Организация активного отдыха дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 09:00, контрольная работа

Краткое описание

Значение активного отдыха в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
Структура, виды физкультурных досугов и праздников.
Организация и методика проведения физкультурного досуга с детьми дошкольного возраста.
Составление сценариев досуга и программы физкультурного праздника для детей старшей группы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по физвоспитанию .docx

— 51.04 Кб (Скачать файл)

 Четвертый вариант.

 Физкультурный досуг «Веселые  старты» строится в основном  на играх- эстафетах, хорошо знакомых детям. Каждая подгруппа участвует в разных эстафетах, имеющих разное содержание и объем физических нагрузках. Для первой подгруппы (с высокой двигательной активностью) предлагаются сложные эстафеты, требующие внимания и точности выполнения, например игра-эстафета «Построй пирамиду». Для второй подгруппы (с низкой двигательной активностью) предлагаются задания более легкие, например «Кто быстрей докатит мяч». Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. Игры- эстафеты могут повторяться не более 3-4 раз, между ними необходимо сделать небольшой перерыв (5-7 минут). В это время можно предложить детям вспомнить считалочки, загадки, пословицы.

 Пятый вариант.

 Физкультурный досуг может  быть с музыкальным сопровождением, что развивает у детей творческую  инициативу, воображение музыкальный  слух. Вначале дети под музыку  выполняют произвольные движения  с разными физкультурными пособиями  (лентами, скакалками, обручами). Воспитатель  напоминает детям разные движения, показывает их. Можно составить  даже целую танцевальную команду.  После 10-15 минут занятий звучит  музыкальный сигнал, дети убирают  все пособия на место и встают  в большой круг. В центре круга  стоит воспитатель (ведущий) с  мячом, называет кого- либо из  детей по имени и бросает  ему мяч. Если ребёнок поймал  мяч, то он встает в центр круга и становится ведущим. После игры воспитатель предлагает послушать мелодичную музыку. Дети сидят или лежат на полу и слушают музыку. После прослушивания (через 2-3 минуты) воспитатель предлагает детям придумать композицию, разные произвольные движения под музыку. Успех проведения такого варианта физкультурного досуга зависит от повседневной творческой музыкальной и физкультурной работы.

Примерные схемы построения физкультурного досуга.

Младший дошкольный возраст:

  1. Приглашение детей на спортивную площадку.
  2. Игровые задания для всей группы
  3. Подвижная игра.
  4. Сюрпризный момент.
  5. Выполнение общеразвивающих упражнений.
  6. Общегрупповые упражнения в разнообразных основных движениях
  7. Подвижная игра.
  8. Игра малой подвижности.

Средний дошкольный возраст:

Следует постепенно вводить в содержание досуга игры соревнования - «Кто быстрее доскачет до коня», «Кто быстрее наполнит ведро шишками», «Чья команда быстрее построится», «Чья машина быстрее приедет в гараж» и т.д. При составлении содержания следует помнить об активном участии каждого ребенка в играх и упражнениях.

  1. Сюрпризный момент
  2. Игровое задание для всей группы
  3. Игровое упражнение для всей группы
  4. Игра хоровод.
  5. Соревнование двух команд
  6. Награждение победителей и всех участников физкультурного досуга.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте, в  отличие от младшего, физкультурные  досуги строятся на играх соревновательного  характера, эстафетах, где дети разбиваются  на команды, выбирают капитанов. Такие  игры требуют ловкости, сноровки, координированности движений. Они побуждают детей к творческому использованию своего двигательного опыта, к поискам самостоятельного решения поставленной задачи.

Примерная схема построения физкультурного досуга:

  1. Сюрпризный момент
  2. Показательные выступления
  3. Общегрупповая подвижная игра.
  4. Эстафета.
  5. Малоподвижная игра.

При проведении физкультурного досуга, спортивную площадку или помещение  желательно оформить. На это не требуется  много времени. Праздничность создают  помещенные вокруг площадки фонарики или флажки.

