Основные приёмы технической подготовки футболистов 13-14 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Однако, чтобы не просто гонять мяч по полю, а делать это профессионально, со знанием дела, необходимо обучиться элементам футбола. В связи с этим особый интерес вызывает проблема технической подготовки футболиста. Техническая подготовка составляет совокупность способов выполнения футболистами разнообразных движений, применяемых в игре. Техника игры в футбол включает передвижения, остановки, повороты и прыжки, удары по мячу, остановки мяча, ведение, финты, вбрасывание, отбор мяча, а также специфические технические приемы, применяемые в игре вратарем. Техническое мастерство игрока в футболе характеризуется как количеством приемов, которые он использует на поле, так и вариативностью их выполнения, умением выполнять технические приемы при активном сопротивлении соперников

Содержание

Введение 2
Глава I. Особенности технической подготовки юных футболистов (13-14 лет) 4
1.1 Понятие о технической подготовке футболистов 13-14 лет 4
1.2 Методические основы технической подготовки юных футболистов 13-14 лет 7
Глава II. Основные приёмы технической подготовки футболистов 13-14 лет 18
2.1 Обучение ударам по мячу ногами 18
2.2 Удары по мячу головой 22
2.3 Остановки мяча 24
2.4 Ведение мяча 25
2.5 Отбор мяча 26
Заключение 28
Набор упражнений физической подготовки футболистов 13-14 лет 28
Список используемой литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ИВС.docx

— 57.76 Кб (Скачать файл)

На данном этапе широко используют игровой  и соревновательный методы, которые  создают особый эмоциональный фон, усиливают воздействие упражнений и активизируют процесс обучения.

Закрепление и совершенствование техники. Основные задачи этого этапа - закрепить осваиваемую технику, довести специальные двигательные навыки до высшей степени автоматизма и приспособить эти навыки к условиям игры.

Эффективность решения задач технической подготовки игроков во многом зависит от правильного  выбора методов и средств обучения.

На всех этапах подготовки футболистов используют общепринятые методы обучения и совершенствования  техники двигательных действий.

Методы  обучения применяются при разучивании  новых технических приемов. Активность юных футболистов направлена на усвоение теоретических знаний о способе  решения конкретной двигательной задачи и практическом овладении данным способом на уровне двигательного умения, а затем и навыка. В качестве основного используется метод практического  упражнения в сочетании со словесными и наглядными методами передачи учебной  информации. Учитывая специфику футбола  как спортивной игры, для закрепления  и совершенствования разучиваемых двигательных действий широко применяют  игровой и соревновательный методы.

Методы  обеспечения наглядности применяются  для создания у обучаемых зрительного  образа изучаемого технического приема. Показ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым и акцентироваться  на важных узловых моментах изучаемого движения. При показе важно направить  внимание учащихся на те моменты, которые  существенно для овладения движением. В отдельных случаях применяют повторный и замедленный показ. Благодаря наблюдению за демонстрируемым образцом выполнения технического приема у юных футболистов включаются рефлекторные механизмы подражания, что приводит к повышению качества воспроизведения при самостоятельных попытках его выполнения.

Для предупреждения ошибок, иногда целесообразно включать их в демонстрируемое движение. Такой  показ сопровождается пояснениями  и должен обязательно завершаться  правильной безошибочной демонстрацией.

Эффективность показа возрастает, если наряду с демонстрацией  используются и другие приемы - просмотр наглядных пособий, киноматериалов, видеозаписей.

Умелое  использование показа особенно важно  при обучении детей, у которых  вторая сигнальная система развита  недостаточно и основную роль в восприятии и переработке учебной информации выполняет первая сигнальная система.

Методы  слова относятся к числу наиболее широко используемых методов в практике обучения двигательным действиям. Он обеспечивает формирование логического образа действия, поскольку раскрывает внутренние механизмы  его построения, которые не удается  выявить при наблюдении.

Назначение  объяснения - дополнить создаваемый  образ тем, что остается за пределами  показа. Тем самым активизируется вторая сигнальная система, оживляются память и процессы мышления. Занимающиеся более полно осознают свою задачу, выделяют для себя необходимые ориентиры  и критерии.

Вербальная  информация воспринимается лучше, если объяснение точно, кратко, эмоционально и ясно.

Метод практического упражнения предполагает усвоение и закрепление нового двигательного  действия и осуществляется в процессе выполнения специально организованных упражнений. Их подбор зависит от ряда условий, и в первую очередь, от избранного преподавателем метода разучивания.

Чтобы овладеть каким-либо действием, его  нужно вначале правильно воспроизвести, а затем, в процессе многократного  повторения закрепить.

С этой целью на практике используются методы целостного, расчлененного и комплексного разучивания нового.

