Организация и руководство физическим воспитанием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 21:00, реферат

Краткое описание

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого с рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7 – 25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

3.docx

— 25.48 Кб (Скачать файл)

Воспитание физических качеств  основывается на постоянном стремлении сделать возможное для себя, удивить  окружающих своими возможностями. Но для  этого с рождения нужно постоянно  и регулярно выполнять правила  правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный  период в жизни человека (7 – 25 лет), в течение которого происходит закрепление  нужного учебного материала для  его дальнейшего применения в  жизни.

 

Организация и руководство  физическим воспитанием

 

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных  специалистов.

 

В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих  задач:

 

- воспитание у студентов  высоких моральных, волевых и  физических качеств, готовности  к высокопроизводительному труду;

 

- сохранение и укрепление  здоровья студентов, содействие  правильному формированию и всестороннему  развитию организма, поддержание  высокой работоспособности на  протяжении всего периода обучения;

 

- всесторонняя физическая  подготовка студентов;

 

- профессионально-прикладная  физическая подготовка студентов  с учётом особенностей их будущей  трудовой деятельности;

 

- приобретение студентами  необходимых знаний по основам  теории, методики и организации  физического воспитания и спортивной  тренировки, подготовка к работе  в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей;

 

- совершенствования спортивного  мастерства студентов-спортсменов;

 

- воспитание у студентов  убеждённости в необходимости  регулярно заниматься физической  культурой и спортом.

 

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и  характера труда их предстоящей  профессиональной деятельности.

 

Одной из главных задач  высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.

 

В высшем учебном заведении  общее руководство физическим воспитанием  и спортивно-массовой работой среди  студентов, а также организация  наблюдений за состоянием их здоровья возложены на ректора, а конкретное их проведение осуществляется административными  подразделениями и общественными  организациями вуза.

 

Непосредственная ответственность  за постановку и проведение учебно- воспитательного процесса по физическому воспитанию студентов в соответствии с учебным планом и государственной программы возложена на кафедру физического воспитания вуза. Массовая оздоровительная, физкультурная и спортивная работа проводится спортивным клубом совместно с кафедрой и общественными организациями.

 

Медицинское обследование и  наблюдение за состоянием здоровья студентов  в течение учебного года осуществляется поликлиникой или здравпунктом вуза. Формы физического воспитания студентов

 

Физическое воспитание в  вузе проводится на протяжении всего  периода обучения студентов и  осуществляется в многообразных  формах, которые взаимосвязаны, дополняют  друг друга и представляют собой  единый процесс физического воспитания студентов.

 

Учебные занятия являются основной формой физического воспитания в высших учебных заведениях.

 

Они планируются в учебных  планах по всем специальностям, и их проведение обеспечивается преподавателями  кафедр физического воспитания.

 

Самостоятельные занятия  способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить  общее время занятий физическими  упражнениями, ускоряют процесс физического  совершенствования, являются одним  из путей внедрения физической культуры и спорта в быт и отдых студентов.

 

В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают оптимальную непрерывность и  эффективность физического воспитания.

 

Эти занятия могут проводиться  во внеучебное время по заданию преподавателей или в секциях.

 

Физические упражнения в  режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и  физической работоспособности, улучшениеение условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание.

 

Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия  направлены на широкое привлечение  студенческой молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и  спортом, на укрепление здоровья, совершенствование  физической и спортивной подготовленности студентов. Они организуются в свободное  от учебных занятий время, в выходные и праздничные дни, в оздоровительно-спортивных лагерях, во время учебных практик, лагерных сборов, в студенческих строительных отрядах. Эти мероприятия проводятся спортивным клубом вуза на основе широкой  инициативы и самодеятельности студентов, при методическом руководстве кафедры  физического воспитания и активном участии профсоюзной организации  вуза.

