Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 21:28, реферат

Краткое описание

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Содержание

Здоровье человека как ценность и факторы его определяющие.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Основные требования к организации здорового образа жизни.
Роль и возможности физической культуры в обеспечении здоровья.
Физическое самовоспитание и самосовершенствование - условие здорового образа жизни.
Критерии эффективности здорового образа жизни.
Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.
Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом под воздействием направленной физической нагрузки или тренировки. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности. Основы биомеханики естественных локомоций (ходьба, бег, прыжки).
Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Казанский Федеральный Университе1.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Функциональные показатели тренированности при выполнении предельно напряженной работы в циклических видах двигательной деятельности обусловливаются мощностью работы. Так, из приведенных данных видно, что при работе субмаксимальной и максимальной мощности наибольшее значение имеют анаэробные процессы энергообеспечения, т.е. способность адаптации организма к работе при существенно измененном составе внутренней среды в кислую сторону. При работе большой и умеренной мощности главным фактором результативности является своевременная и удовлетворяющая доставка кислорода к работающим тканям. Аэробные возможности организма при этом должны быть очень высоки.

При предельно напряженной мышечной деятельности происходят значительные изменения практически во всех системах организма, и это говорит о том, что выполнение этой напряженной работы связано с вовлечением в ее реализацию больших резервных мощностей организма, с усилением обмена веществ и энергии.

Таким образом, организм человека, систематически занимающегося активной двигательной деятельностью, в состоянии совершить более значительную по объему и интенсивности работу, чем организм человека, не занимающегося ею. Это обусловлено систематической активизацией физиологических и функциональных систем организма, вовлечением и повышением их резервных возможностей, своего рода тренированностью процессов их использования и пополнения. Каждая клетка, их совокупность, орган, система органов, любая функциональная система в результате целенаправленной систематической упражняемости повышают показатели своих функциональных возможностей и резервных мощностей, обеспечивая в итоге более высокую работоспособность организма за счет того же эффекта упражняемости, тренированности мобилизации обменных процессов.

8. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных функциональных систем и организма в целом под воздействием направленной физической нагрузки или тренировки. Физиологические основы освоения и совершенствования двигательных действий. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности. Основы биомеханики естественных локомоций (ходьба, бег, прыжки).

Успешность овладения двигательным умением или навыком, осуществление деятельности точно по форме и количественному результату в соответствии с поставленной задачей, энергетические затраты на выполнение действий и достижение рекорда – вся двигательная деятельность человека зависит от многочисленных объективных факторов, т. е. «движущих сил совершающегося процесса», которые не зависят от желания человека, и субъективных – специально создаваемых условий или воздействий, способствующих достижению поставленной цели. При всем многообразии и необозримом, невозможном для учета, количестве факторов все же с определенной долей вероятности и достоверности их можно представить в виде некоторых объединений, или факторных систем.

Эти факторные системы и составляющие их элементы могут способствовать двигательной деятельности или затруднять ее. Поэтому знание и использование основных признаков их специфических особенностей и закономерностей взаимодействий, замыкающихся на программируемой деятельности человека, безусловно, должно повысить эффективность и результативность этой деятельности. Рассмотрим эти факторные системы.

Основными факторными системами могут быть признаны: законымеханики, закономерности биологических систем, условия среды и педагогические воздействия.

Законы механики – это объективные взаимосвязи механических параметров окружающей среды и взаимодействующих с ними физических156 тел, существующие в пределах объективно существующей возможности. (По В. И. Далю, вообще «закон – это связь и взаимозависимость явлений,  объективной действительности, т. е. то, чему неизбежно следует вещественная природа»). Взаимодействуя с физическими параметрами такой биологической системы, как человек, законы механики трансформируются в законы биомеханики. Но от этого их главный отличительный признак – объективность – не исчезает. Под них, под их действие можно подогнать деятельность биологической системы, можно воспользоваться ими, но не изменить (хотя и биосистема существует лишь в определенных условиях). В свою очередь, эти законы действуют в определенных рамках в статических взаимодействиях и во время движений.

Среди имеющих особое отношение к двигательной деятельности выделяются следующие законы: сохранения равновесия тела, но все эти законы «замыкаются» на законах спортивной техники: системности, структурности, видах структур, соотношении стабильности и вариативности структурных элементов, ведущих элементах техники, решающих двигательных действиях и главных компонентах деятельности. Причем техника движений важна для рационального построения деятельности не только спортсмена, но и «оздоравливающегося» физкультурника.

Законы механики и биомеханики можно рассматривать как определяющие саму возможность осуществления деятельности и достижение ее цели.

