Основы организации физического воспитания в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 00:01, контрольная работа

Краткое описание

Физическая культура – основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки человека она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям.

Содержание

Введение
1. Из истории организации физического воспитания
в высших учебных заведениях
1.1.Состояние физической культуры и спорта
в высшем учебном заведении на современном этапе
2.Основы организации физического воспитания в вузе
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контр раб по физич воспит в вузах.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

План

Введение

1. Из истории организации  физического воспитания

в высших учебных заведениях

1.1.Состояние физической  культуры и спорта

в высшем учебном заведении на современном этапе

2.Основы организации физического  воспитания в вузе

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.

Физическая культура – основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат  воспитания и профессиональной подготовки человека она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям.

Именно для того, чтобы развивать  и укреплять физическую культуру молодежи, правильно использовать средства физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха, в российской системе высшего образования создана учебная дисциплина «Физическое воспитание».

В первой главе данной работы будет прослежена история организации физического воспитания в высших учебных заведениях, а также будет сделан анализ состояния физической культуры и спорта в высшем учебном заведении на современном этапе. Вторая глава раскроет основы организации физического воспитания в вузе.

Структура работы – введение, две главы теоретического характера, заключение и список использованной литературы.

 

 

1. Из истории организации физического воспитания в высших учебных заведениях

Если заглянуть в историю организации физического воспитания, то начало было проблематичным.[1, с.18] Первые шаги по организации физического  воспитания в вузах  приходилось делать  в чрезвычайно трудных условиях. Не смотря на всё это, с 1927-1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В феврале 1928 года были проведены первые студенческие соревнования, в программе которых были хоккей, лыжные гонки, бокс, пинг-понг.

А уже в июле 1929 декретом СНК СССР физическое воспитание ввели как обязательный курс физической подготовки. Вся работа по физическому воспитанию и спорту со студентами строилась по единым программам. В университетах и институтах создавались первые кафедры физического воспитания и спорта.

Рассмотрим, каково состояние физкультуры и спорта в вузах в наше время.

 

1.1.Состояние физической культуры и спорта в высшем учебном заведении на современном этапе

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессиональною образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.[1, с.22]

Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.

Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовывать свои сущностные силы в здоровом стиле жизни, профессиональной деятельности. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной цели педагогического процесса.

В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студента, проявляется единство физического психического и социального развития.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как: материальные (условия занятия, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества); физические (здоровье, телосложение, двигательные умении и навыки, физические качества, физическая подготовленность); социально-психологические  (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания  и социализации, рекорды, победы, традиции); психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки); культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство 
собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).[1, с.23]

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношении индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи - поведенческую активность.

 По данным исследования  по выявлению ценностных ориентаций  студентов, ценности, связанные с  физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным  содержанием деятельности (высокая  подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.

 

2.Основы организации физического воспитания в вузе

Физическая культура в вузе выполняет определенные социальные функции.[3, с.27] Рассмотрим их:

1) преобразовательно-созидательная (обеспечение достижения необходимого уровня физического развития, подготовленности и совершенствования личности, укрепления ее здоровья, подготовку ее к профессиональной деятельности); 2) интегративно-организационная (она характеризует возможности объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации, союзы для совместной физкультурно-спортивной деятельности); 3) проективно-творческая (она определяет возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются 
модели профессионально-личностного развития человека, стимулируются его творческие способности, осуществляются процессы самопознания, самоутверждения, саморазвития, обеспечивается развитие индивидуальных способностей); 4) проективно-прогностическая (она позволяет расширить эрудицию студентов в сфере физической культуры, активно использовать знания в физкультурно-спортивной деятельности и соотносить эту деятельность с профессиональными намерениями); 5) ценностно-ориентационная (в процессе ее реализации формируются профессионально- и личностно-ценностные ориентации, а их использование обеспечивает профессиональное саморазвитие, и личностное самосовершенствование); 6) коммуникативно-регулятивная (она отражает процесс культурного поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности, организации содержательного досуга, оказывающего влияние на коллективные настроения, переживания, удовлетворение социально-этических и эмоционально-эстетических потребностей, сохранение и восстановление психического равновесия, отвлечение от курения, алкоголя, токсикомании; 7) социализация (в процессе её происходит включение индивида в систему общественных отношений для освоения социокультурного опыта, формирования социально цепных качеств).

Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, нужно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи: [3, с.38]

- понимать роль физической  культуры в развитии личности  и подготовке ее к профессиональной деятельности;

- знать научно-практические  основы физической культуры и  здорового образа жизни;

- формировать мотивационно-ценностное  отношение студентов к 
физической культуре, установку на здоровый образ жизни.

- овладеть системой практических  умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

- обеспечить общую и  профессионально-прикладную физическую 
подготовленность, определяющую психофизическую готовность 
студентов к будущей профессии;

- приобрести    опыт    творческого использования физкультурно-спортивной  деятельности для достижения  жизненных и профессиональных  целей.

Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура» включает следующие дидактические единицы, освоение которых предусмотрено тематикой теоретического, практического и контрольного учебного материала: физическая  культура  в  общекультурной   и   профессиональной 
подготовке студентов; социально-биологические основы физической культуры; основы здорового образа и стиля жизни; оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика) профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Теоретический же материал формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение студентов к физической культуре. Эти знания необходимы, чтобы понимать природные и социальные процессы функционирования физической культуры общества и личности, уметь их творчески использовать для профессионально-личностного развития, самосовершенствования, чтобы организовать здоровый стиль жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. [1, с.43]

Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами (физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей).

Примерная тематика занятий может включать: методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания; методические основы занятии с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью; основы методики самомассажа; методику корректирующей гимнастики для глаз; овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения; методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.

Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение: в условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.

Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. [1, с.44] Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.

Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и  методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий контроль  позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.

Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, студенту необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально- прикладной физической подготовке.

Аттестация проводится в форме устного опроса по теоретическому и методико-практическому содержанию программы. Студент, завершающий обучение по дисциплине «Физическая культура», должен: понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста; знать основы физической культуры и здорового образа жизни; иметь мотивационно - ценностное отношение и самоопределение 
в физической культуре с установкой на здоровый стиль жизни.

Информация о работе Основы организации физического воспитания в вузе