 

Физические упражнения в  комплексах желательно периодически разнообразить, заменяя (примерно 1 раз в 10 – 14 дней) новыми, сходными по влиянию на организм. Время проведения физкультурных  пауз и физкультминуток устанавливают  в зависимости от распорядка рабочего дня. В первой части рабочего дня  физкультурную паузу надо делать примерно после трех часов работы, можно проводить ее и во второй половине дня. Занятия гимнастикой  проводят, если позволяют условия, непосредственно  у рабочих мест, желательно под  музыку. Помещение перед проведением  гимнастики должно быть проветрено. Систематическое  проведение гимнастики на свежем воздухе  позволяет повысить устойчивость организма  к переохлаждению. Комплексы упражнений, передаваемые по радио и предлагаемые телевидением, предназначены для  людей, работа которых связана с  малой подвижностью (умственный, а  также легкий физический труд). Время  трансляции, разумеется, не может устроить всех, так как начало рабочего дня  разное, поэтому рекомендуется записать комплексы упражнений на пленку и  воспроизводить в наиболее удобное  время. Обеденный перерыв для  занятий использовать не рекомендуется. Запрещается производить занятия  в помещениях при температуре  воздуха выше 25 С и влажности выше 70%.

 

Каждое упражнение повторяют 6 – 12 раз. Перед началом и в  конце занятий — спокойная  ходьба, после 4 – 5 упражнений для людей, более физически подготовленных, — ускоренная ходьба или бег 1 – 3 минуты.

 

Физкультминутки и физкультурные  паузы позволяют значительно  снижать утомляемость.

 

Утомление (физиологическое  состояние организма, возникающее  в результате чрезмерной деятельности и проявляющееся в снижении работоспособности) может возникнуть и при умственной, и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением  продуктивности интеллектуального  труда, нарушением внимания (трудностью сосредоточения), замедлением мышления и др. Физическое утомление проявляется  нарушением функции мышц: снижением  силы, скорости, точности, согласованности  и ритмичности движений.

 

Быстрота утомления зависит  от специфики труда: значительно  скорее оно наступает при выполнении работы, сопровождающейся однообразной позой, напряжением мышц, менее утомительны  ритмичные движения. Важную роль в  появлении утомления играет также  отношение человека к выполняемой  работе. Хорошо известно, что у многих людей в период эмоционального напряжения длительное время не возникают признаки утомления и чувство усталости. Обычно, когда необходимо продолжать интенсивную работу при наступившем  утомлении, человек расходует дополнительные силы и энергию, изменяются показатели отдельных функций организма (например, при физическом труде учащаются  дыхание и сердцебиение, появляются гиперемия лица, усиленное потоотделение  и т.п.). При этом продуктивность работы снижается, а признаки утомления  усиливаются.

 

Утомленный человек работает менее точно, допуская сначала небольшие, а затем и серьезные ошибки.

 

Недостаточный по времени  отдых или же чрезмерная рабочая  нагрузка в течение длительного  времени нередко приводят к хроническому утомлению, или переутомлению. Различают  умственное и психическое (душевное) переутомление. У молодых людей  и лиц с определенным складом  нервной системы интенсивный  умственный труд может вести к  развитию неврозов, которые возникают  чаще при сочетании умственного  переутомления с постоянным психическим  напряжением, большим чувством ответственности, физическим изнурением и т.п. Психическое  переутомление наблюдается у  лиц, чрезмерно обремененных “душевными”  волнениями и разного рода обязанностями.

 

Возможности организации  еженедельного отдыха расширяет  пятидневная рабочая неделя с  двумя выходными днями (более  длительное пребывание на свежем воздухе, более полноценные занятия физкультурой и спортом).

 

Очень популярным видом активного  отдыха в выходные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей и др.). Они  оказывают разностороннее влияние  на организм занимающихся. Включая разнообразные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы), спортивные игры развивают глазомер, точность и быстроту движений, мышечную силу, способствуют развитию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшению обмена веществ, укреплению опорно-двигательного аппарата. Спортивные игры характеризуются непрерывной сменой игровой обстановки и способствуют выработке у спортсменов быстрой ориентировки, находчивости и решительности. Необходимость соблюдения определенных правил в спортивных играх и игра в команде помогают воспитывать у игроков дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Чем разнообразнее и сложнее приемы той или иной игры, чем больше в ней движений, связанных с интенсивной мышечной работой, тем сильнее она воздействует на организм и ценнее как средство активного отдыха.

