Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:21, реферат
Краткое описание
Медико-биологические и педагогические науки имеют дело с человеком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социальность - специфическая сущность человека, которая не упраздняет его биологической субстанции, ведь биологическое начало человека - необходимое условие для формирования и проявления социального образа жизни. Между тем творят историю, изменяют живой и неживой мир, созидают и разрушают, устанавливают мировые и олимпийские рекорды не организмы, а люди, человеческие личности. Таким образом, социально-биологические основы физической культуры - это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры.
Содержание
Введение 2 1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система 4 2. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека 6 3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности 8 4. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды 13 Заключение 16 Список литературы 19
Значительная группа
физических упражнений выполняется в
строго постоянных (стандартных) условиях
как на тренировках, так и на соревнованиях;
двигательные акты при этом производятся
в определенной последовательности. В
рамках определенной стандартности движений
и условий их выполнения совершенствуется
выполнение конкретных движений с проявлением
силы, быстроты, выносливости, высокой
координации при их выполнении.
Есть также большая
группа физических упражнений, особенность
которых в нестандартности, непостоянстве
условий их выполнения, в меняющейся ситуации,
требующей мгновенной двигательной реакции
(единоборства, спортивные игры). Две большие
группы физических упражнений, связанные
со стандартностью или нестандартностью
движений, в свою очередь, делятся на упражнения
(движения) циклического характера (ходьба,
бег, плавание, гребля, передвижения на
коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения
ациклического характера (упражнения
без обязательной слитной повторяемости
определенных циклов, имеющих четко выраженные
начало и завершение движения: прыжки,
метания, гимнастические и акробатические
элементы, поднимание тяжестей). Общее
для движений циклического характера
состоит в том, что все они представляют
работу постоянной и: переменной мощности
с различной продолжительностью. Многообразный
характер движений не всегда позволяет
точно определить мощность выполненной
работы (т.е. количество работы в единицу
времени, связанное с силой мышечных сокращений,
их частотой и амплитудой), в таких случаях
используется термин «интенсивность».
Предельная продолжительность работы
зависит от ее мощности, интенсивности
и объема, а характер выполнения работы
связан с процессом утомления в организме.
Если мощность работы велика, то длительность
ее мала вследствие быстро наступающего
утомления, и наоборот. При работе циклического
характера спортивные физиологи различают
зону максимальной мощности (продолжительность
работы не превышает 20 - 30 с, причем утомление
и снижение работоспособности большей
частью наступает уже через 10 - 15 с); субмаксимальной
(от 20 - 30 до : 3 - 5 с); большой (от 3 - 5 до 30 -
50 мин) и умеренной (продолжительность
50 мин и более).
Особенности функциональных
сдвигов организма при выполнении различных
видов циклической работы в различных
зонах мощности: определяет спортивный
результат. Так, например, основной характерной
чертой работы в зоне максимальной мощности
является то, что деятельность мышц протекает
в бескислородных (анаэробных) условиях.
Мощность работы настолько велика, что
организм не в состоянии обеспечить ее
совершение за счет кислородных (аэробных)
процессов. : Если бы такая мощность достигалась
за счет кислородных реакций, то органы
кровообращения и дыхания должны были
обеспечить доставку к мышцам свыше 40
л кислорода в 1 мин. Но даже у высококвалифицированного
спортсмена при полном усилении функции
дыхания и кровообращения потребление
кислорода может только приближаться
: к указанной цифре. В течение же первых
10 - 20 с работы потребление кислорода в
пересчете на 1 мин достигает лишь 1 - 2 л.
Поэтому работа максимальной мощности
выполняется «в долг», который ликвидируется
после окончания мышечной деятельности.
