Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2014 в 04:18, реферат
Краткое описание
В теории физического воспитания используются следующие основные понятия: физическое развитие, физическая подготовленность, физическое совершенство, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое образование, физические упражнения, спорт, физическая культура, физкультурное движение и др.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 1. ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 2. ВИДЫ ГИМНАСТИКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 3. ОСНОВНАЯ ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
4. УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Многократное повторение движений
в определенной последовательности, например
при упражнениях в ходьбе, беге, метании
и т. д., образуют между отдельными элементами
каждого из этих движений временные связи.
Суставно-мышечная сигнализация, начинающаяся
от выполнения начального движения, непосредственно
вызывает все последующие, которые закрепляются
в систему, автоматизируются. Образовавшиеся
при этом динамические стереотипы у детей
обладают большой устойчивостью.
Однако в процессе обучения
и развития основных движений у детей
особого внимания требует постепенное
формирование гибкого динамического стереотипа,
способности быстрой перестройки, приспособления
к изменяющимся условиям окружающей среды.
Это осуществляется путем выполнения
различных вариантов упражнений, изменения
заданий, темпа движений, условий, в которых
они выполняются.
Основные движения делятся
на циклические и ациклические. Характерной
особенностью первых является постоянное
выполнение однообразных циклов (круг),
когда все тело и его отдельные части непрерывно
возвращаются в исходное положение (например,
ходьба, бег).
Движения циклического типа
быстрее усваиваются и автоматизируются.
Это объясняется регулярным повторением
циклов, закрепляющим в систему последовательность
двигательных элементов данного цикла.
Повторяющаяся последовательность циклов,
связанная с чередованием движений и соответствующими
мышечными ощущениями при повторении
их, вырабатывает ритм данного движения.
Движения ациклического типа
не имеют повторных циклов (метание, прыжки).
Каждое такое движение заключает в себе
определенную последовательность двигательных
фаз, имеет определенный ритм выполнения
отдельных фаз. Движения ациклического
типа требуют большей постепенности усвоения,
чем циклические. При их выполнении необходима
более сложная координация движений, сосредоточенность
и волевое усилие.
Ходьба—основной, естественный
способ передвижения чело- века, относящийся
к типу циклических движений.
И. М. Сеченов раскрыл весь сложный
акт механизма ходьбы. Непосредственным
регулятором движений являются конкретные
кожно-мышечные ощущения, первосигнальные
раздражители. «В течение каждого шага
есть момент, когда обе ноги касаются пола,
и чувствование в этот момент опоры служит
для сознания сигналом отслаивать от пола
подошву одной ноги и прислаивать другую—сигналом,
регулирующим правильное чередование
деятельности обеих ног во времени и пространстве»[2].
Задачей упражнений, формирующих
правильный навык ходьбы, является воспитание
у ребенка правильной осанки, устремленного
вперед шага, согласованности движений
рук и ног, содействующей уравновешиванию
тела, формированию свода стопы.
Физическая нагрузка при ходьбе
зависит от ее темпа и затраты энергии
при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп
ходьбы, вовлекая в активную деятельность
большое количество мускулатуры, усиливает
деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, что в целом способствует повышению
обмена веществ. Несмотря на активную
работу мышц, ходьба при условии определенной
дозировки не утомляет ребенка. Это объясняется
ритмичностью и автоматизмом ходьбы, чередованием
в работе мышц моментов сокращения и расслабления,
оптимальностью работы нервной системы:
в то время как опорная нога выдерживает
тяжесть всего тела и работает, другая,
отделяясь от земли, производит маятникообразное
движение, и в работе ее участие незначительно.
Спокойная ходьба, возникающая
при замедлении темпа, способствует постепенному
снижению физической нагрузки после интенсивных
движений — бега, прыжков и т. д.— и приводит
в норму повышенный пульс.
Наблюдается неравномерный
темп движения: ребенок то идет быстро,
почти бежит, то замедляет шаг. На втором
году жизни каждый ребенок ходит в удобном
для него темпе. На третьем году жизни
содружественные движения рук и ног наблюдаются
почти у всех детей; дети соблюдают направление,
переходят от ходьбы к бегу.
Воспитатель обращает внимание
на соблюдение каждым ребенком правильной
осанки, координации рук и ног, регуляцию
дыхания (3 шага—глубокий вдох; 4 шага—длительный
выдох), уверенную, спокойную манеру ходьбы,
умение изменять ее (не сгибая колен, в
полуприседе, с высоким подъемом колена,
широким шагом, на пятках и т. д.).
В целях совершенствования
ходьбы, а также профилактики плоскостопия
используется ряд специальных упражнений.
