Национальные виды спорта Казахстана. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 02:21, доклад

Краткое описание

В Республике Казахстан на основе огромных экономических, социальных и культурных преобразований физическая культура и спорт стали важным фактором всестороннего развития личности. Право казахстанской молодежи, всех трудящихся на систематические занятия физической культурой и спортом законодательно закреплено новой Конституцией Казахстана.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад физ.docx

— 19.96 Кб (Скачать файл)

 «Национальные виды спорта Казахстана. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи»

 

В Республике Казахстан на основе огромных экономических, социальных и культурных преобразований физическая культура и спорт стали важным фактором всестороннего развития личности. Право казахстанской молодежи, всех трудящихся на систематические занятия физической культурой и спортом законодательно закреплено новой Конституцией Казахстана.

Парламент Республики Казахстан принял постановление «О дальнейшем подъеме  массовости физической культуры и спорта», в котором наряду с другими  задачами, подчеркивается необходимость  повышения уровня научных исследований по важнейшим направлениям развития физической культуры и спорта. Это  постановление – новое подтверждение  неустанной заботы правительства о  здоровье и физическом развитии людей, о создании условий для дальнейшего  развития всей казахстанской системы  физического воспитания.

1. От байги к Олимпиаде. Национальные виды спорта и их интернациональность.

На смену старой местной и  национальной замкнутости… приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как  к материальному, так и к духовному  производству. Плоды отдельных наций  становятся общим достоянием.

В дореволюционном Казахстане вся  физическая культура, все средства физического воспитания использовались народом на самодеятельных началах, поскольку не существовало никаких  органов управления этими процессами. Поэтому самобытная народная практика воспитания не могла оформиться в  развитую систему. В условиях кочевого образа жизни основными формами  физической культуры и главными средствами физического воспитания оставались конные виды спорта и игры, а среди  детей – подвижные игры, отражающие в своем содержании опять-таки кочевой образ жизни.

В современном же обществе, когда  установились другие общественные и  производственные отношения, такой  уровень развития физической культуры не мог уже удовлетворить новые  и значительно более высокие  требования воспитания подрастающего  поколения.

Спортивными организациями проводилась  единственно правильная политика не за "национальную культуру", а  за "интернациональную культуру", в которую от каждой национальной культуры входит только часть, а именно: лишь последовательно-демократическое  и социалистическое содержание каждой национальной культуры.

Международные интернациональные  формы физической культуры не ставят помехи развитию национальных форм физической культуры, а, наоборот, способствуют их развитию и совершенствованию. Так, казакша-курес вошел в программу  уже I Всеказахстанской спартакиады, состоявшейся в 1928 году. А такие популярные национальные виды спорта, как байга, кыз-куу, аударыспак, кокпар, вошедшие в программу XIII юбилейной  Всеказахстанской спартакиады в 1970 году, стали объектом всеобщего внимания. Это говорит о высоком общем  уровне развития национальных форм физической культуры в республике.

Начнем с наиболее популярного  из них – казакша-курес. В 1938 году впервые в истории этого вида были введены весовые категории: легкий вес (до 65 кг), средний (до 76 кг) и  тяжелый (от 76 кг и выше). В 1957 году казакша-курес  имел уже восемь весовых категорий. Это было прогрессивным явлением, приблизившим его к современным  классическим видам спортивной борьбы. Иначе говоря, казакша-курес стал иметь столько же весовых категорий, сколько имели к этому времени  вольная и классическая борьба. Тем  самым казакша-курес включил в  свое содержание много интернациональных  элементов.

Казакша-курес стал в настоящее  время одним из перспективных  видов спортивной борьбы. Введено  исключительно полезное новшество  – произвольный захват пояса. Это  сделало соревнования более зрелищными и богатыми по содержанию, ибо борец  получил широкий простор для  применения любых технических приемов, существующих в арсенале различных  видов спортивной борьбы.

