Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 23:05, доклад
Сегодня самым большим общественным мероприятием в мире, привлекающим внимание наибольшего числа людей на планете Земля, являются Олимпийские Игры. Но интересно и очень примечательно то обстоятельство, что сами родоначальники Олимпийских Игр греки не используют такое древнейшее понятие как «Игры» в названии своих спортивных праздников, ибо они издревле называли (и называют по сей день) свои состязания-праздники Агонами.
Доклад на тему «Олимпийские игры в искусстве древней Греции»
Сегодня самым большим общественным мероприятием в мире, привлекающим внимание наибольшего числа людей на планете Земля, являются Олимпийские Игры. Но интересно и очень примечательно то обстоятельство, что сами родоначальники Олимпийских Игр греки не используют такое древнейшее понятие как «Игры» в названии своих спортивных праздников, ибо они издревле называли (и называют по сей день) свои состязания-праздники Агонами.
Некоторые историки считают, что сами эти два понятия "агоны" и "эллины" исторически нераздельны. В подтверждение данного мнения они приводят свидетельства, зафиксированные на мраморной таблице, известной миру как "Паросский мрамор" (Marmor Parium). Согласно этому важнейшему письменному источнику греческой хронологии самые первые из известных историкам агонов были учреждены в честь бога Пана ещё в 1521 году до нашей эры, когда прежде называвшиеся граиками получили имя эллинов. Именно с той поры агоны начали быть самой главной частью всех более или менее крупных эллинских праздников. К сожалению, история не сохранила данных о том, что из себя представляли самые первые эллинские агоны. Однако достоверно известно, что задолго до начала проведения Олимпийских Игр, а именно между 1399 и 1259 годами до нашей эры в Элевсине были учреждены первые эллинские гимнические агоны, то есть музыкально-поэтические состязания.
Сегодня о самых крупных "спортивных" агонах, проводившихся в Древней Элладе, - Олимпийских играх, известно уже немало.¹
Все древнегреческие праздники и спортивные игры были связаны с богами. Знаменитые Олимпийские игры, которые Древняя Греция подарила миру, были в эпоху античности не единственными. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г, до н. э. на мраморной доске впервые было записано имя победителя в беге, поэтому принято считать именно этот год началом исторического периода Олимпийских игр.
Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис в Олимпии. Место выбрано очень удачно. Все постройки, и ранние и более поздние — храмы, сокровищницы, стадион, ипподром — возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. В священную рощу съезжались тысячи зрителей.
Левек П.А. Эллинистический мир – М.: Наука, 1989
Олимпийские празднества первоначально совершались в честь Зевса. С V века до н. э. их центром стал храм Зевса - подлинный архитектурный шедевр. Однако есть свидетельства, говорящие о возникновении Олимпиад из другого культа — спортивных игр в честь Пелопса. Уже в IX веке до н. э. наряду с храмовыми торжествами проводились соревнования в стадии, к которым впоследствии (в VII веке до н. э.) прибавились скачки и музыкальные состязания. Эти празднества приобрели у греков такую огромную популярность, что по ним они вели свое летоисчисление.1
По преданию боги и герои принимали участие в состязаниях, и почти каждый вид их имел в том или Другом герое своего совершеннейшего представителя. Кастор отличался в конном ристании, Полидевк — в кулачном бою, Калаис — в двойном беге, Геракл — в панкратии, Теламон — в метании диска, Тесей — в вооруженном бою. И помимо этих преданий мы имеем доказательства того, что возникновение игр восходит к глубокой древности: они неоднократно упоминаются уже в Гомеровских поэмах, хотя здесь не стоят еще в тесной связи с культом того или другого божества: одни состязания были устроены Ахиллом, другие — фэакийским царем Алкиноем в честь прибытия Одиссея.2
Учреждение олимпийских игр приписывается Ифиту и относится к 880 году до н. э. Сначала олимпийские игры систематически проводились под управлением элейской общины каждый пятый год в первое полнолуние после летнего солнцестояния. После 660 года до н. э. в Элиду стекалась публика из всех греческих общин, а с 620 года до н. э. к ней присоединились зрители из греческих малоазийских, сицилийских и южноиталийских колоний.3
С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Огромное количество народа все 6 дней празднеств жило в наскоро построенных палатках и шалашах. Богачи и представители греческих общин (феоры), приглашенные элейскими послами, жили в роскошных домах за пределами священной рощи. Известно, что в спортивных играх принимали участие лишь мужчины из числа свободных граждан, никогда не привлекавшиеся к суду и никогда не уличенные в бесчестных поступках. Женщины не допускались даже в качестве зрителей под страхом смерти.