Вторая важнейшая группа факторов – закономерности биологических систем, или закономерности функционирования организма человека как специфической биологической системы. Она состоит из двух подгрупп. К первой подгруппе относятся анатомо-физиологические закономерности: характерные признаки строения и функционирования опорно-двигательного аппарата от количества и строения мышечных волокон и запаса энергетических веществ до химизма мышечного сокращения); сущность адаптации и неоднозначность ее  видов; морфофункциональная предрасположенность типам деятельности и уровни специфических нагрузок, необходимые для структурных перестроек, специфические механизмы разных типов двигательной деятельности как естественно биологическая основа двигательных качеств, строение, смысловое содержание и условия эффективной работы различных функциональных систем, особенности протекания восстановительных процессов и условия, обеспечивающие их эффективность, и др.

Вторая подгруппа – закономерности управления двигательной деятельностью. Важнейшие из них отражают процессы: формирования динамического стереотипа, координации работы мышц и межмышечных отношений, их определяющей роли в формироваии двигательных способностей, умений и навыков; зависимость типологических особенностей высшей нервной деятельности человека; ряд других взаимосвязанных и относительно обособленных факторов.

Обе подгруппы представлены здесь в «сепаратном» виде лишь в политическом аспекте – для более легкого восприятия совсем не простых явлений. Они не просто связаны друг с другом – в нормальном организме они неразделимы. Точнее говоря, на совместном согласованном проявлении всех перечисленных закономерностей строятся и реализуются все виды деятельности организма человека как биологической системы, в том числе и спортивная деятельность.

Неоценимой особенностью этих закономерностей являются их непосредственная связь с составом, характером и результатом двигательной деятельности через двигательные качества, а также умения и навыки, формируемые в соответствии с возрастными особенностями функционального развития человека.

На любой вид деятельности, ее структуру оказывают влияние условия обитания организма. Однако следует заметить, что они, оказывая неоднозначные воздействия на организм и индивидуально по-разному воспринимаемые, безусловно, не являются все же определяющими.

Наиболее активны факторы, объединенные в систему «педагогические воздействия».  Будучи сами зависимыми (а в ряде случаев и предопределенными) от других факторных систем, именно педагогические воздействия, основанные на анализе действительности, прогностической возможности деятельности в определенных условиях и на должных количественных и качественных уровнях, целевом планировании во всем многообразии действий, необходимых и обучаемому, и обучающему для достижения определенного результата, и на осуществлении их с помощью рациональных методов управления, обеспечивают реализацию такой деятельности, которая, используя законы механики, реализуя возможности организма, с учетом особенности его функционирования в определенных условиях, организует деятельность таким образом, чтобы она гарантированно дала требуемый продукт – целевой результат. Поэтому, оценивая педагогические воздействия как факторную систему, ее правомерно определить как результирующую.

9. Список литературы

1. Березин И.П., Дергачев  Ю.В. Школа здоровья. – М, 2004. – 125 с.

 

2. Бруновт В.П. Методика  обучения анатомии, физиологии и гигиене человека. – М, 2003. – 312 с.

3. Воробьев В.И. Слагаемые  здоровья. – М, 2004. – 302 с.

4. Жеребцов А.В. – М, Физкультура  и труд. - 2006. – 211 с.

5. Зверев И.Д. Книга для  чтения по анатомии, физиологии  и гигиене человека. - М, 2003. – С-Пб, 2004. – 114 с.

5. Коробков А. В., Головин  В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. - М.: Высш. школа, 2005. – 212 с.

6. Коростелев Н.П. От А  до Я. – М, 2004. – 432 с.

7. Коц Я. М. Спортивная  физиология. - М.: Физкультура и спорт, 2004. – 117 с.

8. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005. – 122 с.

9. Ленсгафт П.Ф. Избранные  сочинения. - М.: «Педагогика», 2004. – 535 с.

10. Лещинский А.В. Берегите  здоровье. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 214 с.

11. Минх А.А. Общая гигиена. - М, 2004. – 333 с.

12. Настольная книга учителя  физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 312 с.

13. Педагогика // под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. –  М.: «Физкультура и спорт», 2004. – 309 с.

14. Психология //Под ред. В. М. Мельникова. - М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 127 с.

15. Румянцев Г.И., Воронцов  М.П. Общая гигиена.- М, 2004. – 432 с.Степановских А.С. Прикладная экология: охрана окружающей среды: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 751 с.

 


Информация о работе Образ жизни и его отражение в профессиональной деятельности