Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:36, реферат
Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами. Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Олимпийские игры Древней Греции……………………………………….4
1.1. Олимпия- колыбель Олимпийских игр ………………..…………………...4
1.2. Рождение Олимпийских игр ………………………………………………..5
1.3. Панэллинские игры …………………….…………………………………..13
1.4. Панафинейские игры……………………...………………………..……....15
1.5.Участие в играх………………………………………………………………16
1.6.Знаменитые спортсмены Игр античности. Виды спорта, входившие в программу Олимпийских игр…………………………………...…………………….19
1.7. Завершение игр……………………………………………………………..24
Заключение.……..………………………………………………………………25
Список использованной литературы.………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Олимпийские игры Древней Греции……………………………………….4
1.1. Олимпия- колыбель Олимпийских игр ………………..…………………...4
1.2. Рождение Олимпийских игр ………………………………………………..5
1.3. Панэллинские игры …………………….…………………………………..13
1.4. Панафинейские
игры……………………...………………………..……..
1.5.Участие
в играх………………………………………………………………
1.6.Знаменитые спортсмены Игр античности. Виды спорта, входившие в программу Олимпийских игр…………………………………...…………………….19
1.7. Завершение игр……………………………………………………………..24
Заключение.……..……………………………………
Список
использованной литературы.……………………………………….26
МОСКОВСКИЙ
ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет УК «Кунцево» Экономики и управления
РЕФЕРАТ
По
дисциплине Физическая
культура
Студента Филюковой Юлии Александровны
Группа
04ЭКз6110
На
тему: Олимпийские
игры Древней Греции
Москва
2011
Введение
Греческая цивилизация одна из самых древних в мире. Она оставила неизгладимый след в мировой истории. До сих пор восхищаются ее философами, поэтами, математиками, скульптурами, архитекторами и, конечно, атлетами. Греки были одной из первых наций, у которых физические упражнения и спорт составляли повседневную жизнь.
Олимпийские игры, Игры Олимпиады
— крупнейшие международные комплексные
спортивные соревнования современности,
которые проводятся каждые четыре года.
Традиция, существовавшая в древней Греции,
в конце XIX века была возрождена французским
общественным деятелем Пьером
де Кубертеном. Олимпийские игры, известные
также как Летние Олимпийские игры, проводились
каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением
лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924
году были учреждены Зимние Олимпийские
игры, которые первоначально проводились
в тот же год, что и летние. Однако, начиная
с 1994 время проведения зимних Олимпийских
игр, сдвинуто на два года относительно
времени проведения летних игр.
Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Олимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, примерно, 3 000 лет назад. Спортивные соревнования проводились в Олимпии, и по месту проведения получили свое название Олимпийских игр. Никто точно не знает, когда они начались, но первое письменное упоминание датировано 776 годом до н.э. Игры проводились в одном и том, же месте каждые четыре года. Этот четырехлетний период получил название Олимпиады, и использовался в качестве системы летосчисления: отсчет времени проводился в Олимпиадах, а не в годах.
Олимп – высокая, скалистая гора в северной Греции, считалось, что там живут боги. История возникновения Олимпийских игр в Древней Греции окутана легендами и мифами, но доподлинно известно, что их начали проводить в Олимпии – это городок, расположенный в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, в области Элиде. Согласно одной из легенд-версий, правил там жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из его детей он глотал своих новорожденных младенцев. Их несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем, вступил в смертельный бой с Кроносом, и победил его. Из чрева отца-пожирателя вышли многочисленные братья и сестры Зевса, которые впоследствии тоже стали богами. В честь этого события Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии Олимпийскими по месту их проведения. А проводились они в красивом месте: дубовая роща, посвященная Зевсу, при ней храм Зевса, а при храме устроили место для состязаний. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому.
Другие легенды повествуют, что основателем
Олимпийских состязаний является сын
Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил
один из своих подвигов – вычистил пресловутые
конюшни царя Элиды, и в честь победы над
Авгием организовал первые состязания.
Прекрасные
романтические легенды окружают древнегреческие
Олимпийские игры. Одни приписывают учреждение
этого великого праздника Зевсу, который
в Олимпии поверг своего жестокого отца
Кроноса. Другие легенды утверждают, что
именно в этом месте сын Зевса – Геракл
совершил один из своих подвигов, и в честь
победы над царем Авгием организовал первые
состязания. А может их организовал Пелопс,
который хитростью победил жестокого
царя Эномая?
Определенной исторической достоверностью
обладает предание, по которому элидский
правитель Ифит, уставший от постоянных
междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому
оракулу с вопросом, как их прекратить.
