Организация, формы и средства ППФП студентов в ВУЗе. Методика подбора средств ППФП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 16:40, доклад

Краткое описание

Организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное время. Организация ППФП на учебных занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине "Физическая культура", которая составляется кафедрой физического воспитания на основе Примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.

Содержание

Организация и формы ППФП в вузе 3стр
Методика подбора средств ППФП 6стр

Вложенные файлы: 1 файл

n1.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию
Государственное образовательное  учреждение
высшего профессионального  образования
Югорский государственный  университет

 

 

Юридический факультет

Кафедра физического  воспитания

 

 

 

Дисциплина:     Физическая культура

 

 

 

ДОКЛАД

 

на тему: Организация, формы и средства ППФП студентов в ВУЗе. Методика подбора средств ППФП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ханты-Мансийск – 2009

 

  1. Организация и формы ППФП в вузе 3стр
  2. Методика подбора средств ППФП  6стр

 

 

 

  1. Организация и формы ППФП в вузе

 

Организация ППФП студентов в высших учебных заведениях предполагает использовать специализированную подготовку в учебное и свободное  время. Организация ППФП на учебных  занятиях определяется рабочей программой по учебной дисциплине "Физическая культура", которая составляется кафедрой физического воспитания на основе Примерной учебной программы для высших учебных заведений. В рабочей программе отображаются особенности будущей профессии студентов каждого факультета и учитываются материально-технические возможности конкретного вуза.

Для расширенной  психофизической подготовки с профессиональной направленностью в основном учебном  отделении могут быть организованы специализированные учебные группы по ППФП, а в спортивном - учебные  группы по прикладным видам спорта.

Студенты, занимающиеся в специальном учебном отделении, осваивают те элементы профессионально-прикладной физической подготовки, которые доступны им по состоянию здоровья.

В ряде вузов, где  выпускники работают в экспедиционных условиях, широко распространены учебные занятия по ППФП в период учебных практик со сдачей текущих зачетов по отдельным разделам ППФП. Наибольшее внимание здесь уделяется разделам ППФП, посвященным технике безопасности студентов на учебных и производственных практиках.

В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу: учебные занятия (обязательные и факультативные), самодеятельные занятия, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Каждая из этих групп имеет одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов, или для его части.

ППФП студентов  на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.

Программой физического  воспитания предусматривается проведение теоретических занятий в форме  лекции по обязательной теме «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», цель которых — вооружить будущих специалистов необходимыми знаниями, обеспечивающими сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда с учетом специфики каждого факультета.

Значение теоретических занятий велико, так как в ряде случаев это единственный путь для изложения студентам необходимых профессионально-прикладных знаний, связанных с использованием средств физической культуры и спорта. На этом занятии (лекции) должны быть освещены такие вопросы:

  • краткая характеристика различных видов труда с более подробным изложением психофизиологических особенностей труда специалистов, готовящихся на данном факультете;
  • динамика работоспособности человека в процессе труда, с освещением особенностей изменения работоспособности специалистов данного профиля в течение рабочего дня, недели и года;
  • влияние возрастных и индивидуальных особенностей человека, географо-климатических и гигиенических условий труда на динамику работоспособности специалиста;
  • использование средств физической культуры и спорта для повышения и восстановления работоспособности специалистов, с учетом условий, характера и режима их труда и отдыха;
  • основные положения методики подбора физических упражнений и видов спорта в целях борьбы с производственным утомлением, для профилактики профессиональных заболеваний;
  • влияние занятий физической культурой и спортом на ускорение профессионального обучения.

Как правило, эти  вопросы следует изложить в первой половине занятий. Содержание материала должно основываться на общих теоретических положениях с привлечением примеров из профессиональной деятельности выпускников данного факультета. При избытке материала некоторая часть его может быть изложена в другой обязательной теме «Физическая культура в режиме труда и отдыха», где имеется ряд положений, близких к перечисленным вопросам.

Вторая половина занятий  посвящается вопросам, которые непосредственно  связаны с профессиональной деятельностью  выпускников данного факультета:

  • характеристика условий труда и психофизиологических нагрузок специалиста в процессе труда, на различных рабочих местах;
  • основные требования к физической и специальной прикладной подготовленности специалиста, обеспечивающие высокую и устойчивую продуктивность его труда;
  • перечень основных профессионально-прикладных навыков, необходимых специалисту для обеспечения высокой производительности и безопасности труда;
  • использование средств физической культуры и спорта с целью подготовки (самоподготовки) к профессиональной деятельности, предупреждения профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечения активного отдыха в свободное время.

Эти вопросы  должны освещаться по материалам специальных  исследований работников кафедр физического  воспитания или других кафедр и учреждений и содержать достоверные сведения, прикладные для будущих специалистов конкретной профессии, специальности специализации.