Ходьба на носках выполняется на уменьшенной
площади опоры и требует напряжения мышц
голени и стопы, тем самым укрепляя свод
стопы. Это упражнение вызывает короткий
шаг, меньший взмах руки и способствует
выпрямлению позвоночника. Ходьба на наружном
крае стопы («косолапый мишка»). Ходьба
крадучись, на полусогнутых ногах. Ходьба
босиком по лежащей ребристой лесенке
с захватыванием ее перекладин пальцами
ног. Ходьба с фиксированным перекатом
с пятки на носок.
В старшем возрасте применяется
ходьба с высоким подниманием бедра, укрепляющая
мышцы спины, брюшного пресса и ног, требующая
сильного взмаха рук, способствующего
развитию мышц плечевого пояса, укреплению
связочного и суставного аппарата; ходьба
окрестным шагом, развивающая ловкость;
ходьба приставным шагом. Детям предлагается
ходьба с различными заданиями, выполняемыми
по сигналу,— на ориентировку в пространстве,
изменение темпа, направления, с различными
перестроениями, между предметами; ходьба
с дополнительными движениями рук, с предметами;
ходьба по уменьшенной площади опоры с
постепенным подъемом в высоту, а также
на различной высоте (мостики, доски, бревна),
содействующая воспитанию чувства равновесия,
выдержки, собранности, ловкости, экономии
движений. Ходьба гимнастическая с носка,
с, хорошим взмахом рук, укрепляющая мышцы
плечевого пояса, брюшного пресса, ног,
стопы.
Дети седьмого
года жизни при целенаправленном
руководстве хорошо и свободно
двигаются, имеют правильную осанку,
координацию движений, ориентируются
в различных условиях и пользуются
в связи с этим различными
приемами ходьбы, овладевают ее
техникой. В целях совершенствования
ходьбы им предлагаются более
сложные упражнения: ходьба в
приседе—ноги согнуты в коленях, при шаге
нога ставится на стопу с пятки, затем
с перекатом на носок выполняется отталкивание
от плоскости. Ходьба выпадами - согнутая
в колене нога выносится вперед, ставится
на всю стопу и при шаге выпрямляется;
другая нога—прямая, стоящая сзади на
носке, производит толчок, руки произвольны.
Кроме того, дети седьмого года жизни упражняются
в ходьбе с закрытыми глазами (короткими
шагами), ходьбе спиной вперед (при этих
упражнениях следует обеспечивать ребенку
безопасность).
Упражнения в ходьбе содействуют
образованию динамического стереотипа,
определяющего осанку при ходьбе или походку.
Совершенствование ходьбы продолжается
на протяжении всего периода дошкольного
детства. С возрастом изменяются не только
качественные, но и количественные показатели
овладения навыком ходьбы: увеличивается
длина шага с 39 - 40 см у детей 4 лет до 51—53
см у детей 7 лет, соответственно уменьшается
количество шагов в минуту со 170—180 до
150.
Бег—движение циклического
типа. Как и ходьба, он характерен повторностью
циклов, чередованием моментов опоры на
плоскость, поочередным перенесением
ног вперед, согласованностью движений
рук. Однако у бега имеется и существенное
отличие от ходьбы. Во время бега есть
фаза полета, когда обе ноги бегущего находятся
в отрыве от почвы. Момент полета усиливает
быстроту передвижения человека, увеличивает
длину шага, давая возможность двигаться
вперед по инерции с расслабленными мышцами.
Упражнения при обучении бегу направлены
на выработку легкого, быстрого, свободного,
устремленного вперед движения с хорошей
координацией рук и ног. В процессе бега
происходит попеременное сокращение и
расслабление большого количества мышечных
групп. При беге резко возрастает расход
энергии, поэтому увеличивается объем
дыхания, скорость кровообращения, газообмен.
Правильно дозированный бег способствует
общему физическому развитию, совершенствованию
функции центральной нервной системы,
тренировке сердечно-сосудистой и дыхательной
систем.
Быстрый, интенсивный бег должен
заканчиваться постепенным снижением
физической нагрузки—переходом на ходьбу
с последующим замедлением, что содействует
приведению пульса к норме. Резкий переход
от быстрого движения к статике (стоянию
или сидению) в силу недостаточной тренированности
сердечно-сосудистой системы вызывает
нездоровые явления, что необходимо учитывать
в работе с детьми.
В целях совершенствования
качества бега у детей, как и при ходьбе,
целесообразно использовать различные
виды: бег на носках, бег широким шагом,
бег с высоким подниманием бедра, тренирующий
мышцы брюшного пресса, спины и стопы;
легкий, ритмичный бег под музыку, влияющий
на воспитание координации и легкости
движений; бег с различными заданиями,
выполняемыми по сигналам; бег между предметами
и с предметами (скакалки, обручи); бег
с преодолением препятствий и на ограниченной
плоскости (очерченные границы), челночный
бег, содействующий приобретению ориентировки
в пространстве и координации движений;
бег наперегонки; бег с увертыванием и
ловлей, врассыпную, служащий хорошим
упражнением для ориентировки в пространстве
и в коллективе, воспитывающий ловкость
и быструю реакцию на изменение в окружающей
обстановке.
