Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 22:32, доклад
Олимпийские игры зародились в древней Греции. Первоначально в них участвовали лишь эллины, а позднее македоняне. В Римской империи после превращения христианства в государственную религию Олимпийские игры были запрещены.
Почти тысячелетие спустя они были возрождены благодаря французу Пьеру де Кубертену. То, что казалось забавной причудой, за столетие превратилось во влиятельное всемирное движение, коммерчески выгодное, а политически весьма значимое. То, какая упорная борьба сейчас ведется за право провести у себя Олимпийские игры, лишний раз это доказывает.
Олимпийские игры зародились в древней
Греции. Первоначально в них
Почти тысячелетие спустя они были возрождены
благодаря французу Пьеру де Кубертену.
То, что казалось забавной причудой, за
столетие превратилось во влиятельное
всемирное движение, коммерчески выгодное,
а политически весьма значимое. То, какая
упорная борьба сейчас ведется за право
провести у себя Олимпийские игры, лишний
раз это доказывает.
Историческое происхождение
О первых Олимпийских играх точных данных
не сохранилось. Первое достоверное упоминание
о них относится к 776 г. до н.э., когда на
одной из мраморных колонн, установленных
вдоль берега реки Алфей, было выгравировано
имя первого олимпийского победителя
- Корэба, повара из Элиды.
Олимпийские игры проводились с интервалом
четыре года, и позднее греческий метод
подсчета лет стал относиться к этим играм,
а слово Олимпиада – к периоду между двумя
играми. Историк Эфор, который жил в четвертом
веке до нашей эры, использовал Олимпиады
для подсчета годов также, как мы используем
сегодня обозначения до н.э. и н.э. До этого
каждое греческое государство использовало
свою систему дат, что приводило к смешению,
когда нужно было даты согласовывать.
Диодор говорит, что солнечное затмение
было в год 117 Олимпиады, что относится
к солнечному затмению 310 года до н.э. Отсюда
можно вычислить, что середина лета 776
года до н.э. была временем проведения
первой Олимпиады. И все же существуют
споры между учеными, действительно ли
игры начались в том году.
Некоторые авторы отмечают, что в 776 г.
до н.э. состоялись уже XXVIII Игры. Местом
проведения Игр была Олимпия, расположенная
в северо-западной части Пелопоннесского
полуострова, в долине реки Алфей, у подножия
горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись
гимнасий, палестра, стадион и ипподром.
В святилище Зевса в Олимпии находилась
двенадцатиметровая статуя Зевса из золота
и слоновой кости, принадлежащая скульптору
Фидию. Статуя была одним из семи древних
чудес света.
Олимпийский праздник, в котором поначалу
участвовали лишь атлеты двух городов
Элиды - Писы и Элиса, отмечался в "священном
месяце", начинавшемся с первого полнолуния
после летнего солнцестояния через каждые
1417 дней, т.е. Олимпийские игры проходили
один раз в четыре года.
Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая
только из бега на один стадий (192 м 27 см),
впоследствии расширялась за счет состязаний
в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит),
панкратионе, кулачном бою, состязаний
колесниц и в верховой езде.
В период с VII до II в. до н.э. в Олимпийских
играх могли участвовать только свободнорожденные
греки. Рабы и люди негреческого происхождения
(«варвары», как их называли греки), а также
женщины к Играм не допускались. Каждый
участник должен был в течение 10 месяцев
готовиться к Играм дома, а затем в течение
месяца в Олимпии. Это могли позволить
себе только наиболее состоятельныеграждане,
располагавшие достаточным количеством
свободного времени.
Олимпийские игры проводились чрезвычайно
торжественно. Руководили Играми судьи-распорядители
(элланодики). В ранний период Игры проходили
в один день, в период расцвета (VI-IV вв.
до н.э.) - в пять дней, а позже продолжительность
праздника достигала целого месяца. Перед
началом Игр все участники давали клятву,
что они честно готовились, и будут достойно
состязаться, а также приносили жертвы
богам. Победители Игр (олимпионики) пользовались
большой славой, уважением, почестями.
В их честь слагались хвалебные оды, пелись
гимны, ставились памятники. Призом олимпионика
служил венок, срезанный с оливкового
куста, отмеченного оракулом. Затем следовали
подарки от проводящих Олимпийские игры
и от зрителей. От родного города олимпионик
получал солидное денежное вознаграждение.