На игры также являлись многочисленные торговцы из разных стран, так как здесь происходил весьма оживленный обмен всевозможными товарами. Здесь выставлялись художественные произведения, обнародовались договоры и прочие важные или просто интересные документы. Здесь же читались труды ораторов, поэтов и философов.
Благодаря многочисленным текстам и росписям по керамике мы сейчас знаем, какие виды спорта существовали в Древней Греции. В исторические времена главными видами гимнастических состязаний были: бег, прыжки, метание диска и копья, борьба и кулачный бой, а кроме того, соединения двух или нескольких из этих видов.
Простейшим и древнейшим состязанием был обыкновенный бег, при котором нужно было пробежать вперегонку определенное пространство, обыкновенно 1 стадий = 600 греческих футов. В местностях, где игры периодически повторялись, устраивалось для бега особое, точно вымеренное ристалище, носившее название stadion. Позднее введен был двойной бег, при котором нужно было пробежать стадий от начала до конца и обратно, и длинный или продолжительный бег, участники которого должны были несколько раз (от 7 до 12 и даже до 24) обежать стадий. С развитием военного искусства и ловкости был введен еще бег в вооружении. Существовал еще особый вид бега, при котором атлет становился на колесницу и затем, когда лошади были пущены вскачь, соскакивал с нее и состязался в беге с лошадьми. Наконец сюда же принадлежит бег с факелами, совершавшийся во многих городах в праздники, посвященных богам света или огня (например, в Афинах в праздники Афины, Гефеста, Прометея). Участники бега, держа в руках зажженные восковые факелы (которые легче могли гаснуть, нежели смоляные), должны были или добежать до цели, не погасив факелы или, пробежав известное пространство, передать горящий факел другим свежим атлетам4.
Прыжки совершались таким образом, что состязавшиеся становились на возвышение и с него прыгали вдаль, причем обыкновенно не делали разбега, а только перед прыжком размахивали в руках свинцовые гири, для того, чтобы придать больший размах телу. При этом или отмечалось бороздой пространство, которое следовало перепрыгнуть, или измерялась длина прыжка каждого атлета. По свидетельству древних она достигала иногда 50 и даже 55 греческих футов.5
Метание диска (дискоболиа) имело очень древнее происхождение. Оно упоминается уже в поэмах Гомера. Диск, который герои бросали на играх, представлял собой тяжелый круг из литого железа и назывался солос. В позднейшие исторические времена диск делали из бронзы или другого материала, например камня или дерева. Цельный или с отверстием посредине, он был чечевицеобразно сплющен к краям. В гимнасиях и палестрах диски имели различный вес, но в публичных состязаниях они были одинаковыми для всех. На острове Эгина был найден бронзовый диск с диаметром 7,7 дюйма и весом около четырех фунтов. Бросок выполнялся с незначительного возвышения или ступеньки (балъбис) или на определенное расстояние, или как можно дальше. Место падения диска (катафора) отмечалось без учета его дальнейшего переката. Способ, которым выполнялся бросок, обстоятельно описан в рассказе Статия. Дискобола изображает знаменитая статуя Мирона. Взяв диск поудобнее правой рукой и уперев его в предплечье, атлет отводил эту руку с диском как можно выше назад, а затем делал ею несколько полукруглых махов. При этом для сохранения равновесия верхняя часть тела наклонялась вперед, а левая рука упиралась в правое колено. В момент броска, чтобы придать диску ускорение, дискобол с силой бросал тело в противоположную сторону и выпрямлялся.6
Искусство бросать копье (аконтисмос) изучалось в гимнасиях в качестве военного упражнения, важного для каждого юноши. На публичных состязаниях копье бросали не только как можно дальше, но и в цель. Для простого обучения не было необходимости использовать копья с железным острием. Достаточно было одного древка одинаковой с боевым копьем величины и веса. Это подтверждают и некоторые рисунки на греческих вазах.7
Борьба требовала наибольшего упражнения и потому составляла существеннейшую часть греческой гимнастики, тем более что принадлежала к самым любимым видам состязаний. Она начиналась стоя: борцы схватывались друг с другом и старались или повалить противника на землю, или обессилить крепким объятием, выворачиванием рук и т. п. Поваленный на землю мог все-таки продолжать борьбу до полного изнеможения; но кто был повален три раза, тот должен был отказаться от дальнейшего состязания. Обнаженные тела борцов перед началом состязания намазывались маслом и посыпались мелким песком, от чего трудность борьбы значительно увеличивалась. 8
