Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 21:50, реферат
В процессе многолетней подготовки лыжника для развития волевых и физических качеств, обучения технике и тактике, повышения уровня функциональной подготовки применяется необычайно широкий круг различных упражнений. Каждое из применяемых упражнений оказывает на организм лыжника-гонщика многообразное воздействие, но вместе с тем решение тех или иных задач подготовки зависит от целенаправленного применения определенных упражнений. Точный выбор упражнений при обучении и тренировке во многом определяет эффективность многолетней подготовки на всех ее этапах. Во всех случаях подбора упражнений следует исходить из взаимодействия навыков при обучении и физических качеств при тренировке, используя их положительный перенос с одного упражнения на другое.
Принцип специализации является основой для достижения высоких результатов в лыжных гонках. Специализация осуществляется на базе общего физического развития в течение всей многолетней подготовки. В лыжных гонках специализированная подготовка обычно начинается с 15-16-летнего возраста. До этого возраста осуществляется предварительная, а затем всесторонняя спортивная подготовка. Слишком ранняя специализация, как правило, не приводит к высоким результатам в лыжных гонках. Специализация предполагает целенаправленное воздействие на организм спортсмена с целью получения необходимых сдвигов и приспособительных реакций в органах и системах (применительно к особенностям лыжных гонок). Это достигается путем специального подбора средств и методов тренировки. Специализация распространяется не только на функциональную подготовку, но и на развитие волевых и физических качеств, технику и тактику. В то же время узкая специализация по дистанциям (как это порой наблюдается в других циклических видах спорта) в лыжных гонках широкого распространения не получила. Квалифицированные лыжники-гонщики, как правило, успешно выступают на всех дистанциях гонок от 15 до 50 км. Однако отдельные спортсмены, успешно выступающие во всем диапазоне дистанций, иногда тяготеют к коротким или более длинным (50-70 км), где и показывают свои лучшие результаты. Молодые лыжники чаще всего успешнее выступают на коротких дистанциях, а затем переходят к более длинным, что вполне объясняется закономерностями развития организма.
Принцип единства общей и специальной подготовки в лыжных гонках находит свое отражение в процессе тренировки от новичка до высококвалифицированного спортсмена. Достижение высоких результатов в течение ряда лет возможно при узкой специализированной подготовке, но в то же время специализация строится на базе всестороннего физического развития. Лыжные гонки требуют специфической подготовки, однако предельный уровень развития специальных качеств возможен только при условии общего повышения функциональных возможностей организма. В практике работы по лыжным гонкам порой наблюдается чрезмерное сокращение объемов общей подготовки. Это недопустимо на всех этапах подготовки, особенно в юношеском возрасте. Не приносит успеха в лыжных гонках и противоположная тенденция к значительному (в ущерб специальной подготовки) расширению объема общей физической подготовки. Оптимальное соотношение между объемом средств ОФП и СФП должно поддерживаться на всех этапах многолетней подготовки. Однако оно не остается постоянным, а изменяется как в годичном цикле, так и в ходе многолетней подготовки. Для того и другого периода характерно постепенное сокращение общей подготовки и увеличение специальной подготовки. В юношеском возрасте это соотношение зависит от уровня подготовленности и развития тех или иных физических качеств.
Принцип индивидуализации
должен быть реализован на всех этапах
многолетней подготовки лыжников-гонщиков.
Недооценка этого принципа даже в
тренировке юношей не позволит полностью
раскрыть спортивные способности и
достичь наивысших результатов,
потенциально доступных каждому из них. В лыжных
гонках, как ни в одном из видов спорта,
достаточно успешно выступают спортсмены
с весьма разнообразными анатомо-физиологическими
данными. Тип нервной деятельности, сила
отдельных групп мышц, рост, вес, длина
конечностей и другие индивидуальные
данные весьма существенно влияют на эффективность
техники передвижения на лыжах, а также
на динамику развития подготовленности.
При построении многолетней подготовки
в лыжных гонках нельзя не учитывать влияния
всех этих факторов. Предварительное изучение
индивидуальных особенностей спортсмена
путем проведения контрольных испытаний
с помощью комплекса упражнений, педагогические
наблюдения и данные врачебного обследования
позволяют осуществить планирование подготовки
каждого лыжника с учетом его слабых и
сильных сторон, предусмотреть исправление
выявленных недостатков как в технике,
так и в физической подготовленности и
т.д. На каждый период и этап подготовки
в зависимости от выявленных данных устанавливаются
конкретные задачи для каждого гонщика
и сроки их решения, одновременно подбираются
соответствующие средства и методы подготовки.
Особое внимание необходимо обратить
на подбор средств (упражнений), начиная
с первых лет занятий лыжным спортом. Бессистемное
применение упражнений на развитие физических
качеств в юном возрасте может оказаться
серьезным тормозом в достижении высоких
результатов уже в зрелом возрасте.
В период подготовки лыжников-гонщиков
к наивысшим достижениям (20-21 год) принцип
индивидуализации приобретает особо важное
значение. В эти годы применяются высокие
тренировочные нагрузки, приближающиеся
к пределам функциональных возможностей
спортсмена (для данного уровня подготовленности
и этапа тренировки). В этот период необходимо
обеспечить соответствие нагрузок функциональным
возможностям организма на каждом занятии
и в каждом цикле подготовки с учетом индивидуальных
особенностей и уровня тренированности.
Принципы специализации и индивидуализации тесно связаны между собой. Специализация в лыжных гонках даст необходимый эффект и позволит достичь высоких результатов, если лыжник имеет определенные (индивидуальные) способности именно к лыжным гонкам. В этом отношении отбор юных спортсменов к занятиям лыжным спортом должен проходить при внимательном учете их индивидуальных данных. Ошибка в выборе специализации даже при систематической и многолетней подготовке дает замедленный прирост результатов или остановку в достижениях.
Все принципы подготовки в спорте тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Ни один из принципов не может быть реализован изолированно. Постепенность немыслима без систематичности и последовательности в обучении и тренировке, такая же взаимосвязь существует между непрерывностью и повторностью. Неразрывно связаны цикличность и волнообразность тренировочной нагрузки, и в то же время нельзя рассматривать в отрыве друг от друга всесторонность развития и постепенность. Все эти принципы в практике работы по лыжным гонкам преломляются через принцип индивидуализации. Таким образом, они могут быть реализованы в тесной взаимосвязи как в годичном цикле подготовки, так и в процессе многолетней тренировки от новичка до мастера спорта. Кроме перечисленных принципов в подготовке лыжника-гонщика учитываются и реализуются и другие закономерности, принципы или положения смежных дисциплин (физиологии, гигиены, психологии, педагогики, а также возрастные разделы этих дисциплин). С развитием лыжного спорта происходит непрерывное совершенствование процессов обучения, воспитания и тренировки, открываются и используются новые положения, требования и закономерности. В свою очередь, все это способствует дальнейшему и постоянно ускоряющемуся прогрессу лыжного спорта, росту результатов и увеличению массовости.
Вместе с тем с целью обогащения наших знаний и использования их для развития лыжного спорта целесообразно изучать теорию и практику родственных (циклических) видов спорта. Прогресс, достигнутый в их развитии, оказывает положительное влияние и на развитие лыжных гонок.
Список использованных источников