Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 12:21, реферат

Краткое описание

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Человек издавна придавал здоровью большое значение.

Вложенные файлы: 1 файл

ф1.docx

— 45.05 Кб (Скачать файл)

Очень важно отметить благоприятное  состояние воздушной среды при  мышечной деятельности, в том числе, и при занятиях физическими упражнениями, так как при этом увеличивается  легочная вентиляция, теплообразование и т.д. В спортивной практике санитарно-гигиенические исследования воздуха позволяют своевременно принять необходимые меры, обеспечивающие максимальные условия для занимающихся физической культурой и спортом.

Температурной нормой для крытых помещений  должна быть 18 градусов C, а в теплый период – не выше 25 градусов С. Температура в физкультурно-оздоровительных сооружений должна быть не менее 18 градусов С. Дополнительными показателями микроклимата в спортивных помещениях являются также относительная влажность и подвижность (скорость) воздуха. В холодный период года относительная влажность должна быть 40-45%, а в теплый – 50-55%. Подвижность воздуха в зонах нахождения занимающихся должна быть не более 0.2 м/сек.

Следует помнить, что поступление в помещение  нужного количества чистого воздуха  и удаление воздуха, загрязненного  продуктами жизнедеятельности, осуществляется системой вентиляции. При плохой вентиляции в спортивных сооружениях ухудшаются физические и химические свойства воздуха, увеличивается количество микробов в воздухе. Чтобы воздух в помещении был чистым, каждому спортсмену нужно обеспечить определенный объем воздуха, так называемый воздушный куб. Для спортивных сооружений он равен 30 куб.м. Кроме того, чистоту воздуха обеспечивает объем вентиляции – количество наружного воздуха, необходимое на одного человека в час. Для спортивных залов он составляет 90 куб.м, т.е. при воздушном кубе в 30 куб.м воздух в зале должен за час 3 раза смениться на свежий наружный (кратность воздухообмена). Предельное содержание углекислого газа, при котором качество воздуха можно считать удовлетворительным, - 0.1 %.

К числу профильных гигиенических  дисциплин относятся и гигиена физических упражнений. Еще в древние времена делались попытки рассматривать физическое воспитание как средство оздоровления, включая в него, кроме физических упражнений, гигиенические мероприятия.

В результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходит занятие физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, роста спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулируют обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах  воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная емкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшает возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объяснятся большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.

Говоря о гигиене физических упражнений, нельзя не вспомнить об утренней гимнастике и роли физкультурной  паузы. Целью утренней гимнастики является ускорение перехода организма от сна к бодрствованию, к предстоящей работе и оказание общего оздоровительного воздействия. Гимнастические упражнения должны выполняться в хорошо проветриваемой комнате, при открытом окне или форточке, а при возможности – и на открытом воздухе. После окончания гимнастики полезно обтирание или обливание тела прохладной водой. Физкультурные паузы проводят в школе и на производстве, они являются одной из основных форм активного отдыха.

Большое гигиеническое значение при  занятиях физическими упражнениями имеют закаливающие процедуры, закаливание воздухом (безветренная погода, температура не ниже 16-18 градусов С) – постепенный переход к более низкой температуре, закаливание водой (обтирания, обливания), закаливание солнцем.

Важный элемент здорового образа жизни – личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим  дня. При правильном и строгом  его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А  это, в свою очередь, создает наилучшие  условия для работы и восстановления.

Неодинаковые  условия жизни, труда и быта, индивидуальные различия людей не позволяют рекомендовать один вариант суточного режима для всех. Однако, его основные положения должны соблюдаться всеми:

    1. Выполнение различных видов деятельности в строго определенное время;
    2. Правильное чередование работы и отдыха;
    3. Регулярное питание;

Особое внимание нужно уделять сну – основному  и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истощение нервной системы, ослабление защитных сил организма, снижение работоспособности, ухудшение самочувствия.

Нерегулярное, в различное время, питание нарушает нормальное выделение пищеварительных соков. Пища, попадая в желудок, плохо переваривается и плохо усваивается. Изучение заболеваемости привело к выводу, что причиной подавляющего большинства заболеваний являются различные нарушения режима. Беспорядочный прием пищи в различное время неизбежно ведет к желудочно-кишечным заболеваниям, отход ко сну в различное время – к бессоннице и нервному истощению, нарушение планомерного распределения работы и отдыха снижает работоспособность.

Так, с точки зрения ученого И.П.Павлова  об условных рефлексах, становится понятной целесообразность режима и его благотворное влияние на жизнедеятельность организма.

Режим имеет не только оздоровительное, но и воспитательное значение. Строгое его соблюдение воспитывает такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность, целеустремленность. Режим позволяет человеку рационально использовать каждый час, каждую минуту своего времени, создавая благоприятные возможности для разносторонней и содержательной жизни. Каждому человеку следует выработать режим исходя из конкретных условий своей жизни. Однако есть общая схема, которую можно рекомендовать всем без исключения, независимо от характера работы.

    1. Утренняя гигиеническая зарядка, водные процедуры (обтирание, обливание, душ).
    2. Первый завтрак.
    3. Утренняя прогулка пешком на работу.
    4. Физкультпауза на работе (через каждые 1,5-2 часа на 5-10 минут отвлечься от основного занятия, сделать несколько дыхательных упражнений, походить по возможности на воздухе).
    5. Второй завтрак на работе.
    6. Небольшой отдых перед обедом.
    7. Обед.
    8. Прогулка пешком с работы.
    9. Отдых. Он должен быть разнообразным: чтение, физическая работа не реже двух или трех раз в неделю (летом в виде длительных прогулок, гребли, плавания, игр, зимой – в виде лыжных прогулок, катания на коньках), посещение кино, театров.
    10. Получасовая прогулка перед сном.
    11. Сон не менее 7-8 часов. Умственная работа должна быть закончена за 1,5-2 часа до сна.

Эта схема индивидуализируется  в зависимости от многих обстоятельств.

 

Нужно соблюдать следующие правила: вставать в одно и то же время, заниматься регулярно утренней гимнастикой, есть в установленные часы, чередовать умственный труд с физическими упражнениями, соблюдать правила личной гигиены, следить за чистотой тела, одежды и обуви, работать и спать в хорошо проветриваемом помещении, ложиться спать в одно и то же время.

 

 

Список литературы.

 

 

    1. Физическое воспитание (теоретический сборник лекций для студентов) под.ред. Шадрина В.М. Казань. КГУ, Кафедра физвоспитания и спорта, 1995.
    2. Энциклопедия здоровья. М., 1992.

 

 


Информация о работе Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья