Общепедагогические методы спортивной тренировки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 16:06, реферат

Краткое описание

Соревновательный метод — это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться, в виде официальных соревнований различного уровня (Олимпийские игры, чемпионаты мира по различным видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования и т.п.); как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая и спортивную тренировку.

Содержание

Введение
1.Общепедагогические методы спортивной тренировки.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Т.с_Шабельная_51гр..docx

— 27.19 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь

Учреждение образования

«Брестский государственный  университет имени А.С. Пушкина»

Факультет физического воспитания

Кафедра легкой атлетики

 

 

 

Реферат по теме

 

Общепедагогические методы спортивной тренировки

 

 

 

Выполнила:

Шабельная Анастасия В.

студентка 51 группы 5 курса

факультета физического  воспитания,

заочное отделение,

специальность «Физическая  культура»

 

2013

 

План:

Введение

1.Общепедагогические методы спортивной тренировки.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В спортивной тренировке под  термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.     

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

1) общепедагогические, включающие словесные и наглядные методы;

2) практические, включающие  метод строго регламентированного  упражнения, игровой и соревновательный  методы.

 К словесным методам,  применяемым в спортивной тренировке, относятся рассказ, объяснение, беседа, анализ, обсуждение и др. Они наиболее  часто используются в лаконичной  форме, особенно в процессе  подготовки квалифицированных спортсменов,  чему способствуют специальная  терминология, сочетание словесных  методов с наглядными. Эффективность тренировочного процесса во многом зависит от умелого использования указаний, команд, замечаний, словесных оценок и разъяснений.

К наглядным методам, используемым в спортивной практике, относятся:

1) правильный в методическом  отношении показ отдельных упражнений  и их элементов, который обычно  проводит тренер или квалифицированный  спортсмен;   2) демонстрация учебных фильмов, видеозаписи техники двигательных действий занимающихся, тактических схем на макетах игровых площадок и полей и др.; 3) применение простейших ориентиров, которые ограничивают направление движений, преодолеваемое расстояние и др.; 4) применение световых, звуковых и механических лидирующих устройств, в том числе и с программным управлением и обратной связью. Эти устройства позволяют спортсмену получить информацию о темпоритмовых, пространственных и динамических характеристиках движений, а иногда и обеспечить не только информацию о движениях и их результатах, но и принудительную коррекцию двигательного действия.

1. Общепедагогические методы  спортивной тренировки

В спортивной тренировке под  термином метод следует понимать способ применения основных средств тренировки и совокупность приемов и правил деятельности спортсмена и тренера.     

В процессе спортивной тренировки используются две большие группы методов:

1) общепедагогические, включающие  словесные и наглядные методы;

2) практические, включающие  метод строго регламентированного  упражнения, игровой и соревновательный  методы.

Словесные методы

Под  методами физического  воспитания понимаются способы применения физических упражнений.       В физическом воспитании применяются  две группы методов: специфические (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).             К специфическим методам физического воспитания относятся:

-методы строго регламентированного упражнения;

-игровой метод (использование упражнений в игровой форме);

-соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме).           С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств[4].         Методы  строго регламентированного упражнения. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.           Методы  строго регламентированного упражнения обладают большими педагогамескими возможностями. Они позволяют: 1) осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе (по подбору упражнений, их связкам, комбинациям, очередности выполнения и т.д.); 2) строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности, а также управлять ее динамикой в зависимости психофизического состояния занимающихся и решаемых задач; 3) точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; 4) избирательно воспитывать физические качества; 5)  использовать физические упражнения в занятиях с любым возрастным контингентом; 6) эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.         В практике физического воспитания все методы строго регламентированного упражнения подразделяются на две подгруппы:  1) методы обучения двигательным действиям;       2) методы воспитания физических качеств.

 

     Методы  обучения  двигательным действиям. К ним  относятся:

-целостный метод (метод целостно-конструктивно го упражнения);