При изложении  данной темы должна быть учтена и другая особенность подготовки специалистов высшей квалификации. Учебный материал должен быть рассчитан не только на личную подготовку студента, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного коллектива. От знания и понимания им комплекса этих вопросов нередко в будущем зависит степень и масштабы использования средств физической культуры и спорта в производственном или другом коллективе.

Однако не всегда весь необходимый теоретический материал по ППФП может быть изложен в течение двух часов занятий. В этом случае следует использовать и форму краткой тематической беседы во время проведения практических занятий по разделу физического воспитания. В частности, вопросы техники безопасности во многих случаях более целесообразно объяснять именно во время практических, а не теоретических занятий.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность. Формы ППФП в свободное время:

  • секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;
  • самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.п.);
  • самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).

Одна из форм ППФП - массовые оздоровительные физкультурные  и спортивные мероприятия (внутривузовские соревнования между учебными группами, курсами, факультетами).

 

  1. Методика подбора средств ППФП

 

После определения  содержания ППФП важно подобрать  адекватные средства, т.е. прикладные физические упражнения или виды спорта, чтобы  обеспечить необходимую подготовку будущего специалиста. Физические упражнения являются основными средствами ППФП.

Подбор отдельных  физических прикладных упражнений или  целостных видов спорта для решения  задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, если профессиональный труд требует проявления выносливости, то при подготовке применяются те упражнения, те виды спорта, которые в наибольшей степени развивают общую выносливость (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.).

Если характер профессионального труда связан с необходимостью применять разнообразные  способы передвижения, то включаются элементы или целостные виды спорта, содержащие в себе навыки различных способов передвижения (гребля, конный спорт, вело и мотоспорт и т.п.).

Целостное применение прикладных видов спорта в целях  психофизической подготовки и профессионального  труда основано на положении о  том, что занятия различными видами спорта, а также квалификация спортсменов накладывает определенный отпечаток на состояние их физического развития и функциональной подготовленности.

Например, самбо, дзюдо используются в качестве основы для подготовки работников милиции; пожарно-прикладной спорт для подготовки пожарных расчетов; при обучении будущих летчиков используют множество вращений, кувырков (т.е. гимнастику и акробатику) и такие приспособления как качели и лопинги; студенты-моряки обязательно учатся передвигаться по трапам, лазанию по канатам и шесту, передвижению по вантам, после второго года обучения они совершают шлюпочный переход.

Каждая  спортивная деятельность (вид спорта) совершенствует преимущественно специфические  для нее психофизиологические функции, поэтому примеров может быть еще много.

Именно разнохарактерность различных видов спорта, так же как и  разнохарактерность  трудовых процессов, позволяет моделировать в спортивной подготовке многие параметры  психофизической нагрузки на человека в процессе труда.

Кроме прикладной направленности отдельных видов  спорта следует  еще раз подчеркнуть  значение занятий спортом вообще. Элемент состязания, сопряженный  с повышенными физическими нагрузками, позволяет использовать спорт для  совершенствования и воспитания наиболее важных в современном производстве психических качеств и свойств личности (воля, самодисциплина, уверенность в себе, коллективизм и т.д.).

Современный специалист должен обладать самыми разнообразными умениями и навыками.

Труд геологов часто связан с экспедиционными условиями,  умением передвигаться по пересеченной местности . Помимо повышенной выносливости, силовой подготовленности им необходимо владеть навыками туризма, умение ориентироваться на местности. Они должны уметь водить автомобиль и мотоцикл, владеть верховой ездой и ездой на велосипеде, передвигаться на лыжах, управлять моторной лодкой, уметь грести и обязательно плавать.

К дополнительным средствам ППФП относятся оздоравливающие  природные факторы, а также условия, в которых осуществляется ППФП:

  • температура окружающей среды;
  • парциальное давление кислорода в воздухе;
  • солнце;
  • вода и т.д.

С помощью дополнительных средств можно развивать механизмы  неспецифической адаптации и  подготовиться к работе с неблагоприятным  метеорологическими условиями (жаркий или холодный климат, быстрая смена температур), к работе с повышенной загазованностью, радиацией, вибрацией, шумом.

Например, будущим  инженерам-сталеплавильщикам в процессе физического воспитания рекомендуется  строить занятия по системе улица - зал, зал - улица. Это (по мнению Варварина В.А.,1970)  позволяет развивать адаптацию на неблагоприятные производственные условия.

Будущим  инженерам-химикам  рекомендуется включать в подготовку альпинизм или подводное плавание. Такие занятия будут развивать  у них адаптацию к недостатку кислорода, навык задержки дыхания, способствовать повышению резервных возможностей организма.

 

 

 

Источники:

  1. Вилеский М.Я. Основы профессиональной направленности студентов педагогических институтов. — М., 1980.
  2. Ильин В.И. ППФП студентов в ВУЗах. Научно-методологические и организационные основы. — М.,1978.

Информация о работе Организация, формы и средства ППФП студентов в ВУЗе. Методика подбора средств ППФП