Воспитательное значение упражнений
в беге состоит в приобретении детьми
многообразных полезных ориентировок.
На физкультурных занятиях
бег проводится в соответствии с планом
занятий в различном темпе: 1) в быстром
(20 м 2—3 раза с перерывами), который воспитывает
быстроту скоростно-силовых качеств и
повышает функциональные возможности
детей; 2) в умеренном (со средней скоростью)
80—120 м в чередовании с ходьбой (2—4 раза),
который содействует воспитанию общей
выносливости; 3) в медленном до 400 м по
пересеченной местности, который также
является важным средством воспитания
общей выносливости.
Лазанье относится к типу циклических
движений. Процесс влезания и слезания
имеет некоторую кратковременную повторность
элементов, сходных с ходьбой: поочередное
движение рук и ног с моментом опоры каждой
ноги на рейки лестницы и задержки обеих
ног на них. Непрерывность повторения
циклов при лазанье определяется высотой
гимнастической стенки: 1— 1,5—2 м.
Дети дошкольного возраста
овладевают следующими видами лазанья:
подлезание, перелезание, пролезание,
ползание на четвереньках по горизонтальной
и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической
скамейке), лазанье по вертикальной (гимнастической)
стенке, стремянке, веревочной лесенке,
канату и шесту.
Когда ребенок становится достаточно
самостоятельным, ему предлагаются упражнения
в лазанье по наклонной и вертикальной
гимнастической лесенке высотой 1 м.
При систематическом обучении
дети старшей и подготовительной групп
лазают быстро и ритмично с выполнением
дополнительных заданий (влезть на трибуну
и перешагнуть на другой ее пролет, достичь
площадки на трибуне и поднять флажок,
забраться на самый верх трибуны с разбега
— игры «Обезьянки и охотники», «Ловишки
с лентами» и др.).
Эти упражнения во всех возрастных
группах должны проходить под непосредственным
наблюдением воспитателя.
Детям старшего возраста доступно
лазанье по шесту и канату. Это—циклическое
движение. Вначале ребенок, стоя вплотную
к канату (шесту), совершает хват руками,
поднятыми вверх, затем виснет на прямых
руках, подтягивает согнутые в коленях
ноги и упирается стопами о канат (шест).
Затем ребенок выпрямляет ноги, тело подается
вверх, руки одновременно сгибаются в
локтях. Только после этого совершается
перехват каната (шеста) выше головы поочередно
каждой рукой. Этим заканчивается цикл
при влезании. Такая же последовательность,
только в обратном порядке, сохраняется
при слезании. Съезжание с каната, шеста
вниз не допускается (учитывается легкая
ранимость рук и ног ребенка при трении).
Сначала дети обучаются качаться
на канате и шесте, имеющих незакрепленный
нижний конец, затем учатся влезать на
неподвижный, закрепленный в землю шест.
Воспитатель должен удерживать кистями
своих рук стопы ребенка, чтобы они не
соскальзывали. После этого дети осваивают
лазанье по канату.
Ежедневное упражнение в лазанье
обеспечивает ребенку необходимый жизненный
навык и воспитывает координацию движений.
Для этого рекомендуется в групповых комнатах
устанавливать гимнастические лестницы
хотя бы в один пролет, а на участке—трибуны
с вышками, заборчики, стойки с канатами
и шестами. В процессе лазанья воспитываются
необходимые волевые качества: смелость,
решительность, сообразительность, ловкость.
Детям-дошкольникам не рекомендуется
долго виснуть на руках: это вызывает длительное
статическое напряжение мышц, преждевременное
растяжение суставов и связок, утомляет
нервную систему. Однако непродолжительные
висы на турниках разной высоты, гимнастической
стенке могут использоваться, начиная
с 5-летнего возраста, но не дольше 1—1,5
с и чередоваться с опорой тела на ноги.
Такие упражнения укрепляют мышечную
систему плечевого пояса и способствуют
формированию правильной осанки.
Прыжки. Прыжок—движение ациклического
типа, в нем отсутствует повторение циклов,
и весь процесс выполнения прыжка представляет
одно законченное движение.
В прыжке есть определенная
последовательность двигательных элементов
и ритм. Прыжок состоит из четырех фаз:
1) подготовительной—принятие исходного
положения, или разбег; 2) основной отталкивание;
3) полет и 4) заключительной—приземление.