Основные задачи производственной физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:34, реферат

Краткое описание

Труд – истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат – на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело.

Содержание

Введение………………………………….………………………………………3

1. Физическая культура в режиме рабочего дня……….………………………4

2. Производственная гимнастика………………………………………………..5

3. Вводная гимнастика…………………………………………………………...5

4. Физкультурная пауза…………………………………………………………..8

5. Физкультминутки……………………………………………………………..14

6. Физические упражнения во время обеденного перерыва………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Производственная физра.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Курский государственный медицинский университет»

Кафедра физической культуры 
 
 
 
 

Реферат

на тему

«Основные задачи производственной физической культуры» 
 

Выполнил:                                                                  студент 2 курса лечебного                               факультета  группы 14                                                                                                                Аниканов А.В. 

Проверил:                                     Панько А.Ю. 
 
 
 
 
 

Курск 2011

Содержание 

Введение………………………………….………………………………………3

1. Физическая культура в режиме рабочего дня……….………………………4

2. Производственная гимнастика………………………………………………..5

3. Вводная гимнастика…………………………………………………………...5

4. Физкультурная пауза…………………………………………………………..8

5. Физкультминутки……………………………………………………………..14

6. Физические упражнения во время обеденного перерыва………………….15

Список  использованной литературы…………………………………………...17

 

      Введение 

     Труд  – истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат – на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной.

     Для формирования правильного режима труда  и отдыха необходимо знание значения физической культуры и спорта в применении к этим режимам.

 

      1. Физическая культура в режиме рабочего дня 

     Рациональный, научно обоснованный сменный режим  труда и отдыха – это такое чередование периодов работы и перерывов на отдых, при котором сохраняется высокая производительность труда и высокий уровень работоспособности человека и отсутствует чрезмерное утомление в течение всей рабочей смены. Оптимальный режим труда и отдыха должен соответствовать следующим основным требованиям. Во-первых, он должен обеспечить высокую производительность труда, показателем которой может служить количество продукции, произведенной за смену, время, затраченное на единицу продукции, наличие и отсутствие брака. Во-вторых, он способствует сохранению высокого уровня работоспособности, который характеризуется следующими признаками: восстановлением функциональных показателей во время перерывов до уровня, низкого к дорабочему; наличием устойчивого уровня функциональных психофизиологических показателей во время работы и после окончания ее последовательных периодов; быстрой врабатываемостью, длительным поддержанием высокого уровня работоспособности и продолжительности труда; предупреждением и ограничением развития глубоких стадий производственного утомления.

       При определении эффективности  вновь разработанного режима  труда и отдыха необходимо сравнить регулирование ключевых физиологических функций до и после рационализации режима с существующими нормальными границами (пределами) и оптимальным уровнем определения данных ключевых функций.

     Для оптимизации сменного режима труда  и отдыха, способности и производительности труда используется производственная гимнастика, отдельные упражнения и комплексы оздоровительно-профилактической гимнастики, ходьба, спортивные игры во время обеденного перерыва и другие средства восстановления работоспособности (массаж, водные процедуры, психорегулирующие занятия). 

     2. Производственная гимнастика 

     Особое  место в оптимизации режима труда  и отдыха принадлежит производственной гимнастике. Богатый опыт сотен предприятий, многочисленные научные исследования, проведенные за последние два десятилетия, как на производстве, так и в лабораториях, утверждают неоспоримую пользу введения рационально организованной производственной гимнастики в режим труда на различных участках современного производства.

     Большое практическое значение производственной гимнастики видно в том, что она способствует ускорению вхождения в работу в начале рабочего дня (вводная гимнастика) и предупреждает снижение работоспособности в конце первой половины рабочего дня и в последних часах работы (физкультурная пауза и физкультминуты). В середине и в конце рабочего дня применение комплексов физических упражнений физкультурной паузы и физкультурной минуты направлено на ускорение и углубление отдыха во время регламентированных перерывов. В этом физиологический смысл «острого» действия физкультурных пауз и физкультминуток. 