Целостный метод предполагает возможность  овладения двигательным действием  через выполнение изучаемого движения в полной координации. Это оправдывает  себя только в тех случаях, когда  движение обладает простой структурой, или во многом (по элементам) является знакомым для учащихся.

Если  же движение сложное, и к тому же является принципиально новым по содержанию, то его освоение рациональнее строить по принципу выделения и  усвоения, в первую очередь, главных  или трудных звеньев, и последующего соединения их в единое системное  целое. Данный метод носит название расчлененного, поскольку предполагает существование двух этапов:

аналитического  усвоения отдельных элементов и  объединения этих элементов в  системно организованное целое –  сложное двигательной действие. И  хотя этот метод во многом уступает целостному, но при обучении сложным  двигательным действиям он является единственно возможным.

Промежуточное положение занимает комплексный  метод. Суть его заключается в  соединении обоих методов, при котором, в зависимости от конкретного  случая, преобладает целостное и  расчлененное освоение.

Большинство специалистов считают, что при обучении технике владения мячом в футболе  ведущее место занимают методы целостного и комплексного разучивания, поскольку  при делении технического приема на части теряется его смысловое  назначение, нарушается целостность  его внутренней структуры. В тех  случаях, когда технический прием  достаточно сложен по своему содержанию, рекомендуется применять расчлененный метод с выделением его ведущего звена, после овладения которым движение осваивают целиком.

Расчлененно в футболе осваиваются только сложные тактические взаимодействия, состоящие из отдельных, более простых, элементов.

Отмечается, что использование методов расчлененного  разучивания оправдано лишь на начальных  этапах обучению техническим приемам. После того, как движение в общих  чертах освоено, переходят к его  закреплению с помощью комплексного и целостного методов.

Основными средствами решения задач технической  подготовки юных футболистов являются соревновательные и тренировочные  упражнения. К соревновательным относятся  технико-тактические действия в  официальных (календарных), товарищеских, контрольных, учебных и других играх; к тренировочным - подготовительные, подводящие и специальные упражнения.

Целью подготовительных упражнений является подготовка мышечно-связочного аппарата футболиста к нагрузкам; подводящих - к правильному выполнению изучаемого приема; специальных – к овладению всем сложным арсеналом технико-тактических приемов.

Практические  упражнения могут выполняться в  рамках применения игрового и соревновательного  методов. Эти два метода близки по значению и характеристике, и используются главным образом при закреплении  и совершенствовании изучаемого материала.

Игровой метод преимущественно используется в процессе обучения технике футбола  через применение разнообразных  подвижных игр, выступающих в  роли подготовительных, подводящих и  игровых упражнений. Ценность подвижных  игр при обучении технико-тактическим  приемам футбола исключительно  велика. Каждая из них может служить  маленькой моделью игровых действий в настоящем футбольном матче. Совпадение условий позволяет формировать  психофизические предпосылки, отвечающие требованиям футбола. В подвижных  играх осваиваются технико-тактические  приемы, составляющие футбола. Играя, занимающиеся осваивают специальную координацию, учатся свободно выполнять технические приемы, выступающие одновременно и как игровые приемы, правильно анализировать игровую ситуацию и решать ее с помощью данных приемов. И делают они это с гораздо большей легкостью, поскольку это не настоящая игра, в которой над ними довлеет дух состязания, а лишь одна из многих и привычных подвижных игр. Поэтому игровой метод широко используют в работе с юными футболистами.

Соревновательный  метод занимает ведущее место  в учебно-тренировочном процессе футболистов. Суть его состоит в плановом использовании различных по масштабу и значимости футбольных матчей для достижения высокого уровня совершенства в деятельности функциональных систем организма и применении усвоенных технико-тактических приемов и систем игры. Только участие непосредственно в соревнованиях по футболу подводит футболиста к пику его спортивной формы, к вершинам мастерства. В форме соревнований проводятся так же отдельные упражнения (например, кто точнее поразит цель, кто быстрее выполнит ведение мяча на заданном отрезке).

Футбольные  матчи классифицируются как подводящие, второстепенные и основные. Их также  подразделяют на официальные (календарные) и товарищеские, контрольные и  показательные. В зависимости от задач и периода подготовки удельный вес и значение соревнований меняются. Выбирая ту или иную их форму, важно  точно определить решаемые задачи, установить порядок проведения и  способы контроля над достижением  поставленных целей. Наилучших результатов  с помощью этого метода можно  добиться, если соревнования превратятся  в составную часть учебно-тренировочного процесса на всем протяжении многолетней  подготовки.

Процесс овладения техническими приемами всегда протекает параллельно с исправлением двигательных ошибок, допускаемых обучаемыми. В большинстве случаев они  естественны и не свидетельствуют  об ошибках, допущенных тренером. Они вызывают целым рядом причин, постоянно присутствующих при обучении. Поэтому одна из важнейших задач обучения - предупреждение и исправление ошибок до того, как они закрепятся, поскольку укоренившиеся ошибки с трудом поддаются исправлению.

