Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 00:01, контрольная работа
Физическая культура – основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки человека она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям.
Введение
1. Из истории организации физического воспитания
в высших учебных заведениях
1.1.Состояние физической культуры и спорта
в высшем учебном заведении на современном этапе
2.Основы организации физического воспитания в вузе
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
1. Из истории организации физического воспитания
в высших учебных заведениях
1.1.Состояние физической культуры и спорта
в высшем учебном заведении на современном этапе
2.Основы организации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Физическая культура выступает как интегральное качество личности, как условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной культуры будущего специалиста и как цель саморазвития и самосовершенствования.
Физическая культура – основа социально-культурного бытия индивида, основополагающая модификация его общей и профессиональной культуры. Как интегрированный результат воспитания и профессиональной подготовки человека она проявляется в отношении человека к своему здоровью, физическим возможностям и способностям.
Именно для того, чтобы развивать и укреплять физическую культуру молодежи, правильно использовать средства физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха, в российской системе высшего образования создана учебная дисциплина «Физическое воспитание».
В первой главе данной работы будет прослежена история организации физического воспитания в высших учебных заведениях, а также будет сделан анализ состояния физической культуры и спорта в высшем учебном заведении на современном этапе. Вторая глава раскроет основы организации физического воспитания в вузе.
Структура работы – введение, две главы теоретического характера, заключение и список использованной литературы.
1. Из истории организации физического воспитания в высших учебных заведениях
Если заглянуть в историю организации физического воспитания, то начало было проблематичным.[1, с.18] Первые шаги по организации физического воспитания в вузах приходилось делать в чрезвычайно трудных условиях. Не смотря на всё это, с 1927-1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В феврале 1928 года были проведены первые студенческие соревнования, в программе которых были хоккей, лыжные гонки, бокс, пинг-понг.
А уже в июле 1929 декретом СНК СССР физическое воспитание ввели как обязательный курс физической подготовки. Вся работа по физическому воспитанию и спорту со студентами строилась по единым программам. В университетах и институтах создавались первые кафедры физического воспитания и спорта.
Рассмотрим, каково состояние физкультуры и спорта в вузах в наше время.
1.1.Состояние физической культуры и спорта в высшем учебном заведении на современном этапе
В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессиональною образования физическая культура с 1994 г. объявлена обязательной дисциплиной гуманитарного образовательного цикла.[1, с.22]
Гуманитарные знания дают возможность преодолеть технократическое и узкопрофессиональное мышление будущего специалиста, воспитывают духовно богатую личность, обладающую развитым чувством социально-профессиональной и нравственной ответственности. Системная и целенаправленная гуманитарная подготовка и формируемая в ее процессе личностная культура студента определяют свойства его адаптивности, самообучаемости, самостоятельности и инициативности как будущего специалиста, закладывая тем самым основы его высокого профессионализма.
Являясь по своей сути человековедческой дисциплиной, физическая культура направлена на то, чтобы развить целостную личность, гармонизировать ее духовные и физические силы, активизировать готовность полноценно реализовывать свои сущностные силы в здоровом стиле жизни, профессиональной деятельности. Гуманитаризация образования в сфере физической культуры означает его очеловечивание, выдвижение личности студента в качестве главной цели педагогического процесса.
В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студента, проявляется единство физического психического и социального развития.
В сфере физической культуры
ценности по качественному критерию могут
быть представлены как: материальные (условия
занятия, качество спортивной экипировки,
льготы со стороны общества); физические
(здоровье, телосложение, двигательные
умении и навыки, физические качества,
физическая подготовленность); социально-психологические
(отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие,
навыки поведения в коллективе, чувства
долга, чести, совести, благородства, средства
воспитания и социализации, рекорды,
победы, традиции); психические (эмоциональные
переживания, черты характера, свойства
и качества личности, творческие задатки);
культурные (познание, самоутверждение,
самоуважение, чувство
собственного достоинства, эстетические
и нравственные качества, общение, авторитет).[1,
с.23]
Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношении индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи - поведенческую активность.