     3. Вводная гимнастика 

     Цель  вводной гимнастики заключается  в том, чтобы посредством выполнения определенным образом подобранных  гимнастических упражнений в течение  4-5 мин. ускорить протекание физиологических процессов и тем самым создать состояние большей готовности к работе, ускорить и оптимизировать проявление РДС.

     Вводная гимнастика должна быть направлена на совершенствование функционирования соответствующего стереотипа деятельности нервных центров. В комплексе упражнений вводной гимнастики целесообразно применять такие упражнения, которые были бы близки к действиям, выполняемым во время работы. Поэтому перед применением вводной гимнастики необходимо хорошо изучить выполняемую на данном производственном участке работу и подобрать упражнения, ускоряющие проявление функций тех органов и систем, которые играют ведущую роль в процессе данного конкретного вида труда. В частности, в вводной гимнастике целесообразно применять упражнения с возрастающим темпом движений – от медленного до умеренного и от умеренного до повышенного. При этом для обеспечения быстрого усвоения производственного рабочего места рекомендуется в вводной гимнастке развивать несколько превышающий средний темп работы.

     При построении комплексов вводной гимнастки (как комплексов физкультурной паузы) рекомендуется учитывать следующие стороны трудовой деятельности:

      1. рабочую позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или  прямое, свободное или напряженное);

      2. рабочие движения (быстрые или медленные, напряженные или ненапряженные, с большой амплитудой или силой, симметричные или асимметричные, однообразные или разнообразные и т. п.);

      3. характер трудовой деятельности (точность движений, повторяемость  движения, быстроту реакций, напряженность и  концентрацию (внимания, нагрузку на органы чувств, психическую и мышечную нагрузку, монотонность труда, сложность и интенсивность мыслительных процессов);

      4. степень и характер утомления по субъективным показателям  (рассеянное внимание, ощущение болей в мышцах, головная боль, раздражительность и т.п.);

      5. наличие людей, занимающихся  производственной гимнастикой, имеющих  отклонения в здоровье (для них  целесообразно подобрать специальный  комплекс с учетом отклонений  в здоровье, не забывая при этом задач производственной гимнастики).

       Для рационального подбора упражнений  необходимо правильно изучить  рабочие движения: их форму, число  повторений, темп и ритм, характер  участия в работе определенных  мышечных групп (степень развиваемых ими усилий, взаимодействие друг с другом и т. п.). Такой анализ позволяет определить умеренную нагрузку на те мышечные группы и нервные центры, которые будут заняты в последующей трудовой деятельности. При составлении комплексов вводной гимнастики и физкультурной паузы целесообразно учитывать следующие основные принципы:

      1) соответствие содержания комплексов  задачам конкретной формы производственной  гимнастики;

     2) разностороннее воздействие комплексов на организм занимающихся;

     3) соответствие применяемых упражнений особенностям занимащихся и условиям проведения занятий;

     4) взаимодействие упражнений в  комплексе гимнастики;

     5) соответствие нагрузки подготовленности  занимающихся;

     6) необходимость физического совершенствования  занимающихся.

     Исходя  из этих принципов в общем случае в комплекс вводной гимнастики следует включать следующие группы упражнений:

      I. Ходьба.

      II. Упражнения на поддерживание  с глубоким дыханием.

     III. Упражнения для мышц туловища  и плечевого пояса (наклоны,  повороты туловища с большой  амплитудой и активными движениями рук).

      IV. Упражнения на растягивание  мышц ног, а также упражнения  общего воздействия (полу шпагаты,  приседания, бег на месте, подскоки).

