Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 08:55, контрольная работа
Общекультурные функции основываются на закономерностях отношений и связей, объединяющих физическую культуру с другими общественными явлениями. При этом важно определить роль каждого взаимосодействующего компонента в данной системе отношений, его реальный вклад в формирование культуры личности и общества. Общекультурные функции играют важную роль в процессе первичной стадии социализации личности студента, так как в период активной адаптации к новым условиям студент включает в себя наиболее важные для него на данный момент отношения и виды деятельности.
1. В чем заключаются общекультурные и специфические функции физической культуры?
2. Перечислите основные понятия физической культуры.
3. Дайте определение понятиям «физическое воспитание», «физическое развитие».
4. Какова роль физической культуры в профессионально - прикладной подготовке студентов?
5. Охарактеризуйте различия между физической культурой и спортом.
6. Назовите формы физической культуры.
7. Каковы основы организации физического воспитания в вузе?
8. Литература.
Вопросы.
1. В чем заключаются
2. Перечислите основные понятия физической культуры.
3. Дайте определение понятиям «физическое воспитание», «физическое развитие».
4. Какова роль физической культур
5. Охарактеризуйте различия
6. Назовите формы физической культуры.
7. Каковы основы организации физического воспитания в вузе?
8. Литература.
1. В чем заключаются общекультурные и специфические функции физической культуры?
Функции физической культуры принято подразделять на общекультурные и специфические.
Общекультурные функции основываются на закономерностях отношений
и связей, объединяющих физическую культуру
с другими общественными явлениями. При
этом важно определить роль каждого взаимосодействующего
компонента в данной системе отношений,
его реальный вклад в формирование культуры личности и общества. Общекультурные функции играют важную роль в процессе первичной
стадии социализации личности студента,
так как в период активной адаптации к
новым условиям студент включает в себя
наиболее важные для него на данный момент
отношения и виды деятельности. Общеизвестно, что
в спортивной педагогике общие социальные
функции физической культуры преследуют воспитательные цели. Поэтому
при оценке эффективности влияния физической
культуры на личность студента необходимо
учитывать связи, отношения, нравственные
нормы, эмоционально-волевую сферу непосредственно
в физкультурной деятельности, в процессе
физического воспитания.
Кроме воспитательной к общекультурным
социальным функциям можно отнести общеобразовательную,
коммуникативную, идеологическую, политическую,
ценностную, нормативную, преобразовательную,
ориентационную, эстетическую, информационную
и другие.
Специфические функции органически связаны с особенностями и функциональными свойствами физической культуры . Специфические функции физической культуры – это лишь те функции , которые свойственны в полной мере только ей как стороне культуры . Специфика физической культуры выражает в конкретных формах ее социальное бытие, обусловленное необходимой и целенаправленной деятельностью для физического совершенствования личности.
К специфическим функциям физической культуры относят:
- специфические образовательные функции, позволяющие использовать физическую культуру и общей системе образования для совершенствования двигательных навыков и способностей, создания базовой основы для здорового образа жизни.
- специфические прикладные функции, способствующие повышению уровня специальной
подготовки к трудовой деятельности, устойчивости
к неблагоприятным условиям внешней среды
и условиям труда, на основе профессиональной
прикладной физической подготовки.
- специфические "спортивные" функции, обеспечивающие достижение определенных
результатов в спорте высших достижений,
раскрытие функциональных и адаптационных
возможностей организма человека.
- специфические рекреативные и оздоровительно-
2. Перечислите основные понятия физической культуры.
К основным понятия физической культуры относят следующие понятия: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие, физическое совершенствование, физическое формирование, физкультурная деятельность, физическое образование, спорт.
3. Дайте определение понятиям «физическое воспитание», «физическое развитие».
Физическое воспитание - это педагогически организованный процесс,
направленный на совершенствование формы и функций организма человека, формирования двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний и развития физических качеств, а также формирования положительного отношения к физической культуре, выработка ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.