Со второй младшей группы проводится День здоровья. Цель проведения Дня здоровья — профилактика нервной системы, оздоровление организма и поддержание положительно-эмоционального состояния психики ребенка. В этот день обеспечивается его пребывание на воздухе, на природе. В этот день не проводятся обучающие формы работы с детьми, требующие интеллектуального напряжения. Дети играют в интересные, любимые игры, слушают музыку, поют, занимаются творческой деятельностью, весело общаются друг с другом. В группах царит праздничная, радостная атмосфера, педагог старается предотвратить конфликты, обеспечивает спокойное общение детей друг с другом.

Каникулы для детей устраиваются в начале января и в конце марта. Их длительность — неделя. Каникулы, так же как и День здоровья, направлены на охрану нервной системы, оздоровление организма ребенка и т.д. Содержание каникул состоит в организации художественно-творческой, музыкальной и физкультурной деятельности. В это время ограничиваются занятия, связанные с напряженной умственной деятельностью, и усиливается внимание к активному отдыху. Вместе с тем широко используются физкультурные и музыкальные занятия, все формы физкультурно-оздоровительной работы, трудовая и творческая художественная деятельность, простейшие туристские походы, самостоятельная двигательная активность детей.

Задания на дом позволяют согласовывать выполнение физических упражнений и игр ребенка в дошкольном учреждении и в семье. Домашние задания выполняются ребенком дома под контролем родителей или вместе с ними.

Успешному решению задач физического  воспитания способствуют организуемые воспитателем консультации для родителей. Педагог объясняет родителям  методику проведения с ребенком утренней гимнастики, физических упражнений, учит совместному решению творческих заданий. Задания на дом способствуют более тесному контакту родителей, детей и воспитателей.

Физическая нагрузка строго соблюдается  при организации и проведении всех форм активного отдыха, чтобы  не допустить психической и физической перегрузки, переутомления детского организма. Для этого составляется и утверждается план мероприятий, который  обсуждается с педагогами и медперсоналом  на педагогических совещаниях. В подготовке разнообразных форм активного отдыха могут принимать участие родители, спонсоры. Нередко на праздники и досуг приглашают школьников, старших братьев и сестер, выдающихся спортсменов и других интересных людей.

 

  1. Организация и методика проведения физкультурного досуга с детьми дошкольного возраста.

Программой воспитания и обучения в детском саду, для детей старшей и подготовительной к школе групп – предусмотрено проведение физкультурного досуга. Дети этого возраста уже достаточно самостоятельны, им доступно коллективное взаимодействие в играх и других видах деятельности, интересно и понятно участие в соревнованиях, аттракционах, драматизация, они инициативны при выполнении поручений или ролей, способны мобилизовать усилия для достижения лучших результатов, правильно воспринять оценку своих действий, поведения. В начале года планируются физкультурные праздники, намечаются их тематика. Это позволяет предусмотреть наиболее целесообразные их сочетания с праздниками общественной направленности. Более всего приемлемы для детей дошкольного возраста физкультурные праздники, которые организуются для воспитанников одного дошкольного учреждения. Вместе с тем, иногда допускаются объединения двух-трех групп старших дошкольников из двух-трех близлежащих детских садов.

Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурном празднике  важный фактор в его воспитательно-образовательной эффективности. Организаторам праздника необходимо позаботиться о том, чтобы никто из детей не находился в рядах постоянных зрителей, болельщиков, желательно, чтобы дети все вместе и поочередно командами участвовали в разных номерах программы, помогали ведущим и судьям.

1. Судейство.

Особое внимание уделяется подготовке судий. В состав судейской коллегии входят: заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, принимающих участие в празднике, родители, проявляющие заинтересованность в участии в празднике. На совете судейской коллегии, совещании, следует обсудить требования к выполнению различных номеров празднике, определить критерии оценки с учетом возрастных особенностей участников праздника. Как показывает практика, наиболее правильной является оценка достижений детей не по бальной системе, а по качеству выполнения разнообразных двигательных действий, включенных в программу праздника, а также проявлению физических качеств быстроты, ловкости, хорошей координации движений и ориентировки в пространстве. При подведении итогов, анализе достигнутых результатов в командных соревнованиях, играх, эстафетах необходимо учитывать индивидуальные данные и возможности каждого, отмечать старательность, честное выполнение правил детьми.