Но гораздо важнее были почести герою.
Победителя привозили в родной город на
четверке белых лошадей через брешь, пробитую
в крепостной стене города, освобождали
от налогов, кормили всю жизнь за счет
города, устанавливали памятники, чеканили
монеты с его изображением. А иногда, после
смерти, некоторых обожествляли и сооружали
им храмы. Память олимпиоников окружали
легендами, чтобы сделать победу более
привлекательной для потомков.
На Олимпийские празднества собиралось
до 45 - 50 тыс. зрителей, среди которых были
знаменитые философы, историки, поэты.
История сохранила для нас имена выдающихся
представителей древнего мира, которые
наиболее точно соответствовали современному
термину "гармоничный человек". Пифагор
был могучим кулачным бойцом, стал олимпийским
чемпионом. Гиппократ достиг значительных
успехов в борьбе и гонках на колесницах.
Обладателями различных наград за спортивную
доблесть были также Платон и Сократ, Софокл
и Еврипид.
Игры неоднократно посещали Аристотель
и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав
много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.
В дни проведения Игр Олимпия превращалась
в центр экономической, политической и
культурной жизни Греции. В это время здесь
шла бойкая торговля, заключались торговые
сделки, гости знакомились с представителями
других стран, с развитием ремесел и земледелия,
с разнообразными обычаями и религиозными
обрядами, слушали философов, историков,
поэтов, музыкантов и служителей религиозного
культа. В общественно - политической и
культурной жизни Греции периода расцвета
Олимпийские праздники играли очень большую
роль. Они способствовали объединению
полисов (городов-государств). За месяц
до Игр по всей территории Греции объявлялось
священное перемирие (экехирия), прекращались
всякие распри между полисами, никто не
имел права вступать на землю Олимпии
с оружием в руках. Наряду с философскими
системами, театром, музыкой, изобразительным
искусством Олимпийские игры выполняли
важную роль во «внешкольном» образовании
и воспитании населения.
Олимпиады не прерывались и после того,
как в 146 г. до н.э. греческие земли были
подчинены Риму. Правда, завоеватели разрушили
священную традицию, по которой в Олимпийских
играх могли участвовать только жители
Греции. Римляне включили в Игры Олимпиад
цирковые представления - бои гладиаторов,
которые дрались до смерти. Жестокий интерес
у пресыщенной публики вызывали бои гладиаторов
со львами, тиграми, быками. Но все это
уже не имело никакого отношения к спорту
и к тем олимпийским идеалам, которые утверждались
греками раньше.
Атлетические соревнования в Олимпии
проводились регулярно на протяжении
1168 лет. В 394 г. н.э. император Востока и
Запада Феодосии I, насильственно насаждавший
христианство, посчитал Олимпийские игры
языческим обрядом, объявил нечестивыми
и запретил специальным указом их дальнейшее
проведение. Впоследствии Олимпия была
разрушена в результате разлива рек после
двух сильнейших землетрясений и оказалась
под слоем песка и тины.
После прекращения античных Олимпийских
игр заложенная в них идея всестороннего
развития человека была предана забвению
на полтора тысячелетия. Во многих странах
и сами занятия спортом находились под
запретом.
Интерес к гармоничному развитому
телу наблюдался еще в Древней
Греции. Физические упражнения здесь
были возведены в культ. С их помощью
тысячи греков совершенствовали свое
тело, делая его пропорциональным,
гибким, быстрым и сильным.
Олимпийские игры — древнейшие и наиболее
популярные спортивные мероприятия в
Древней Греции. Впервые (хотя, по легендам,
эта попытка получается третьей) состоялись
они в 776 году до н. э. и являлись частью
празднества, посвященного Зевсу. На протяжении
более чем четырехсот лет они оставались
крупнейшими спортивными соревнованиями
того времени. Своего пика культ тела достиг
в Спарте, после чего интерес к нему стал
незаслуженно, но неуклонно падать. И многие
века, вплоть до конца девятнадцатого
столетия гармоничное, здоровое тела было
отодвинуто на второй план.
Легенды утверждают, что в ту пору существовал
бесконечно могучий и столь же мрачный
бог Кронос. И была у него несчастная жена
– богиня Рея. Отчего же так несчастна
была великая жена великого бога? Легенды
дают на это довольно-таки кошмарный ответ.
