Основные понятия физкультурно-спортивной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 11:22, реферат

Краткое описание

Изучение теории физического воспитания, как и любой другой научной и учебной дисциплины, начинается с освоения ее основ – понятийного аппарата. Необходимо четко определить наиболее общие исходные понятия, которые относятся к изучаемому объекту, и уточнить их связи с основными смежными понятиями. Понятийный аппарат физкультурно-спортивной науки достаточно многообразен и специфичен и насчитывает многие десятки специальных терминов.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные понятия физкультурно.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)
    • функция личностно-направленного воспитания, обучения и развития (она выражается в использовании физической культуры как учебного предмета в общей системе образования в стране: стремление улучшить или изменить показатели своего физического состояния, развития, здоровья (телосложения), стремление достичь высоких личных результатов в спорте);
    • оздоровительно-рекреативная функция (которая связана с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма);
    • эмоционально-зрелищная функция;
    • функция социальной интеграции и социализации личности, коммуникативная функция (желание провести активный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности);

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно  используются средства физической культуры, можно отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и др.

В решении центральной задачи всестороннего  гармонического развития человека участвуют  все функции физической культуры в своем единстве. Каждая из ее составных  частей (компонентов) имеет свои особенности, решает свои частные задачи и поэтому  может рассматриваться самостоятельно.

 

  1. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”

 

С переходом России в начале 1990-х  годов к новой политико-экономической  модели общественного развития, существенные изменения претерпела и система физической культуры.

Направленность и функционирование системы физической культуры и спорта на протяжении нескольких десятков предыдущих лет определялась утилитарной направленностью (физическая подготовка к труду, защите Родины), а также престижной функцией отечественного спорта на международной арене.

В последние годы наблюдается смещение цели физической культуры в сторону  приоритета психофизического развития личности, формирование ее физической культуры.

Основные положения государственной  политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации  и олимпийского движения России были определены в Федеральном законе “О физической культуре и спорте в  Российской Федерации” и Концепцией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 г.

Закон состоит из VII глав и регламентирует следующие положения:

    • принципы государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки;
    • систему физической культуры и спорта в Российской Федерации, в том числе субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного движения), компетенция органов государственной власти в области физической культуры и спорта, деятельность Олимпийского комитета России, физкультурно-спортивных объединений и физкультурно-спортивных организаций, спортивных школ и училищ олимпийского резерва, сборных команд РФ по видам спорта, взаимодействие с органами исполнительной власти, органов местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений, научно-методическое и техническое обеспечение развития физической культуры и спорта;
    • физкультурно-оздоровительную работу и развитие спорта высших достижений;
    • пропаганду физической культуры и спорта;
    • права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаторов и их социальная защита;
    • ресурсное обеспечение в области физической культуры и спорта и др. (Федеральный закон РФ от 29 апреля 1999 г № 80-ФЗ).

В Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации дана характеристика современного состояния физической культуры и спорта в нашей стране и определена основная цель государства в области физической культуры и спорта – оздоровление нации, формирование здорового образа жизни населения, гармоническое воспитание здорового, физически крепкого поколения, а также достойное выступление российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях.

Государственная политика в сфере  физической культуры и спорта предусматривает следующие основные направления деятельности в развитии физической культуры и спорта:

    • формирование у населения понимания необходимости занятий физической культурой и спортом и повышение уровня знаний в этой сфере;
    • создание условий для достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных спортивных соревнованиях;
    • развитие спорта высших достижений;
    • усиление роли Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в вопросах регулирования и управления физической культурой и спортом;
    • совершенствование системы управления и организации физической культурой и спорта, разработка новых организационно-управленческих решений, направленных на создание системы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди населения;
    • развитие спортивной медицины, а также актуальных направлений науки в сфере физической культуры и спорта, использование результатов научных исследований в практике физкультурно-спортивного движения России;
    • формирование постоянно действующей информационно-пропагандистской и просветительско-образовательной системы, способствующей вовлечению граждан в активные занятия физической культурой и спортом и формирование здорового образа жизни населения, особенно подрастающего поколения;
    • представление детям, инвалидам и людям старшего возраста льготных условий для занятий физической культурой и спортом;
    • привлечение для развития физической культуры и спорта, а также спорта высших достижений средств и различных источников, включая бюджеты всех уровней и внебюджетные средства, в т.ч. получаемые от реализации прав на телетрансляции, проведение спортивных лотерей и от другой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, стимулирование привлечения инвестиций на развитие физической культуры и спорта;
    • формирование региональной политики в сфере физической культуры и спорта;
    • формирование нормативных правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных источников финансирования;
    • анализ эффективности использования спортивных сооружений;
    • развитие инфраструктуры (спортивных сооружений, центров подготовки и спортивных баз) для занятий физической культурой и спортом в соответствии с программами развития физической культуры и спорта всех уровней;
    • проведение массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных соревнований, в т.ч. “Золотая шайба”, “Кожаный мяч”;
    • подготовка спортивного резерва путем развития детско-юношеского спорта;
    • подготовка кадров и повышение квалификации работников сферы физической культуры и спорта, в том числе по вопросам менеджмента, маркетинга и права в области физической культурой и спорта, проведение аттестации управленческих кадров.

 

 

  1. Физическая культура и спорт как действенные средства сохранения и укрепления людей, их физического совершенствования

 

В условиях рыночной экономики физическая культура, спорт, туризм являются эффективными средствами укрепления здоровья людей, их подготовки к высокопроизводительному  труду. Эти средства оказывают также  существенное влияние на формирование физических качеств, повышение эффективности трудовой и профессиональной деятельности в условиях рыночных отношений. Физическая культура и спорт оказывают огромное воздействие на формирование человека, способствуют сохранению на долгие годы здоровья и творческой активности.