2. Подготовка детей.

Вся подготовительная работа с детьми в группах должна вестись постепенно. Воспитатель систематически проводит с детьми все предусмотренные  программой формы работы, и виды занятий по физической культуре: определенные виды физических упражнений и игр, включенные в содержание праздника, усваиваются  детьми постепенно, на физкультурных  занятиях, повторяются на утренней гимнастике, прогулке, путем организации  подвижных и спортивных игр. Все  это делается с целью физического  развития детей, совершенствования  их двигательных навыков, воспитания физических качеств. Не следует разучивать с  детьми конкретные игры, упражнения, эстафеты, которые войдут в программу праздника. Отдельные их элементы, в виде заданий, целесообразно выполнять на учебных  занятиях, прогулках, но с другими  пособиями и в иных условиях. Так, в процессе индивидуальной работы, проведенной воспитателем, дети упражняются  в различных действиях с мячом - отбивании, ведении, передачи мяча, одно из этих действий будет включено в  эстафету во время праздника. Подготовку к физкультурному празднику следует вести так, чтобы не было необходимости в неоднократных массовых репетициях.

3. Проведение праздника.

В день проведения праздника все должно быть готово к его проведению. Красочное, соответствующее тематике праздника оформление мест для проведения выступлений, игр, соревнований должно вызывать у детей радостное ожидание праздника. В этом активное участие принимает весь коллектив дошкольного учреждения.

Праздник  надо начать точно в назначенное  время. Важно создать хорошую, спокойную  обстановку, не допускать нарушения  режима жизни детей. С этой целью физкультурные праздники чаще всего проводятся во второй половине дня (в отрезок времени от 15.30 до 16.10). Особенно это важно для их организации в зимнее время (с учетом длительности светового дня).

  1. Ведущий праздника.

Важная роль при проведении праздника  принадлежит ведущему. Им может быть опытный воспитатель, старший воспитатель, или кто-либо из родителей, шефов. От ведущего во многом зависит успех проведения праздника. Он должен хорошо знать сценарий праздника, последовательность выступлений всех участников, уметь кратко и ясно объяснит задания для команд и отдельных выступающих, быть активным, находчивым, быстро разрешать непредвиденные ситуации. Праздник должен создавать, приподнятое настроение, поддержание которого зависит от ведущего.

5. Подведение итогов и награждение.

Хорошее впечатление от праздника  создается при его организационном  завершении, подведении итогов, награждении  участников. Следует заранее продумать форму поощрения детей за хорошее выполнение упражнений, первенство в эстафетах, находчивость и ловкость, проявленную в аттракционах и играх-забавах. Важно, чтобы на празднике не было побежденных, чтобы каждый ребенок почувствовал себя счастливым от участия в нем.  Награды, знаки внимания могут быть разными: памятные медали, вымпелы, значки, дипломы, эмблемы. Наиболее целесообразны в воспитательном отношении коллективные награды (всей команде, группе). Они помогают сплочению детей, воспитанию у них чувства дружбы и коллективизма.

Впечатлениями о празднике дети делятся в беседах с взрослыми, самостоятельно повторяют отдельные упражнения, игры, эстафеты.

Понравившиеся эпизоды праздника отражаются в  рисунках, лепке и аппликации. Взрослым следует внимательно относиться к эмоциональным переживаниям детей, связанными с праздником, поддерживать заинтересованное отношение к физкультуре и спорту, всемерно способствовать приобщению детей к полезному активному отдыху.

  1. Составление сценариев досугов и программы физкультурного праздника для детей старшей группы.

Подготовка к физкультурному празднику начинается с составления программы. Это поможет четко спланировать работу и своевременно приступить к ее организации определить название или образный девиз праздника, предусмотреть распределение обязанностей между его организаторами, составить план работы каждого из них на длительный срок. Желательно как можно подробнее отразить всю предварительную работу, которая должна быть проделана воспитателями вместе с детьми, родителями, так как успех праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко она спланирована.

В программе целесообразно выделить несколько разделов, где следует  отразить:

Информация о работе Организация активного отдыха дошкольников