Казакша-курес следует рассматривать  не только с позиции сегодняшних  спортивных требований. На него следует  смотреть с перспективой на будущее. Как современный вид спорта, он может выйти за пределы Казахстана, и по нему можно будет проводить  международные соревнования.

Скачки на лошадях являются одним из популярных национальных видов спорта. Различают: байгу – состязания на короткие дистанции (от 1200 м) и аламан-байгу – на длинные дистанции (до 50 км).

Аламан-байга и байга, как они культивируются в сельских районах сейчас, – это по сути то же, что скачки по пересеченной местности – кросс. Но официальные соревнования областного и республиканского масштаба давно уже проводятся по стандартной дорожке ипподрома. В Казахстане по сей день проводятся соревнования на дистанциях в пределах от 1200 метров до 50 километров, причем не только по скаковой дорожке ипподрома.

Ясно, что основным критерием для  установления дистанции должен быть возраст лошадей. Это подтверждено практикой, опытом, наукой. Поэтому  никакие произвольные решения не должны иметь место. Существуют дистанции  на 1200 м – для лошадей в возрасте 2 лет; на 5, 8, 10, 12 км – для лошадей  в возрасте от 3 до 4 лет; 15, 20, 25 км –  для лошадей от 5 лет и старше; существуют дистанции 30, 40, 50 км для  лошадей старшего возраста.

Кокпар (борьба за козла) – самая популярная у казахов и других народов Средней Азии конноспортивная игра, которая имеет огромное количество вариантов. Сейчас она входит в программу различных народных торжеств и по ней проводятся официальные соревнования между лучшими джигитами государств Средней Азии и Казахстана.

В начале 50-х годов в Казахстане отказались от проведения официальных  соревнований по кокпару из-за того, что правила их не исключали несчастных случаев. Но популярность игры была настолько  велика, что пришлось признать ее, проводить  соревнования по усовершенствованным  правилам.

Аудыспарак (борьба на лошадях) также является одним из популярных национальных видов спорта народов Средней Азии и Казахстана. В разных республиках она называется по-разному: огдарыш, агдариш и т.д. Основное правило – в конноспортивной борьбе сбросить соперника на землю.

Кыз-куу (погоня за девушкой) – национальная спортивная игра на лошадях, где демонстрируется  лихая скачка девушки и джигита. Сущность игры заключается в том, что на протяжении определенной дистанции  джигит должен догнать девушку.

Тогуз-кумалак (настольная спортивная игра). Это единственный вид, где  фактически отсутствует двигательная деятельность. Естественно, игра популярна  главным образом среди людей  среднего и пожилого возраста.

В игре тогуз-кумалак используются сложение, вычитание, умножение и деление, то есть математические действия, которые необходимы для того, чтобы заранее предугадать ход игры, позицию. В свою очередь эти действия требуют создания гармонической позиции камней, которая является важнейшим принципом и определяет мастерство игрока.

Во многих странах, в которых  значительно тюркское население, разыгрываются  национальные чемпионаты. В 2009 году был  разыгран первый чемпионат Азии. А с 2010 года разыгрывается чемпионат мира. В 2011 году состоялся первый чемпионат Европы.

Заключение

Национальные спортивные традиции складывались с давних времен. Они совершенствовались по мере хозяйственной деятельности человека, по мере совершенствования его разума. Национальные спортивные традиции зависели от многих факторов: ландшафта, климата, природы и т.д.

Все виды национального спорта направлены на развитие у молодежи физических и духовных качеств: физической силы (казакша-курес), выносливости (аламан-байга), ловкость (кумис-алу), меткость (лучные состязания), развитие способности  разума анализировать множество  данных (тогуз-кумалак). Кроме того многие виды национального спорта направлены на воспитание у молодежи воли к  достижению цели, на единение с природой степей, культурой других народов.

Данные свидетельствуют о том, что процессы взаимного культурного  влияния и культурного общения  оказывают большое влияние на характер самих игр как одного из важных средств духовного развития людей.

 

 

 


Информация о работе Национальные виды спорта Казахстана. Их роль в духовном и физическом развитии молодежи