Процессы дыхания и кровообращения во
время работы максимальной мощности не
успевают усилиться до уровня, обеспечивающего
нужное количество кислорода, чтобы дать
энергию работающим мышцам. Во время спринтерского
бега делается лишь несколько поверхностных
дыханий, а иногда такой бег совершается
при полной задержке дыхания. При этом
афферентные и эфферентные отделы нервной
системы функционируют с максимальным
напряжением, вызывая достаточно быстрое
утомление клеток центральной нервной
системы. Причина утомления самих мышц
связана со значительным накоплением
продуктов анаэробного обмена и истощением
энергетических веществ в них. Главная
масса энергии, освобождающаяся при работе
максимальной мощности, образуется за
счет энергии распада АТФ и КФ. Кислородный
долг, ликвидируемый в период восстановления
после выполненной работы, используется
на окислительный ресинтез (восстановление)
этих веществ.
Снижение мощности
и увеличение продолжительности работы
связано с тем, что помимо анаэробных реакций
энергообеспечения мышечной деятельности
разворачиваются также и процессы аэробного
энергообразования. Это увеличивает (вплоть
до полного удовлетворения потребности)
поступление кислорода к работающим мышцам.
Так, при выполнении работы в зоне относительно
умеренной мощности (бег на длинные и сверхдлинные
дистанции) уровень потребления кислорода
может достигать примерно 85% максимально
возможного. При этом часть потребляемого
кислорода используется на окислительный
ресинтез АТФ, КФ и углеводов. При длительной
(иногда многочасовой) работе умеренной
мощности углеводные запасы организма
(гликоген) значительно уменьшаются, что
приводит к снижению содержания глюкозы
в крови, отрицательно сказываясь на деятельности
нервных центров, мышц и других работающих
органов. Чтобы восполнить израсходованные
углеводные запасы организма в процессе
длительных забегов и проплывов, предусматривается
специальное питание растворами сахара,
глюкозы, соками. Ациклические движения
не обладают слитной повторяемостью циклов
и представляют собою стереотипно следующие
фазы движений с четким завершением. Чтобы
выполнить их, необходимо проявить силу,
быстроту, высокую координацию движений
(движения силового и скоростно-силового
характера). Успешность выполнения этих
упражнений связана с проявлением либо
максимальной силы, либо скорости, либо
сочетания того и другого и зависит от
необходимого уровня функциональной готовности
систем организма в целом.
К средствам физической
культуры относятся не только физические
упражнения, но и оздоровительные силы
природы (солнце, воздух и вода), гигиенические
факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические
условия). Использование оздоровительных
сил,природы способствует укреплению
и активизации защитных сил организма,
стимулирует обмен веществ и деятельность
физиологических систем и отдельных органов.
Чтобы повысить уровень физической и,
лиственной работоспособности, необходимо
бывать на свежем воздухе, отказаться
от вредных привычек, проявлять двигательную
активность, заниматься закаливанием.
Систематические занятия физическими
упражнениями в условиях напряженной
учебной деятельности снимают нервно-психические
напряжения, а систематическая мышечная
деятельность повышает психическую, умственную
и эмоциональную устойчивость организма
при напряженной учебной работе.
4. Двигательная
функция и повышение уровня
адаптации и устойчивости организма
человека к различным условиям
внешней среды
Развитие двигательных
и вегетативных функций организма у детей
и совершенствование их у взрослых и пожилых
людей связано с двигательной активностью.
Оздоровительное значение физической
культуры общеизвестно. Имеется огромное
количество исследований, показывающих
положительное влияние физических упражнений
на опорно-двигательный аппарат, центральную
нервную систему, кровообращение, дыхание,
выделение, обмен веществ, теплорегуляцию,
органы внутренней секреции. Велико значение
физических упражнений и как средства
лечения.
В жизни постоянно
возникают ситуации, когда человек, будучи
подготовлен к существованию в одних условиях,
должен готовить себя (адаптироваться)
к деятельности в других. При этом проблема
адаптации связана с тем, что физиологические
и биологические вопросы сопоставляются
с социальными проблемами развития человека
и общества. Механизмы адаптации впервые
описал канадский ученый Ганс Селье. В
его представлении адаптация развивается
под действием гуморальных механизмов.