-расчлененно-конструктивный; сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного  упражнения. Применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег, простые прыжки, общеразвивающие упражнения и т,п.).         Целостным методом возможно осваивать отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в обшей структуре движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.                Недостаток  этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение нежелательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.                Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.        Недостаток  расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие.        В практике физического воспитания целостный и расчленено-конструктивный методы часто комбинируют. Сначала приступают к разучиванию упражнения целостно. Затем осваивают самые трудные выделенные элементы и в заключение возвращаются к целостному выполнению[1].             Метод сопряженного воздействия.  Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий. Например, спортсмен на тренировках метает утяжеленное копье или диск, прыгает в длину с утяжеленным поясом и т.п. В этом случае одновременно происходит совершенствование как техники движения, так и физических способностей.        При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника  двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура.         Методы  воспитания физических качеств. Методы строгой регламентации, применяемые для воспитания физических качеств, представляют собой различные комбинации нагрузок и отдыха. Они направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Методы этой группы можно разделить на методы со стандартными и нестандартными (переменными) нагрузками.     Методы  стандартного упражнения  в основном направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме. Стандартное упражнение может быть непрерывным и прерывистым (интервальным).             Метод стандартно-непрерывного упражнения представляет собой непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности (как правило, умеренной). Наиболее типичными его разновидностями являются: а) равномерное упражнение (например, длительный бег, плавание, бег на лыжах, гребля и другие виды циклических упражнении); б) стандартное поточное упражнение (например, многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).          Метод стандартно-интервального  упражнения — это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.           Методы  переменного упражнения.  Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой. Упражнения  с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.     Основными разновидностями метода переменного  упражнения являются следующие методы[4].        Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью. Различают следующие разновидности этого метода:

 а) переменное упражнение  в циклических передвижениях  (переменный бег,  плавание и  другие виды передвижений с  меняющейся скоростью);

 б) переменное поточное  упражнение — серийное выполнение  комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.               Метод переменно-интервального  упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Типичными разновидностями этого метода являются:

 а) прогрессирующее  упражнение (например, последовательное  однократное поднимание штанги  весом 70—80—90—95 кг и т.д. с  полными интервалами отдыха между  подходами;

 б) варьирующее упражнение  с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанг», вес  которой волнообразно изменяется — 60—70—80—70—80—90—50 кг, а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин);

  в) нисходящее упражнение (например, пробеганпе отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).            Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке[3].            Круговой  метод представляет   собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз.        Данный  метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.          Игровой метод. В системе физического воспитания игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.          Сущность  игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность занимающихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.             Основными методическими особенностями игрового метода являются:              

1) игровой метод обеспечивает  всестороннее, комплексное развитие  физических  качеств и совершенствование   двигательных умений и навыков,  так как в процессе игры  они проявляются не изолированно, а в тесном взаимодействии; в   случае же педагогической необходимости  с помощью игрового метода  можно избирательно развивать  определенные физические качества (подбирая соответствующие игры);

 наличие в игре элементов  соперничества требует от занимающихся  значительных физических усилий, что делает ее эффективным  методом воспитания физических  способностей;

широкий выбор разнообразных  способов достижения цели, импровизационный характер действий в игре способствуют формированию у человека самостоятельности, инициативы, творчества, целеустремленности и других ценных личностных качеств;

 соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства дает возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательную дисциплинированность, волю, коллективизм и т.д.;

присущий игровому методу фактор удовольствия, эмоциональности  и привлекательности способствует формированию у занимающихся (особенно у детей) устойчивого положительного интереса и деятельного мотива к  физкультурным занятиям[4].         К недостатку игрового метода можно отнести его ограниченные возможности при разучивании новых движений, а также при дозировании нагрузки на организм.

 

     2) Соревновательный  метод. Соревновательный метод  — это способ выполнения упражнений  в форме соревнований. Сущность  метода заключается в использовании  соревнований в качестве средства  повышения уровня подготовленности  занимающихся.      Обязательным  условием соревновательного метода  является подготовленность занимающихся  к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться,  в виде официальных соревнований  различного уровня (Олимпийские  игры, чемпионаты мира по различным  видам спорта, первенство страны, города, отборочные соревнования  и т.п.); как элемент организации  урока, любого физкультурно-спортивного  занятия, включая и спортивную тренировку.

 

     Соревновательный  метод позволяет:

— стимулировать максимальное проявление двигательных

 способностей и выявлять  уровень их развития;

—  выявлять и оценивать качество владения двигательными дей-

 ствиями;

— обеспечивать максимальную физическую нагрузку;

— содействовать воспитанию волевых качеств.

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1) Теория спорта/ под ред. Проф. В.Н. Платонова.  –  К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987. – 424 с.

 

2) Матвееа Л. П. Основы спортивной тренировки/ Л. П. Матвеев. – М.: ФиС,1983. – 332 с.

 

3) Матвеев Л.П. Теория и методика спорта. Часть 1 Общие аспекты теории спорта: учебное пособие / Л.П. Матвеев.-М.: РГАФК,1992. – 83 с.

Информация о работе Общепедагогические методы спортивной тренировки