И получил ответ: возобновить забытые
Олимпийские игры. Ифит предложил царю
воинственной Спарты Ликургу учредить
состязания, во время которых бы устанавливалось
священное перемирие — экейхерия. По условиям
заключенного договора за нарушение перемирия
налагался крупный денежный штраф и, что
было еще страшнее, виновные лишались
права участвовать в Олимпийских играх.
Реальность этого факта подтверждает
древнегреческий историк Павсаний, который
писал, что еще во II в. н.э. медный диск,
на котором был начертан устав перемирия,
заключенный между Ифитом и Ликургом,
хранился в одном из храмов Олимпии.
Интересны
детали этого предания: по предположениям
ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX
в. до н.э., т. Е. раньше официальных сроков
учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь
возобновили проведение игр. Значит, состязания
в Олимпии проводились и раньше? Надо полагать,
что в долине Алфея задолго до Олимпийских
игр проходили ритуальные состязания
в честь посвящения юношей в воины. Но
они носили местный характер. Ифит и Ликург
придали им национальное значение. История
нуждается в достоверной точке отсчета.
Такой точкой стал первый памятник, поставленный
в Олимпии победителю состязаний. Поэтому
776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил
всех соперников в беге на один стадий,
официально считается годом начала проведения
Олимпийских игр.
Первоначально программа
Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом
– бегом на один стадий. Затем программа
стала расширяться: были введены состязания
в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег
с вооружением, затем появились пятиборье
– пентатлон (бег, прыжки, метание диска
и копья, борьба), борьба и кулачный бой,
скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры
стали включаться соревнования для детей.
Как бы ни расширялась
программа Олимпийских игр, самым почитаемым
оставался бег на один стадий. Победителю
в стадиодроме предоставлялось право
зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился
главным героем Игр. Главной наградой
победителю Олимпийский игр – олимпионику
служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым
ритуальным ножом со старого дерева, которое,
как считалось, посадил Геракл. Имя атлета
высекалось на мраморной плите, а особо
выдающимся воздвигались памятники. Но
это было, так сказать, моральное поощрение.
Жители города, который представлял победитель,
одаривали его дорогими подарками, освобождали
от налогов, предоставляли бесплатное
место в театре. Возвращение победителя
к себе на родину превращалось в подлинно
триумфальное шествие; все жители радостно
его приветствовали. Имена соотечественников,
ставших победителями Олимпийских и других
состязаний, увековечивались в гимназиях
и храмах. Кропотливо велся учет их достижений.
На примере выдающихся атлетов воспитывалась
молодежь. Некоторые из них почитались
наравне с богами. Из сохранившихся записей
известно, что атлет Феаген добился 1300
побед на различных соревнованиях. Леонид
из Родоса двенадцать раз становился олимпийским
чемпионом в беге на один и два стадия
и в беге с вооружением в течение четырех
Олимпиад.
Но самым прославленным
атлетом Древней Греции является Милон
Кротонский. В 540 г. до н.э. в возрасте 14
лет он становится олимпийским победителем
в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским
венком еще шесть раз. Кроме того Милон
много раз побеждал на Пифийских, Истмийских
и Немийских играх. О его невиданной физической
силе и ловкости слагались легенды. Неслучайно
историки долго спорили, являлся ли Милон
Кротонский реальной личностью или представляет
собой мифический персонаж. Однако многочисленные
источники подтверждают, что он реально
существовал. Интересно, что Милон учился
в школе Пифагора, где получил не только
физическую, но и общеобразовательную
подготовку. Поэтому он сыграл большую
роль в политической жизни своей родной
общины. Во время войны с Сибарисом Милон
был избран полководцем. Он не только руководил
войском, но и, как утверждают современники,
заменял целое подразделение. Таким образом,
Милон Кротонский являлся древнегреческим
идеалом гармонически развитой личности.
И, как всякий идеал, он постепенно обрастал
мифами и легендами. Так историк и географ
Страбон описывает, что во время занятий
у Пифагора Милон случайно свалил колонну
дома (!?). Чтобы предотвратить катастрофу,
он сам стал на место колонны и до тех пор
поддерживал свод здания, пока все не покинули
его.
Достоверность этого факта вызывает сомнения,
но эта и другие легенды подтверждают,
какой любовью и уважением окружались
выдающиеся атлеты Древней Греции.
Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., это сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции. Однако попытаемся конкретно разобраться, какие же социальные функции выполняли античные Олимпийские игры в период своего расцвета. Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли сохранять единство и противостоять внешним врагам только благодаря единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям. Олимпийские же игры включали в себя все эти объединяющие элементы.