При кулачном бое руки бойцов для усиления ударов обвивались ремнями, которые иногда снабжались еще металлическими пуговицами или шариками. Увлечение бойцов сдерживалось предписаниями, по которым противники не могли таскать или обхватывать друг друга, или пускать в ход ноги. Удары направлялись преимущественно на верхнюю часть тела противника, так что более всего страдали лицо, уши и зубы. Бой продолжался с промежутками до полного изнеможения одного из противников. Особенною ловкостью считалось, если боец доводил противника до изнеможения только тем, что парировал его удары, а сам не наносил их.9
Иногда упоминается так называемый акрохирисмос, т. е. бой, в котором противники держались только за кончики пальцев.10
Древнейшим видом конных ристаний был бег колесниц, запряженных парою взрослых коней. Колесницы, употреблявшиеся для ристаний, были двухколесные, открытые сзади и очень легкие, похожие на военные колесницы героических времен. Для бега устраивалось особое ристалище, которое колесницы должны были обогнуть несколько раз (в Олимпии 12 раз). В исторические времена особенно были в ходу состязания колесниц, запряженных четверкою взрослых лошадей, а также и молодых, которые должны были, конечно, скакать меньше, чем взрослые; затем были состязания колесниц, запряженных мулами, верховые скачки на взрослых и молодых лошадях, ристания с соскакиванием с колесниц и другие вариации. Вообще нужно заметить, что упражнения, требовавшие особого атлетического искусства и ловкости, были вводимы преимущественно в позднейшую эпоху и знаменуют собой выражение эллинской агонистики и извращение здравых взглядов на назначение гимнастических упражнений и их отношение к религиозному культу.11
О желании участвовать в общественных состязаниях в стадии, необходимо было заявлять заранее. Заявка подавалась судьям, выбранным из представителей элейских фил специально для состязаний. К участию в состязаниях допускались только те лица, которые могли подтвердить присягой свое греческое происхождение, нравственную безупречность и (для атлетов) не менее чем десятимесячный срок подготовительных тренировок. Выступавший в первый раз должен был в течение 30 предшествующих дней обучаться в Олимпии. Мальчики также подвергались предварительному испытанию.
В день состязания судьи, одетые в пурпурные одежды, после торжественного жертвоприношения отправлялись в стадию, где занимали отведенные для них места (сфендона). После сигнала трубы вызывали участников состязания и объявлял всему собранию их имена. Затем жребием определялись соперники. Участники состязания делились на группы по три и по четыре атлета. Одежда и обувь не допускалась. Тело при борьбе натирали маслом и посыпали мелким песком. Победители в отдельных группах должны были состязаться между собой. Одержавший победу над остальными считался победителем состязания и в тот день обычно уже не участвовал в соревнованиях. Однако случалось, что некоторые герои дня состязались во второй раз и снова выходили победителями, например, в пентатлоне и беге. Законами состязания запрещалась и строго наказывалась любая хитрость. Участники соревнования давали присягу в том, что они будут состязаться честно и не позволят себя подкупить. За порядком под надзором судей наблюдала особая стража (галита), которая даже могла наказывать нарушителей палками.
Победителей судьи вели торжественной процессией в храм Зевса, где и проходила церемония награждения. В древнейшие времена наградой служила какая-нибудь ценная вещь, а в более поздние времена победителей увенчивали венком из ветвей дикой оливы (котинос), перевитым белыми лентами. При этом пелись гимны в честь Геракла и Иолая, богоподобных учредителей этих состязаний. Празднество в Олимпии оканчивалось пиршеством, которое устраивала в честь победителей элейская община. Многочисленная публика тоже отмечала окончание игр пирами.
Когда победитель возвращался на родину, навстречу ему с радостью выходила вся община, прославленная своим согражданином перед лицом всей Греции. Победителя, въезжавшего в город в пурпурной одежде на четверке белых лошадей, провожали к храму, где олимпийский герой возлагал венок на алтарь божества. Благодарная община награждала олимпийского победителя тем, что освобождала его от всех государственных повинностей, отводила ему почетное место на празднествах и в театре, а также давала денежную награду. Афинская община пожизненно содержала чемпиона и устанавливала его статуи в общественных местах. Знаменитейшие поэты, такие как Пиндар и Симонид, прославили своими стихотворениями многих победителей. Статуи победителя со спортивными снарядами в руках, например с ручными гирями, диском и т. п., или металлические надписи почитатели и друзья чемпиона ставили в Олимпии в священной роще Альтид для увековечения его памяти. Иногда это делали сами победители. Еще во времена Павсания (во II веке н. э.) там стояло более 230 бронзовых статуй победителей, которые уцелели даже после двухсотлетнего господства римлян.