Основы тренировки в лыжном спорте. Принципы и методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:18, контрольная работа

Краткое описание

В процессе обучения на уроках лыжной подготовки в школе учителя должны руководствоваться основными дидактическими принципами педагогики. Однако, отражая специфику физического воспитания в целом, эти принципы имеют особое содержание и реализуются средствами и методами, применяемыми в лыжном спорте. Особенностям обучения способам передвижения на лыжах в большей мере отвечают следующие принципы: сознательность и активность, доступность, систематичность и последовательность, наглядность, прочность, индивидуализация.

Вложенные файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 58.05 Кб (Скачать файл)

Предупредить  травматизм поможет и тщательно  продуманный подход к реализации составленных рабочих и учебно-тренировочных  планов. Учитель должен предусмотреть  организацию учащихся на уроке - размещение при обучении, переходы от учебных  площадок на склоны, порядок выполнения и т.д. Учебно-тренировочные занятия  и уроки в школе должны всегда проходить под руководством учителя  или учащихся старших классов, занимающихся лыжным спортом в ДЮСШ. Руководитель, учитывая порой отдаленность мест занятий от жилья, школы и т.д., должен всегда уходить с тренировки последним. Основное правило: сзади на лыжне никто из учащихся не должен оставаться. Недопустимо оставлять учеников одних на склоне, в лесу на тренировочной лыжне без руководителя, в незнакомой местности или в удалении от жилья с приближением темноты. При передвижении по лыжне целой группой учитель всегда должен выделять замыкающего (из числа хорошо подготовленных школьников-лыжников).

К числу внешних  факторов, вызывающих травматизм, следует  отнести и недочеты, ошибки в организации  внеклассных занятий ■в школе, а также при проведении соревнований. В этом случае следует отметить нерациональное размещение школьников при занятиях на склоне (направления спусков и подъемов пересекают-ся или проходят на одном участке склона), поточное выполнение спусков на сложных и крутых склонах, преждевременное услож-нение трасс соревнований без учета тренированности и техниче-ской подготовленности школьников (особенно в начале сезона), нерациональное составление расписания занятий, чрезмерно перегруженный календарь соревнований и т.д.

Некоторые внутренние факторы также могут стать  причиной травматизма: недисциплинированность, недостаточная организованность и  невнимательность учащихся, поспешность  в выполнении заданий, азартность и  умышленная грубость, переоценка своих  технических и физических возможностей и др. Примером таких нарушений  могут служить спуски по незнакомым склонам без разре¬шения учителя, спуски в запрещенных местах с неровностями и с недозволенной скоростью, участие в каких-либо соревнованиях без разрешения учителя, преднамеренная грубость на лыжне и при общем старте, пренебрежение разминкой. Предупреждение травматизма в этих случаях должно базироваться на повышении общей требовательности к дисциплине и внимательности учащихся, а также на улучшении всей воспитательной работы в классе.

Часто причинами  травматизма могут быть низкое качество спортивного инвентаря или плохая его подготовка к занятиям: изношенность скользящей поверхности (особенно кантов лыж), плохая подгонка креплений, несоответствие размера лыж росту учащихся и  др. Своевременный и качественный уход за инвентарем способствует предупреждению травматизма. Большое значение имеет  уход за обувью - пропитка жировой смазкой  делает ботинки мягкими и водонепроницаемыми, что позволяет избежать потертостей  и обморожений. Нельзя недооценивать  выбор и подготовку одежды в зависимости  от условий климата и погоды. Это  позволит избежать переохлаждения и  простудных заболеваний. При этом необходимо учитывать не только температуру  воздуха, но и его влажность, силу и направление ветра, а также  наличие защищенных от ветра мест занятий. Одежда должна отвечать следующим  основным требованиям: быть легкой и  достаточно теплой, не мешать движениям  лыжника, легко впитывать потоотделение  и в то же время быть непродуваемой. Правильный выбор размера лыжных ботинок в значительной мере предупреждает потертости и обморожения.

Большое значение для предупреждения травматизма  имеет освещенность мест занятий (склона, лыжни), прозрачность воздуха. Плохая видимость  увеличивает опасность получения  травм; поэтому при прохождении  сложных спусков в сумерках, в  туман, в сильный снегопад необходимо принять меры предосторожности: снизить  скорость, увеличить интервалы между  учащимися, запретить спуски потоком  и без команды учителя.

Для предупреждения травматизма помимо выбора и подготовки одежды и обуви большое значение имеет соблюдение температурных  норм. При проведении уроков по лыжной подготовке в различных погодных условиях необходимо ориентироваться  на рекомендации школьной программы  и инструктивные документы органов  народного образования и здравоохранения. Для каждой зоны страны разработаны  такие нормы с учетом местных  условий. Уроки тренировочные занятия  в северных районах европейской  части и Сибири, где влажность  воздуха значительно ниже, можно  проводить и при более низких температурах воздуха; при этом необходимо учитывать пол, возраст, физическую подготовленность учащихся. В любом  случае температурные нормы должны быть согласованы с органами здравоохранения  на местах. Кроме этого, должна быть проведена серьезная профилактическая работа по закаливанию школьников к  воздействию неблагоприятных факторов - низких температур, влажности и  ветра. При анализе причин, вызывающих травматизм, выяснено, что в большинстве  случаев имеет место комплекс факторов, влияющих на увеличение количества повреждений у школьников при  занятиях лыжным спортом.

 

 

 

 


Информация о работе Основы тренировки в лыжном спорте. Принципы и методы обучения