 

Значительную роль также  играют занятия такими видами спорта, как бег, плавание и другие, доступные  всем формы занятий физкультурой и спортом.

 

Ежегодный отдых обеспечивается в период отпуска. Для более эффективного отдыха рекомендуется полностью  уйти от обычных занятий, изменить обстановку. Очень полезно пребывание во время  отдыха на природе: в лесу, у реки, у моря, сочетание отдыха с закаливанием организма, воздушными и солнечными ваннами, туристическими походами, занятиями  физкультурой и спортом.

 

Наиболее эффективным  длительным активным отдыхом является спортивный туризм, участие в спортивных мероприятиях (ориентирование на местности  и т.д.).

 

Различают туризм пешеходный, велосипедный, автомобильный, лыжный, водный и комбинированный, при последнем  часть пути совершается пешком и  часть — тем или иным видом  транспорта. В зависимости от этого  интенсивность физической работы при  туристических путешествиях варьируется  чрезвычайно сильно. Так, при передвижениях  на лыжах, на велосипеде или лодке, а  также при пешеходных маршрутах, особенно в горной местности, физическая нагрузка может достигать значительной величины. Путешествия пешком, на лодках, плоту, велосипеде и др. способствуют лучшему кровоснабжению органов  и мышц, в том числе и сердечной  мышцы, укреплению костей, суставов, связок, активизируется обмен веществ, улучшается деятельность органов дыхания, дыхание  становится более полным и глубоким, увеличивается жизненная емкость  легких. Во время туристических походов  повышается настроение, возникает прилив бодрости и сил. Все это оказывает  положительное воздействие на состояние  нервной системы. Кроме того, длительное пребывание на свежем воздухе, особенно при походах с ночлегом под  открытым небом и в палатках, способствует закаливанию организма.

 

Тип нагрузки

 

Характер воздействия  физической тренировки на организм зависит  от вида упражнений, структуры двигательного  акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной  направленностью:

 

- циклические упражнения  аэробной направленности, способствующие  развитию общей выносливости;

 

- циклические упражнения  смешанной аэробно-анаэробной направленности, развивающие общую и специальную  (скоростную) выносливость;

 

- ациклические упражнения, повышающие силовую выносливость.

 

Однако оздоровительным  и профилактическим эффектом в отношении  атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости. Это положение особо подчеркивается в рекомендациях Американского института спортивной медицины. В связи с этим основу любой оздоровительной программы для людей среднего и пожилого возраста должны составлять циклические упражнения, аэробной направленности.

 

Исследования Б. А. Пироговой  показали, что решающим фактором, определяющим физическую работоспособность людей  среднего возраста, является именно общая  выносливость, которая оценивается  по величине МПК.

 

В среднем и пожилом  возрасте на фоне увеличения объема упражнений для развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость  в нагрузках скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений). Кроме того, у лиц  старше 40 лет решающее значение приобретает  снижение факторов риска ИБС (нормализация холестеринового обмена, артериального  давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений аэробной направленности на выносливость. Таким  образом, основной тип нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, — аэробные циклические упражнения. Наиболее доступным и эффективным  из них является оздоровительный  бег. В связи с этим физиологические  основы тренировки будут рассмотрены  на примере оздоровительного бега. В случае использования других циклических  упражнений сохраняются те же принципы дозировки тренировочной нагрузки.

 

По степени воздействия  на организм в оздоровительной физической культуре (так же, как и в спорте) различают пороговые, оптимальные, пиковые нагрузки, а также сверхнагрузки. Однако эти понятия относительно физической культуры имеют несколько иной физиологический смысл.

 

Пороговая нагрузка — это  нагрузка, превышающая уровень привычной  двигательной активности, та минимальная  величина тренировочной нагрузки, которая  дает необходимый оздоровительный  эффект: возмещение недостающих энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих энергозатрат, пороговой является такая продолжительность нагрузки, такой объем бега, которые соответствуют расходу энергии не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход энергии обеспечивается при беге продолжительностью около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч), или 30 км бега при средней скорости 10 км/ч, так как при беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин и 1.08 ккал/кг у мужчин).

Информация о работе Организация и руководство физическим воспитанием