Физическое развитие – понимается как процесс и результат изменения морфологических и функциональных показателей развития организма человека, достигнутый под влиянием наследственности, окружающей среды и уровня двигательной активности.
4. Какова роль физической
В настоящее время при организации учебного процесса перед каждым ВУЗом стоит задача – вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом уровне с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса. Полноценное использование профессиональных знаний и умений возможно только при хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых специалистов.
Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков.
Целью профессионально-прикладной физической
подготовки является психофизическая готовность
к успешной профессиональной деятельности.
Чтобы достичь эту цель, необходимо создать
у будущих специалистов психофизические
предпосылки и готовность: к ускорению
профессионального обучения; к достижению
высокопроизводительного труда в избранной
профессии; к предупреждению профессиональных
заболеваний и травматизма, обеспечению
профессионального долголетия; к использованию
средств физической культуры и спорта
для активного отдыха и восстановления
общей и профессиональной работоспособности
в рабочее и свободное время; к выполнению
служебных и общественных функций по внедрению
физической культуры и спорта в профессиональном
коллективе. Задачи профессионально-прикладной
физической подготовки студентов определяются
особенностями их будущей, профессиональной
деятельности и состоят в том, чтобы: формировать
необходимые прикладные знания, осваивать
прикладные умения и навыки; воспитывать
прикладные психофизические качества;
воспитывать прикладные специальные качества.
Применительно к учащейся молодежи образ
жизни социологи рассматривают как систему
основных видов деятельности, которая
связана с подготовкой специалистов высококвалифицированного
умственного труда с хорошей физической подготовленностью, посредством которой
раскрываются характер и мера активности
молодежи, степень реализации социальных
функций.
5. Охарактеризуйте различия
Разница между физической культурой и спортом значительна. Главным образом это связано с тем, что большой спорт обслуживает человека, стремящегося к достижению наивысших результатов, победы на соревнованиях по различным видам спорта. Спорт зачастую носит соревновательный характер между спортсменами. Вместе с тем массовый спорт (занятия в школьных секциях, участие в простейших соревнованиях) используется и для повышения общего уровня физической подготовленности, увеличения двигательной активности человека, стремящегося вести здоровый образ жизни. Физкультура это вид деятельности человека направленная на сохранение и укрепление здоровья, развития физических и психологических способностей человека. Она играет важную роль в формировании человека и его социальной адаптации. В физической культуре на первое место выходят не достижения в отдельных видах спорта, а общий уровень развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, гибкости, выносливости); имеющиеся физкультурные знания и гигиенические навыки, привычка повседневно заботиться о своем здоровье, закаливании организма. Физкультура отличается от спорта — не содержанием, а целью и мерой.
6. Назовите формы физической культуры.
Физическую культуру можно разделить на ряд больших разделов, которые по своим особенностям соответствуют различным направления и сферам ее использования в обществе. Наиболее крупными являются:
- базовая физическая культура;
- спорт (в той части, в которой он относится к физической культуре);
- профессионально-прикладная фи
- оздоровительно-
7. Каковы основы организации физического воспитания в вузе?
Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания студентов.
Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач:
- воспитание у студентов
- сохранение и укрепление
- всесторонняя физическая
- профессионально - прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;
- приобретение студентами
- совершенствования спортивного мастерства студентов - спортсменов;
- воспитание у студентов
Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.
8. Литература
1. Физическое воспитание студентов и учащихся /под ред. Петрова Н.Я. Минск: «Полымя», 1988.
2. Физическая культура: Учебно-методический комплекс/ под ред. Бочкарева С.И., Кокоулина О.П., Копылова Н.Е., Митина Н.Ф.,Плеханова О.З., Ростеванов А.Г. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
3. Физическая культура студентов ВУЗов / под ред. Жолдака В.И. Воронеж: издательство воронежского университета, 1991.
4. Интернет сайт http://www.sgu.ru.
5. Интернет сайт http://www.gubkin.ru.
Информация о работе Общекультурные и специфические функции физической культуры