В одних утверждается, что Кронос увидел
страшный сон, в других, – что он общался
с какой-то неведомой прорицательницей.
Но, так или иначе, Кронос вбил себе в голову,
что его настигнет смерть от руки одного
из его детей. И Кронос в это поверил! Он
был мрачен по натуре. Теперь же он стал
еще мрачней. Вместо того чтобы заняться«воспитанием
подрастающего поколения», Кронос не придумал
ничего лучшего, как глотать своих новорожденных
деток! Дело приняло довольно жуткий оборот.
Бедная Рея буквально не знала, что и придумать.
И вот когда у нее родился очередной младенец,
прекрасный с лучезарным ликом сыночек
Зевс, Рея решилась на отчаянный шаг. Она
завернула в пеленки камень и отдала его
беспощадному отцу. Кронос этого не заметил,
проглотил камень и продолжал пребывать
в спокойной уверенности, что ему ничего
не угрожает. Рея же отдала сыночка пастухам.
Мальчик вырос, стал могучим Зевсом –
громовержцем. Окончательно окрепнув,
он вступил в смертельный бой с беспощадным
отцом – людоедом (а правильнее сказать
– с богоедом). И победил его! Из чрева
Кроноса вышли многочисленные сестры
и братья великого Зевса, которые и стали
затем богами. В честь этого знаменательного,
поистине великого события Зевс повелел проводить Игры, которые (по месту,
где они устраивались) получили название
Олимпийских. Год проведения первой Олимпиады
греки считали для себя очень важным, и
поэтому с него началось античное греческое
летоисчисление.
Однако есть свидетельства о возникновении
Олимпиад из другого культа — спортивных
игр в честь Пелопса (попытка первая). Здесь
уместно сделать небольшой шаг в сторону
греческих мифов, чтобы напомнить читателям
об истории этого героя. Пелопс был сыном
печально известного Тантала — того самого,
что по сию пору испытывает муки в царстве
Аида. Детство Пелопса было отмечено ужасной
смертью и чудесным спасением — отец его
в ослеплении вседозволенностью (он был
сыном Зевса), решив проверить проницательность
олимпийских богов, пригласил их на пир,
одно из блюд на котором было приготовлено
из Пелопса. Постигшие злой умысел Тантала,
боги не коснулись страшного кушанья,
только лишь Деметра, скорбящая о потере
дочери Персефоны, не обратив внимания,
съела плечо мальчика. Однако Гермес своими
чарами оживил ребенка, а Гефест из слоновой
кости сделал ему новое плечо. Тантал был
наказан, а юный Пелопс получил власть
в родном городе Сипиле. Но недолго пришлось
ему править — войной пошел на него могущественный
царь Трои. Побежденный Пелопс вынужден
был покинуть родину (не забыв при этом
свои сокровища). В сопровождении отряда
земляков он отправился на юг Греции, где
поселился на полуострове, до сих пор носящем
его имя, — Пелопоннесе. Увидев однажды
дочь царя города Писы Эномая красавицу
Гипподамию, Пелопс пожелал получить ее
в жены. А надо сказать, сие желание не
было оригинальным, но жуткое предсказание
Эномаю о его смерти от руки зятя являлось
препятствием в этом мероприятии. Не имевший
равных себе во всей Греции в искусстве
управления колесницей и владевший самыми
быстрыми скакунами в мире, Эномай предлагал
соискателям руки и сердца дочери скачки
через весь Пелопоннес — от Писы до Коринфа.
Побежденный жених оплачивал проигрыш
своей жизнью. Но даже это не останавливало
желающих — настолько хороша была Гипподамия.