Распространение культа Зевса превратило
Олимпию в религиозно-культовый центр
древней Греции. На пожертвования греков
не позднее 456 г. до н.э. здесь был воздвигнут
величайший храм Зевса. Главным украшением
храма являлась величественная статуя
Зевса, признанная современниками одним
из семи чудес света, Фидий создал скульптуру
высотой двенадцать метров из золота и
слоновой кости, которая при этом поражала
высоким художественным совершенством.
В Олимпии также было построено около
70 святилищ в честь других богов и героев.
Возникнув, как составная
часть религиозно-культового ритуала,
Игры на протяжении всего существования
были посвящены Зевсу – громовержцу и
тем самым объединяли все греческие земли.
По представлениям греков, через состязания
происходило общение людей с богами. Именно
боги даровали победу достойнейшим. Но
для того, чтобы добиться расположения
богов, следовало заниматься самосовершенствованием
физическим и духовным, не совершать плохих
поступков и т.д. В то же время победитель
состязаний как бы получал божественный
знак особого расположения, что позволяло
приравнивать его к самим богам.
Олимпийские игры оказывали
существенное влияние на развитие греческой
культуры. При этом можно выделить два
аспекта. Во-первых, в Элладе сложился
культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты
тренировались, и состязались обнаженными.
Стыд наготы считался признаком варварства.
Греки почитали загорелое,
тренированное обнаженное тело выражением
высокого уровня культуры.
Во-вторых, во время
Игр съезжались со всех уголков Эллады
выдающиеся философы, поэты и ученые, что
содействовало дальнейшему развитию поразительного
феномена греческой культуры. Перед многочисленной
аудиторией выступали великие философы
Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы
истории Геродот и Фукидид, основоположник
медицины Гиппократ, классики древнегреческой
поэзии Софокл, Пиндар, Еврепид. Философские
беседы, поэтические и ораторские выступления,
созерцание шедевров архитектуры и искусства,
восхищение красотой и физическим совершенством
атлетов формировали, и развивали единую
греческую культуру. При сохранении специфики развития
и своеобразия различных греческих полисов,
без давления какой-либо централизованной
власти именно здесь, на празднествах,
естественным образом формировалось национальное
самосознание греков. Это было сознание
высокой общественной цивилизации, духовной
и физической культуры, сознание превосходства
над рабами и соседними варварскими народами.
В период расцвета Античной
Греции Олимпийские игры выполняли целый
ряд социальных функций кроме состязательной:
религиозную, культурную, воспитательную,
экономическую, политическую, зрелищную.
Однако большая социальная значимость
Олимпийских игр этого периода определялась,
в первую очередь, их влиянием на объединение
греческого мира и формирование единого
национального самосознания. Неслучайно
самые пышные и красочные игры древности
состоялись в 476 г. до н.э., когда объединенные
греческие войска вначале в Марафоне,
а затем и в морском сражении при Саламинах
разгромили персидские войска и этим сохранили
свободу и независимость Греции. Олимпийские
игры тогда стали грандиозным праздником
в честь победы над грозным врагом. Атлеты
этого периода отражали с одной стороны
силу и мощь родного города, а с другой
– общеэллинский идеал всестороннего
развития и физического совершенства
личности. И глубоко символично, что за
долгую и напряженную подготовку, тяжелые
испытания в состязаниях победитель в
Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой
ветви. Это был символ бескорыстной спортивной
борьбы. Почести и слава приходили к победителю
как знак благодарности и любви соотечественников,
то есть являлись результатом общественного
признания.
Как поучал Солон непросвещенного
скифа в произведении Лукиана: «… кто
получит венок, получит в нем все доступное
человеку счастье: я говорю о свободе каждого
человека в частной жизни и в жизни его
родины, говорю о богатстве и славе, о наслаждении
отеческими праздниками, о спасении своих
домашних и вообще о самом прекрасном,
чего каждый мог бы себе вымолить у богов;
все это вплетено в тот венок, о котором
я говорю, и является наградой того состязания,
ради которого происходят все эти упражнения
и эти труды».
В IY в. до н.э. наблюдаются постепенные
изменения характера и содержания Олимпийских
игр. Все больше внимания уделяется зрелищности
состязаний. Политический хаос и
постоянные воины, особенно Пелопоннесская
война (431–404 гг. до н.э.), вели к огрублению
греческих вкусов. Гармоническая красота
тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей
все больше привлекала борьба, кулачный
бой и панкратион, богатые острыми, драматическими
моментами. Да и в этих видах происходят
перемены, если раньше исход схватки решало
преимущественно быстрота, ловкость, то
в этот период решающим качеством становится
физическая сила.
