов наглядности, доступности, индивидуализации, систематичности. Столь же тесная связь объединяет и другие принципы. Так, вне учета принципа доступности и индивидуализации немыслимы ни выбор рациональной последовательности, ни прогрессирование нагрузок. В свою очередь, границы доступного раздвигаются на основе реализации принципов систематичности и прогрессирования.

Отсюда следует, что  ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие. Лишь на основе единства принципов достигается наибольшая действенность каждого из них.

Вполне очевидно, что  действенность любого педагогического  средства зависит во многом от метода его применения. Специфические методы физического воспитания неотделимы от физических упражнений. Но никакое обучение и воспитание не мыслится без методов, связанных с применением всеобщих педагогических средств -- слова и сенсорно-образных воздействий («наглядности»), причем в процессе физического воспитания эти методы приобретают свои особенности. Учитывая это, следует охарактеризовать в целом как специфические, так и другие методы, органически включаемые в процесс физического воспитания.

 

Методика воспитания выносливости

 

В процессе воспитания выносливости требуется решить ряд задач по всестороннему развитию функциональных свойств организма, определяющих общую выносливость и специальные виды выносливости.

Решение этих задач немыслимо  без объемной, довольно однообразной и тяжелой работы, в процессе которой обязательно приходится продолжать упражнение, несмотря на наступившее утомление. В связи с этим возникают особые требования к волевым качествам занимающихся. Воспитание выносливости осуществляется в единстве с воспитанием трудолюбия, готовности переносить большие нагрузки и весьма тяжелые ощущения утомления.

Основные компоненты методов воспитания выносливости.

Выносливость развивается  лишь в тех случаях, когда в  процессе занятий преодолевается утомление  определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

При воспитании выносливости с помощью циклических и ряда других упражнений нагрузка относительно полно определяется следующими пятью факторами:

1) абсолютная интенсивность  упражнения (скорость передвижения  и т. д.);

2) продолжительность  упражнения;

3) продолжительность  интервалов отдыха;

4) характер отдыха (активный  либо пассивный и формы активного  отдыха);

5) число повторений  упражнения.

В зависимости от сочетания  этих факторов будут различными не только величина, но и, главное, качественные особенности ответных реакций организма.

 

 Список использованной литературы:

 

1.Белорусова В.В. «Физическое образование». — М.: Логос, 2003.

2. Богданов Г.П. Физическое воспитание школьников. - М.: Дело, 2004.

3.«Теория и методика физического воспитания» под редакцией Л. П. Матвеева

4.А. Д. Новикова. Том 1. М., «физкультура и спорт», 1976.




Информация о работе Методические принципы физического воспитания