Концепция адаптации Селье неоднократно
пересматривалась с более широких представлений
и анализа экспериментальных данных, в
том числе о роли в процессе адаптации
нервной системы. Действие факторов, вызывающих
развитие адаптационных механизмов организма,
всегда было комплексным. Так, все живые
организмы в ходе эволюции приспосабливались
к земным условиям существования: барометрическому
давлению и гравитации, уровню космических
и тепловых излучений, газовому составу
воздуха, окружающей атмосфере. Животный
мир адаптировался и к смене сезонов -
времен года, которые включают изменения
освещенности, температуры, влажности,
радиации и т.д. Смена дня и ночи определенным
образом связана с перестройкой организма
и изменениями биологических ритмов деятельности
его функциональных систем.
Человек может мигрировать,
оказываться в равнинных или горных условиях,
в условиях жары или холода, при этом он
оказывается связан с особенностями питания,
обеспечения водой, различными условиями
индивидуального комфорта и цивилизации.
Все это связано с развитием дополнительных
механизмов адаптации, которые достаточно
специфичны. В зависимости от силы воздействия
раздражителей окружающей среды, условий
и функционального состояния организма
адаптивные факторы могут вызывать как
благоприятные, так и неблагоприятные
реакции организма.
Систематическая
тренировка формирует физиологические
механизмы, расширяющие возможности организма,
его готовность к адаптации, что обеспечивает
в различные периоды (фазы) развертывания
приспособительных физиологических процессов.
Известный спортивный физиолог, специалист
по адаптации А.В. Коробков выделял несколько
таких фаз: начальная, переходная, устойчивая,
дезаптация и повторная адаптация. Под
готовностью к адаптации понимается такое
морфофункциональное состояние организма,
которое обеспечивает ему успешное приспособление
к новым условиям существования. Для готовности
организма к адаптации и эффективности
в ее осуществлении значительную роль
играют факторы, укрепляющие общее состояние
организма, стимулирующие его неспецифическую
резистентность (устойчивость): 1) рациональное
питание;2) обоснованный режим; 3) адаптирующие
медикаментозные средства; 4) физическая
тренировка; 5) закаливание. Из многообразия
факторов развития адаптации особое место
отводится физической тренировке. Еще
Л.А. Орбели, известный русский физиолог,
в развитие учения об упражняемости Ж.
Ламарка, Ч. Дарвина и других исследователей
19-го в., отмечал, что физическая тренированность,
развивая механизм координации в нервной
системе, обусловливает повышение обучаемости,
тренируемости нервной системы и организма
в целом.
Заключение
В заключении подведем
основные итоги. На основании изученного
материала можно сделать следующие выводы.
Формирование и совершенствование
различных морфофизиологических функций
и организма в целом зависят от их способности
к дальнейшему развитию, что имеет во многом
генетическую (врожденную) основу и особенно
важно для достижения как оптимальных,
так и максимальных показателей физической
и умственной работоспособности. При этом
следует знать, что способность к выполнению
физической работы может возрастать многократно,
но до определенных пределов, тогда как
умственная деятельность фактически не
имеет ограничений в своем развитии. Каждый
организм обладает определенными резервными
возможностями. Систематическая мышечная
деятельность позволяет путем совершенствования
физиологических функций мобилизовать
те резервы, о существовании которых многие
даже не догадываются. Причем адаптированный
к нагрузкам организм обладает гораздо
большими резервами, более экономно и
полно может их использовать. Так, в результате
целенаправленных систематических занятий
физическими упражнениями объем сердца
может увеличиваться в 2 - 3 раза, легочная
вентиляция - в 20 - 30 раз, максимальное потребление
кислорода возрастает на порядок, устойчивость
к гипоксии значительно повышается. Организм
с более высокими морфофункциональными
показателями физиологических систем
и органов обладает повышенной способностью
выполнять более значительные по мощности,
объему, интенсивности и продолжительности
физические нагрузки. Особенности морфофункционального
состояния разных систем организма, формирующиеся
в результате двигательной деятельности,
называют физиологическими показателями
тренированности. Они изучаются у человека
в состоянии относительного покоя, при
выполнении стандартных нагрузок и нагрузок
различной мощности, в том числе и предельных.