       Специалисты отмечают, что систематическое  использование  различных форм  физической культуры повышает  производительность индивидуального и коллективного труда, 5-8% за счет роста активности работающего, лучшей врабатываемости, устойчивой физической и умственной  работоспособности, повышенной выносливости, более точной координации движений и профессиональных действий. В результате систематических занятий физической культурой и спортом снижаются трудовые потери, связанные с болезнью у молодежи до 91% и у лиц среднего и старшего возраста – в 3-5 раз.

Исследования, проведенные на ряде предприятий, показали, что вводная  гимнастика, физкультурные паузы  и  минутки, массовые спортивно-оздоровительные  мероприятия стали важной составной  частью трудового и учебно-воспитательного процесса, действенным средством снижения физического и нервного утомления, оказывающим самое непосредственное влияние на повышение производительности труда.

В целях значительного улучшения  использования средств физического  воспитания для повышения эффективности и качества труда, организации разумного отдыха и создания дополнительных стимулов было бы целесообразным:

    • включить в планы экономических показателей предприятий вопросы физкультурно-оздоровительной работы с трудящимися;
    • совместно с мед. службой предприятий организовать занятия физическими упражнениями рабочих и служащих, имеющих ослабленное здоровье;
    • включить вопросы расширения и укрепления материально-технической базы для занятий физкультурой и спортом в планы экономического развития предприятий и организаций;
    • усилить контроль народных депутатов за строительством и образованием спортивных сооружений

В ряде исследований установлено, что  у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие «престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики, У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость», выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Этой группе студентов в большей степени присущи чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удается самоконтроль.

Эти данные подчеркивают основательное  положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

 

 

5. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни

 

Деятельностный аспект физической культуры заключается в том, что физическое совершенствование происходит только в результате оптимальной, целенаправленной двигательной активности человека. Причем не любой, а только той, которая осуществляется по законам физического воспитания, т.е. по законам развития силы, выносливости, законам формирования техники движений, законам активного отдыха и т.д.

В процессе жизни человек занимается многими видами деятельности, которые в той или иной степени связаны с двигательной активностью и значительными физическими нагрузками. Однако далеко не все они могут быть отнесены к физической культуре. Поэтому сущностным ядром физической культуры можно считать только двигательную активность, связанную с обязательным выполнением физических упражнений. Выполняемые при этом физические нагрузки могут быть разной величины, зависящие от поставленных задач – восстановить, поддержать или развить свои физические кондиции. Поэтому не всякая, а только окультуренная (полезная, целесообразная) двигательная деятельность, воздействующая положительным образом на психофизическую сферу человека, может быть отнесена к культуре физической. А вот двигательная деятельность, например, грузчика к физической культуре напрямую не имеет непосредственного отношения, т.к. она имеет цель не развитие самого себя, а выполнение производственного задания, которое может быть достигнуто любой ценой, даже перенапряжением. Подобная ситуация в физической культуре в принципе недопустима и вредна. Таким образом, деятельностный аспект физической культуры реализуется в результате выполнения человеком физических упражнений; при этом деятельность должна отвечать задачам физического воспитания и быть организованной в полном соответствии с закономерностями физического воспитания. В отличие от других видов физической активности человека физкультурная деятельность имеет ряд принципиальных особенностей:

    • физкультурная деятельность обязательно содержит двигательный компонент, который в ней, как правило, является преобладающим;
    • деятельность в сфере физической культуры представлена наиболее рациональными формами двигательных действий, имеющими свою конкретную методику занятий. При воспитании скоростных способностей, например, методика будет существенно отличаться от таковой при воспитании общей выносливости практически по всем параметрам;
    • физкультурная деятельность человека всегда направлена на совершенствовании самого себя в аспекте овладения рациональной техникой упражнения, воспитания физических качеств, формирования правильной осанки, укрепления здоровья и т.д. Цели, лежащие вне самого человека, хотя и могут существовать и решаться параллельно, но ведущими при этом не являются.

Все эти признаки в  своей совокупности присущи только физической культуре. Для других аспектов человеческой деятельности в полном объеме они не характерны.

 

 

  1. Краткая характеристика ценностных ориентаций студентов к физической культуре и спорту

 

Одной из важнейших задач в преподавании учебной дисциплины “Физическая  культура” является внедрение в молодежную среду ценностей физического воспитания, которое рассматривается как базовый фактор физкультурного образования, способствующий общему и профессиональному развитию личности.

Рассматривая физическую культуру в ценностном аспекте, следует выделять следующие группы ценностей:

    • интеллектуальные (знания о методах и средствах развития физического потенциала человека);
    • двигательные (лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки);
    • технологические (комплексы методических руководств, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки, формы организации физической активности, ее ресурсного обеспечения);
    • интенционные (сформированность общественного мнения, престижность физической культуры в обществе);
    • мобилизационные (способность к рациональной организации бюджета времени).

Физическая культура и спорт  воспитывают у студентов потребность  в организации здорового образа жизни, что тесно связано с  воспитанием их ценностного отношения к предмету путем развития клубной деятельности (объединяющей студентов по интересам), способствуя активизации их творческой деятельности в овладении навыками продуктивной самостоятельной работы. Это предусматривает создание физкультурного пространства (инфраструктуры физической культуры), способствующей объединению студенческого актива, привлечению из студенческой среды волонтеров, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий (спортивных вечеров, массовых соревнований), в целом обеспечивающих усиление роли различных форм студенческого самоуправления, развития демократических основ творческой самореализации студенческой молодежи.

Информация о работе Основные понятия физкультурно-спортивной науки