Награда за победу в
состязаниях возрастает. Города, стремясь
продемонстрировать свою мощь и завоевать
расположение богов, привлекают наиболее
известных бойцов, даже если они живут
в других местах или не соответствуют
олимпийским правилам. В связи с этим в
состязаниях впервые принимают участие
атлеты-профессионалы. Стремление победить
любой ценой привело к нарушению правил
и установленных норм. Впервые на олимпийских
состязаниях был зарегистрированы случаи
подкупа, жестокости, нарушений системы
подготовки к играм.
В
Греции Олимпийские и некоторые другие
Игры имели важнейшее значение в сохранении
национального самосознания, исторических
и культурных традиций. Поэтому, несмотря на
утрату многих ценностей и организационных
моментов, греки продолжали свято сохранять
традицию проведения Олимпийских игр.
Изменения, происходившие в организации
Игр, в определенной мере отражали деградацию
античной системы физического воспитания
и кризис всего рабовладельческого строя.
Прекращение проведения
античных Олимпийских игр было связано
с изменением господствующей религии,
а вместе с ней и мировоззренческих позиций.
В условиях усиливающегося кризиса рабовладельческого
строя в Римской империи зародилась, и
набрала силу новая религия – христианство.
Одно из сфер, в которых происходила борьба
между старым греко-римским духовным миром
и новым христианским мировоззрением,
была физическая культура. Став государственной
религией, христианство признало в состязаниях
и народных празднествах проявление язычества
и «греховной телесности», поэтому они
подвергались жестоким гонениям со стороны
церкви и государства. Запрет проведения
Олимпийских игр историки связывают с
именем императора Феодосия I, который
принял свод законов по борьбе с язычеством
(кодекс Феодосия). В 392 г. Феодосий издал
эдикт (закон), запрещающий все религиозные
церемонии, каким бы характером они не
отличались. Под этот запрет могли подпадать
Олимпийские игры и другие состязания
атлетов.
Сооружения
и храмы Олимпии были разрушены. Землетрясения
и неумолимое время завершили этот процесс.
Олимпия и великий праздник, проводившийся
здесь, были преданы забвению на века.
Игры, проводившиеся в Олимпии, привели
к возникновению Панэллинских игр, которые
также включали:
- Игры в Дельфах (Пифийские игры)
- Игры в Коринфе (Древнегреческие народные
празднества)
- Игры в Немее (Немейские игры).
Эти
Игры имели особое значение, так как объединили
греческий мир в те времена, когда Греция
не была единым государством, а состояла
из нескольких городов-государств (политически
и экономически независимых общин). Из
Греции и ее колоний (в Италии, северной
Африке и Малой Азии) люди прибывали, чтобы
принять участие или посетить Игры, вдохновленные
разделяемым всеми чувством принадлежности
к одной культуре или религии. Следует
отметить, что все четыре из Панэллинских
игр никогда не проводились в течение
одного года. Трудно определить, что послужило
причиной зарождения этих Игр. Мифология
перемежается с историческими фактами,
а события, происходившие в те времена,
часто объясняются как следствие божественного
промысла. Это же относится и к Панэллинским
играм, о которых существует большое количество
историй, пытающихся объяснить их происхождение.
В связи с проведением Панэллинских игр было провозглашено священное перемирие. Гонцы (spondorophoroi) шли из города в город, объявляя дату соревнований. Они призывали остановить войны до, во время и после Игр, чтобы дать возможность спортсменам и зрителям приехать к местам проведения соревнований и покинуть их в полной безопасности. Атмосфера мира рассматривалась как важное условие проведения соревнований.
Панэллинские игры имели огромное религиозное
значение. Каждая Игра прославлялась в
честь какого-либо бога:
- Зевса, короля богов, – в Олимпии и Немее,
- Аполлона, бога света и разума, – в Дельфах,
- Посейдона, бога моря и покровителя лошадей,
- в Коринфе.
Из четырех Панэллинских игр, Игры, проводившиеся
в Олимпии, были самыми важными, и считались
особым событием в греческом мире. Место
проведения соревнования состояло из
священной зоны, Алтис, обнесенной стеной,
и светской, нерелигиозной зоны. В священной
зоне находились храмы, включая храм, посвященный
Зевсу, алтари, на которых происходили
жертвоприношения, и сокровищницы, воздвигнутые
городами-государствами, где хранились
дорогие подношения (например, вазы и статуи).
Светская зона находилась за пределами
ограничительной стены. Там располагались
такие спортивные строения как гимнасия*,
палестра*, стадион и ипподром, плюс все
здания, где осуществлялись руководство
Играми и прием важных гостей. Только священники
и сотрудники, присматривавшие за храмом,
жили в Олимпии. Во время проведения соревнований
атмосфера была очень разной. Кроме спортсменов
и зрителей к месту соревнований стекались
многочисленные купцы: количество людей,
присутствовавших на Олимпийских играх,
оценивается числом превышающим 40 000.