Одни физиологические показатели менее
изменчивы, другие более и зависят от двигательной
специализации и индивидуальных особенностей
каждого занимающегося.
Основное средство
физической культуры в процессе двигательной
тренировки это физические упражнения.
Во многих учебниках физиологии приводятся
данные о том, что процесс упражнения стал
предметом научного исследования под
влиянием эволюционного учения Ж. Ламарка
и Ч. Дарвина только в "1" в. В 1809 г.
Ламарк опубликовал материал, где отметил,
что у животных, обладающих нервной системой,
развиваются органы, которые упражняются,
а органы, которые не упражняются - слабеют
и уменьшаются. Заслугой П.Ф. Лесгафта,
известного анатома и отечественного
общественного деятеля 19 - начала 20 в.,
было то, что он показал конкретную морфологическую
перестройку организма и отдельных органов
человека в процессе упражнений и тренировки.
Известные российские
физиологи И.М. Сеченов и И.П. Павлов показали
роль центральной нервной системы в развитии
тренированности на всех стадиях упражнения
при формировании приспособительных процессов
организма. В дальнейшем многие исследователи
доказали, что упражнение вызывает глубокую
перестройку во всех органах, и системах
организма человека. Сущность упражнения
(а следовательно, и тренировки) составляют
физиологические, биохимические, морфологические
изменения, возникающие под воздействием
многократно повторяющейся работы или
других видов активности и при изменяющейся
нагрузке и отражающие единство расхода
и восстановления функциональных и структурных
ресурсов в организме.
В ходе тренировки
развитие работоспособности организма
имеет разную динамику, но оно характеризует
изменения, происходящие в организме в
процессе упражнения, и отражает как наследственные
качества организма, так и. методы их развития
и совершенствования, Таким образом, эффективность
упражнения, находящая выражение в виде
результата (достижение здоровья, успех
в умственной, спортивной и другой деятельности),
может иметь разные пути и динамику на
всем пути процесса тренировки. Важная
задача упражнения - сохранить здоровье
и работоспособность на оптимальном уровне
за счет активизации восстановительных
процессов.
В ходе упражнения
совершенствуются высшая нервная деятельность,
функции центральной нервной, нервно-мышечной,
сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной
и других систем, обмен веществ и энергии,
а также системы их нейрогуморального
регулирования. Так, к числу показателей
тренированности в покое можно отнести:
1) изменения в
состоянии центральной нервной
системы, увеличение подвижности
нервных процессов, укорочение скрытого
периода двигательных реакций;
2) изменения опорно-двигательного
аппарата (увеличенная масса и
возросший объем скелетных мышц,
гипертрофия мышц, сопровождаемая
улучшением их кровоснабжения, положительные
биохимические сдвиги, повышенная
возбудимость и лабильность нервно-мышечной
системы);
3) изменения функции
органов дыхания (частота дыхания
у тренированных в покое меньше,
чем у нетренированных); кровообращения
(частота сердечных сокращений
в покое также меньше, чем у
нетренированных); состава крови
и т.п.
Список литературы
1. Бальсевич В.К. Физическая
культура для всех и для каждого.-М., Приор,
2009
2. Воробьев В.И.
"Слагаемые здоровья". М., Интел,
2002.
3. Дергачев Ю.В. Школа
здоровья. - СПб, 2001.
4. Здоровье без
лекарств - Популярная энциклопедия
Минск, 2011г.
5. Коростелев Н.Б.
"От А до Я". М., Издательство «Физкультура
и спорт», 2002.