Выделяются  следующие причины возникновения  ошибок:

  1. Неподготовленность занимающихся к усвоению нового учебного материала. Это может быть неподготовленность двигательного аппарата, отсутствие необходимого уровня развития физических и интеллектуальных качеств. Чтобы устранить эту причину, следует строже придерживаться принципа систематичности и последовательности, постоянно уделяя внимание интеллектуальной и физической подготовленности занимающихся;
  2. Неправильные представления об изучаемом действии, являющиеся следствием невнимательности занимающихся, непонимания или использования недостаточно эффективных методов объяснения и показа.

Поэтому к изучению нового материала следует  приступить только после предварительной  подготовки занимающихся, когда они не утомлены и с интересом относятся ко всему новому. Необходимо также с особой тщательностью готовиться к объяснению, продумывая в деталях не только его содержание, но и форму, последовательность, сочетание с показом, и организацию внимания занимающихся;

Выявляемые  ошибки устраняют своевременными указаниями и инструктированием, повторным  показом и совместным (с тренером) выполнением в замедленном темпе, упрощением движения за счет его расчленения, выделением фазы, в которой выявлена ошибка, и ее изолированным разучиванием, повторным выполнением подводящих упражнений, упражнениями у зеркала  и с партнером, указывающим на ошибки, упражнениями на тренажерах.

Одним из важных условий повышения эффективности  соревновательной деятельности в футболе  является надежность и устойчивость двигательных навыков по отношению к вариативным условиям игры. Поэтому упражнения с мячом должны проводиться в меняющихся условиях, чтобы расширять диапазоны подвижности формирующихся двигательных умений и навыков. Это осуществляется через:

- изменение  обстановки, в которой действует  спортсмен;

- изменение  функционального состояния самого  спортсмена;

- изменение  задачи в ходе выполнения упражнений: облегчение или усложнение ее. При совершенствовании дальних передач с использованием приема "простого повторения" начинают с расстояний, удары с которых не требовали бы больших мышечных усилий. Методический прием "смежных заданий" предусматривает незначительное изменение направления полета мяча, дальности, высоты траектории. Совершенствуя точность передач мяча или ударов по воротам с помощью методического приема "контрастных заданий", футболист должен в каждой новой попытке значительно изменять величину усилий, направление движения, амплитуду и т.п.

Наибольшую  трудность для футболистов представляет изменение направления полета мяча при ударах в ворота по мячу, катящемуся сбоку и навстречу. В связи  с этим полезно использовать прием "контрастных заданий" в сочетании  с методическим приемом "простого повторения".

Прием "контрастных заданий" дает наибольший эффект в выработке пространственных дифференцировок в направлении  движения, когда футболист уже  в совершенстве владеет точным ударом и резкое изменение задания будет  способствовать улучшению различительной деятельности центральной нервной  системы и всего мышечно-двигательного  аппарата.

Методический  прием "сближаемых заданий" как  бы объединяет в себя все перечисленные  выше приемы. Его существо заключается  в том, что после нескольких ударов, скажем трех повторений в одну цель, при ударах по воротам или на одно расстояние при передачах мяча (здесь  как бы проглядывает прием "простого повторения"), резко меняются величина усилия, направление и дальность полета мяча (прием "контрастных заданий"). Затем происходит постепенное возвращение к исходному заданию.

 

Глава II. Основные приёмы технической подготовки футболистов 13-14 лет

физический игровой футболист  удар

2.1 Обучение  ударам по мячу ногами

 

Удары по мячу ногой составляют основу техники  игры в футбол. По способу выполнения они подразделяются на удары внутренней и внешней сторонами стопы, серединой, внутренней и внешней частями  подъема, носком, пяткой. Однако приведенная  последовательность вовсе не означает, что сначала разучивается только один способ, а когда он доводится  до совершенства, тогда только приступают к освоению следующего. Изучение приема следует начинать с выполнения его  сильнейшей ногой. После этого, как  правило, легче перейти к выполнению его слабейшей ногой. Рекомндуется следующая методическая последовательность при разучивании каждого способа ударов по мячу ногами: удары по неподвижному мячу с места, удары по неподвижному мячу с шага (при этом в первую очередь обращается внимание на правильный подход к мячу, правильную постановку опорной и бьющей ноги в момент удара), удары по неподвижному мячу с разбега, удары по летящему мячу с места и разбега. При разучивании ударов следует учитывать и следующее требование: сначала необходимо обращать внимание на правильное техническое выполнение приема, а после того как будет освоен прием, нужно работать над точностью ударов, а лишь затем - над силой ударов.

Информация о работе Основные приёмы технической подготовки футболистов 13-14 лет