      V. Упражнения для мышц рук и  плечевого пояса (на растягивание  и мышечное усилие, для сохранения хорошей осанки).

      VI. Упражнения на точность движений  и концентрацию внимания.

     Коллективное  выполнение упражнений в общем режиме и темпе помогает сосредоточить  внимание, поднимает настроение и  улучшает самочувствие. Первое упражнение должно быть организующим. Обычно – это ходьба в среднем темпе под бодрую музыку. Второе упражнение—потягивание с глубоким дыханием—выполняется в медленном темпе. Общая нагрузка от упражнений не должна вызывать чувства усталости. Для этого необходимо соблюдать определенные правила:

     1. Во время выполнения упражнений  занимающиеся должны испытывать  чувство доступной мышечной работы, посильной и приятной.

     2.   Необходимо создавать легкое тонизирующее состояние основных работающих мышечных групп.

     3. Заканчивать вводную гимнастику рекомендуется двумя упражнениями, одно из которых снимает излишнее возбуждение, другое помогает настроиться на предстоящую производственную деятельность. Последнее упражнение – на совершенствование точности движений и концентрацию внимания – выполняется в темпе предстоящих рабочих движений.

     4.   После выполнения всего комплекса упражнений у занимающихся не должно появляться желание отдохнуть. 

     4. Физкультурная пауза 

     Другой  формой производственной гимнастики, проводимой в первую и вторую половины рабочего дня в течение 5—6 минут, является физкультурная пауза, в течение которой выполняете комплекс из 6—7 специально подобранных физических упражнений. Физиологическое значение физкультурных пауз состоит в ускорении и углублении отдыха во время регламентированных перерывов, в восстановлении нарушенных динамических стереотипов и в предупреждении возможного их нарушения. Отсюда следует очень важное положение: назначать перерывы для физкультурных пауз целесообразно в моменты, предшествующие развитию утомления, с тем расчетом, чтобы предотвратить возможность снижения работоспособности и сохранить на всем протяжении рабочего дня высокий уровень производительности труда. Поэтому их надо назначать в моменты наступления начальных признаков утомления, которые желательно определять в предварительных исследованиях изменений работоспособности у работающих на данном участке производства. Во время физкультурных пауз, т.е. активного отдыха, выполняются такие упражнения, которые обеспечивают переключение деятельности на мышечные группы, не участвовавшие (или мало участвовавшие) в основной работе. Эта рекомендация основана на одном из основных естественных законов высокой производительности труда – законы перемены деятельности. Если упражнения для активного отдыха (физкультурной паузы) выбраны правильно, то по закону индукции в мышцах и нервных центрах, утомленных предыдущей работой, индуцируется (наводится) торможение, под воздействием которого ускоряются и углубляются процессы восстановления, активизируется их отдых. Однако установлено, что при чрезмерных раздражениях «работающих» во время активного отдыха нервных центров описанный механизм расстраивается и дает отрицательный эффект, В связи с этим необходимо организовать физкультурную паузу так, чтобы создать наилучшие условия для переключения внимания и деятельности работающих (соответствующий комплекс упражнений, психологическая обстановка, методически рациональное проведение физкультурной паузы и т.д.). Целесообразно подбирать такие упражнения, которые давали бы посильную тонизирующую нагрузку, способствовали углублению торможения и ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах. Исследования показали, что выполнение комплекса физкультурной паузы в среднем и быстром темпе восстанавливает работоспособность гораздо эффективнее, чем выполнение этих же упражнений в медленном темпе. Это относится как к работе легкой и средней физической тяжести, так и к тяжелой физической работе. В общем случае, как показывает опыт работы, комплексы физкультурных пауз целесообразно менять через четыре недели. Нагрузка в комплексе физкультурной паузы в общем случае нарастает в середине комплекса и затем снова понижается. Однако в зависимости от характера условий труда, от физической подготовленности занимающихся нагрузка в комплексе физкультурной паузы может значительно изменяться (при этом она не должна быть чрезмерной и разрушать восстановительный эффект физкультурной паузы).

Информация о работе Основные задачи производственной физической культуры