Головы несчастных жертв красоты Эномай
прибивал к воротам своего дворца. Не миновала
бы чаша сия и нашего героя, но... Унаследовавший
от отца гордыню, коварство и изобретательность,
Пелопс сделал ход конем — наобещав возничему
Эномая Миртилу золотые горы, сын Тантала
заручился его обещанием не вставлять
чеки в оси колесницы, что должно было
задержать царя Писы в дороге. Замысел
удался на славу — на всей скорости колеса
соскочили с осей, колесница опрокинулась,
и гордый Эномай бесславно погиб в пыли
не единожды покоренной им трассы. Победитель
торжественно вернулся в Пису, взял в жены
Гипподамию, а заодно сел на престол убитого
им тестя. Все бы хорошо, да тут Миртил
вспомнил, кому должен быть благодарен
Пелопс за так неожиданно доставшийся
ему приз, и потребовал аж полцарства (по
другой версии — первую брачную ночь с
Гипподамией). В Пелопсе вновь проснулись
Танталовы жадность и коварство. Истории
неизвестно, какой такой уловкой заманил
Пелопс Миртила на высокую скалу, однако
итог встречи был печален — новоявленный
монарх столкнул возничего в море. По греческой
традиции Миртил успел сделать единственное,
на что у него хватило времени падения,
а именно — проклясть Пелопса и все его
потомство. В честь себя любимого Пелопс
и учредил данные игры, по свидетельству
Павсания, "более блестящие, чем кто-либо
до него". Археологи нашли подтверждение
связи культа Пелопса с Олимпийскими играми.
На так называемом священном участке Зевса
в Олимпии — городе проведения игр — они
обнаружили остатки святилища Пелопса
приблизительно конца 2-го тысячелетия
до н. э.
Второй попыткой возобновления Олимпийских
игр Греция обязана Гераклу. Как мы помним,
шестым подвигом Геракла было очищение
"авгиевых конюшен" — скотного двора
Авгия. (Ох, и фантазия была у работодателя
Геракла — Эврисфея.) Авгий был сыном Гелиоса
и царем Элиды. Неисчислимы были богатства
его, а особенно — стада. Триста белоногих
быков, двести — красных, как пурпур, двенадцать
— белоснежных, как лебеди, и один — сияющий,
как звезда (забавно, но в легендах нет
ни слова о лошадях). Неудивительно, что
хлева царского дома были весьма запущенны.
И вот эту помойку и предложил Авгию очистить
Геракл всего за один день и десятую долю
его стад. Авгий согласился на столь выгодное
предложение и, как оказалось, прогадал.
Геракл, не мелочась, направил на скотный
двор потоки двух элидских рек — Алфея
и Пенея, а после просто восстановил разрушенные
водой стены. Тут мы снова сталкиваемся
с прямо-таки патологической греческой
жадностью — не захотел Авгий расставаться
со своими любимыми зверушками и выгнал
Геракла. Последний оказался весьма злопамятным,
через несколько лет вторгся в Элиду с
большим войском и убил своего должника.
В честь победы Геракл принес традиционные
жертвы богам, высадил рощу олив (впоследствии
олимпиоников увенчивали венками из веток
именно этой рощи) в честь Афины Паллады
и учредил Олимпийские игры.
Один из поэтических мифов древней Греции
повествует о том, как возник олимпийский
стадион. Примерно в 17 в. до н. э. Геракл
из Крита и его четыре брата высадились
на Пелопоннесском полуострове. Там у
холма с могилой титана Кроноса, согласно
преданию побежденного в борьбе сыном
Зевса, Геракл в честь победы своего отца
над дедом организовал соревнование со
своими братьями в беге. Для этого на площадке
у подножия холма он отмерил расстояние
в 11 стадий, которое соответствовало 600
его ступням. импровизированная беговая
дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой
будущего Олимпийского стадиона.
Но это все легенды, а вот что история говорит
о третьей — самой удачной — попытке.
Первые Олимпиады были событием весьма
локального характера и привлекали не
слишком много как участников, так и зрителей
— только жителей Элиды и Спарты: имена
победителей первых одиннадцати Олимпийских
игр принадлежат уроженцам Западного
Пелопоннеса. Кстати, традиционно считается,
что правила и порядок проведения игр
установили Ликург (правитель Спарты,
осуществлявшей протекторат над Элидой),
Клеосфен (правитель Писы) и Ифит (правитель
Элиды). Текст этого договора об олимпийских
состязаниях был запечатлен на бронзовом
диске, о котором в IV веке до н. э. сообщал
Аристотель и который во II в. до н. э. видел
Павсаний. В самой первой Олимпиаде было
единственное состязание — забег юношей
на короткую дистанцию в 1 стадий (185 м).
История сохранила нам и имя первого победителя-
олимпионика (от греч. Ника — богиня победы)
— им стал повар из Элиды Кореб.