По данным исследования
по выявлению ценностных
2.Основы организации физического воспитания в вузе
Физическая культура в вузе выполняет определенные социальные функции.[3, с.27] Рассмотрим их:
1) преобразовательно-
модели профессионально-личностного развития
человека, стимулируются его творческие
способности, осуществляются процессы
самопознания, самоутверждения, саморазвития,
обеспечивается развитие индивидуальных
способностей); 4) проективно-прогностическая
(она позволяет расширить эрудицию студентов
в сфере физической культуры, активно
использовать знания в физкультурно-спортивной
деятельности и соотносить эту деятельность
с профессиональными намерениями); 5) ценностно-ориентационная
(в процессе ее реализации формируются
профессионально- и личностно-ценностные
ориентации, а их использование обеспечивает
профессиональное саморазвитие, и личностное
самосовершенствование); 6) коммуникативно-регулятивная
(она отражает процесс культурного поведения,
общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной
деятельности, организации содержательного
досуга, оказывающего влияние на коллективные
настроения, переживания, удовлетворение
социально-этических и эмоционально-эстетических
потребностей, сохранение и восстановление
психического равновесия, отвлечение
от курения, алкоголя, токсикомании; 7)
социализация (в процессе её происходит
включение индивида в систему общественных
отношений для освоения социокультурного
опыта, формирования социально цепных
качеств).
Чтобы достичь цели физического воспитания — сформировать физическую культуру личности, нужно решить следующие воспитательные, образовательные, развивающие и оздоровительные задачи: [3, с.38]
- понимать роль физической
культуры в развитии личности
и подготовке ее к
- знать научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
- формировать мотивационно-
физической культуре, установку на здоровый
образ жизни.
- овладеть системой
- обеспечить общую и
профессионально-прикладную
подготовленность, определяющую психофизическую
готовность
студентов к будущей профессии;
- приобрести опыт
творческого использования
Обязательный минимум дисциплины «Физическая культура»
включает следующие дидактические единицы,
освоение которых предусмотрено тематикой
теоретического, практического и контрольного
учебного материала: физическая культура
в общекультурной и профессиональной
подготовке студентов; социально-биологические
основы физической культуры; основы здорового
образа и стиля жизни; оздоровительные
системы и спорт (теория, методика и практика)
профессионально-прикладная физическая
подготовка студентов. Теоретический
же материал формирует мировоззренческую
систему научно-практических знаний и
отношение студентов к физической культуре.
Эти знания необходимы, чтобы понимать
природные и социальные процессы функционирования
физической культуры общества и личности,
уметь их творчески использовать для профессионально-личностного
развития, самосовершенствования, чтобы
организовать здоровый стиль жизни при
выполнении учебной, профессиональной
и социокультурной деятельности. [1, с.43]
Практический раздел учебного материала состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Первый подраздел обеспечивает операциональное овладение методами и способами (физкультурно-спортивной деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей).
Примерная тематика занятий может включать: методику составления индивидуальных программ физического самовоспитания; методические основы занятии с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью; основы методики самомассажа; методику корректирующей гимнастики для глаз; овладение методами оценки и коррекции осанки и телосложения; методы самоконтроля состояния здоровья, физического развития и другие, соотнесенные с содержанием соответствующей тематики лекций.
Важное условие закрепления и совершенствования этих методов — многократное воспроизведение: в условиях учебных занятий, во внеучебной физкультурно-спортивной деятельности, в быту, на отдыхе.
Освоение второго учебно-тренировочного подраздела помогает приобрести опыт творческой практической деятельности, развить самодеятельность в физической культуре и спорте. [1, с.44] Содержание занятий базируется на широком использовании знаний и умений в том, чтобы применять средства физической культуры, использовать спортивную и профессионально-прикладную физическую подготовку для приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурно-спортивной деятельности. На них студенты учатся регулировать свою двигательную активность, поддерживать необходимый уровень физической и функциональной подготовленности в период обучения, приобретают опыт совершенствования к коррекции индивидуального физического развития, учатся использовать средства физической культуры для организации активного отдыха, профилактики общих и профессиональных заболеваний, предотвращения травматизма, овладевают средствами профессионально-прикладной физической подготовки. В процессе занятий создаются условия для активизации познавательной деятельности студентов в области физической культуры, для проявления их социально-творческой активности в пропагандистской, инструкторской, судейской деятельности.
Контрольный раздел занятий обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени и качестве освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности студентов. Оперативный контроль создает информацию о ходе выполнения конкретного раздела, вида учебной работы. Текущий контроль позволяет оценить степень освоения раздела, темы, вида учебной работы. Итоговый контроль (зачеты, экзамен) выявляет уровень сформированности физической культуры студента и самоопределение в ней путем комплексной проверки.
Чтобы быть допущенным к итоговой аттестации, студенту необходимо выполнить обязательные тесты по общефизической и профессионально- прикладной физической подготовке.
Аттестация проводится в форме
устного опроса по теоретическому и методико-практическому
содержанию программы. Студент, завершающий
обучение по дисциплине «Физическая культура», должен: понимать
роль физической культуры в развитии человека
и подготовке специалиста; знать основы
физической культуры и здорового образа
жизни; иметь мотивационно - ценностное
отношение и самоопределение
в физической культуре с установкой на
здоровый стиль жизни.
Информация о работе Основы организации физического воспитания в вузе