Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 19:07, доклад

Краткое описание

История физической культуры и спорта насчитывает тысячелетия. В современных видах спорта отчетливо прослеживаются элементы, присущие основным формам физической активности человека в древности. В историческом развитии отдельных видов спорта и систем физических упражнений очевидна связь с изменяющимися условиями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, отдыха и быта человека. Изменения во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели от прогресса техники, от результатов научных открытий в том смысле, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качество спортивного инвентаря и оборудования, существенно изменялись правила спортивных соревнований

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений.docx

— 18.94 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Особенности занятий избранным  видом спорта или системой физических упражнений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вишнякова Лия. 
3 группа.

2 курс.

 

 

История физической культуры и спорта насчитывает тысячелетия. В современных  видах спорта отчетливо прослеживаются элементы, присущие основным формам физической активности человека в древности. В  историческом развитии отдельных видов  спорта и систем физических упражнений очевидна связь с изменяющимися  условиями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, отдыха и быта человека. Изменения во внутренней структуре  каждого вида спорта зачастую зависели от прогресса техники, от результатов  научных открытий в том смысле, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качество спортивного  инвентаря и оборудования, существенно  изменялись правила спортивных соревнований. Меняющиеся требования к динамичности, зрелищности, телегеничности спортивных соревнований диктуют пересмотр правил соревнований в отдельных видах спорта, а, следовательно, изменение методики подготовки спортсмена.

В спортивной педагогике имеются различные  подходы к группированию видов  спорта по их воздействию на организм человека, на развитие и формирование психофизических качеств.

Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств - выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости - менее сложна на начальных этапах систематических  занятий физическими упражнениями, так как в этот период у новичков, как правило, одновременно улучшаются все эти качества. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, т. е. общефизическая подготовка. Однако по мере повышения тренированности  в каком-либо отдельном физическом качестве, с постепенным повышением спортивной квалификации величина взаимного  положительного эффекта («переноса») постепенно уменьшается.

Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки - одно из действенных  средств достижения высокой работоспособности, которая основана на устойчивости центральной  нервной системы и ряда функциональных систем организма к утомлению.

К видам спорта, акцентировано развивающим  общую выносливость, можно отнести  все циклические виды спорта, в  которых физическая нагрузка продолжается сравнительно долгое время на фоне преимущественного повышения аэробного  обмена в организме человека. Высокий  уровень общей выносливости - одно из главных свидетельств отличного  здоровья человека. Характеристика, видов  спорта, преимущественно развивающих  силу и скоростно-силовые качества: тяжелая атлетика, гиревой спорт, атлетическая гимнастика. Особую группу составляют виды спорта, связанные  с развитием скоростно-силовых  качеств. Это легкоатлетические  метания (копья, диска, молота), толкание ядра и прыжки.

Характеристика видов спорта, развивающих  преимущественно быстроту: некоторые  дисциплины легкой атлетики (бег 100, 200 м, 100 и 110м с барьерами), в конькобежный спорт (бег на 500 м), велоспорт (ряд  коротких дистанций на треке), фехтование, бокс и другие единоборства, в целый  ряд спортивных игр.

Характеристика видов спорта, преимущественно  развивающих координацию движений (ловкость): спортивная акробатика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду, на батуте, прыжки на лыжах, слалом, фристайл, фигурное катание и спортивные игры.

Модельные характеристики спортсменов высокого класса

Морфометрический  профиль спортсменов высокого класса

В процессе естественного спортивного  отбора спортсмены высокого класса становятся «эталоном», по которому можно судить о специфических требованиях, предъявляемых  к организму отдельными видами спорта - определенная «сухощавость» бегунов, особенно на длинные дистанции, «мышечность» штангистов, «габаритность» метателей в легкой атлетике. Различны и конституциональные типы среди представителей разных видов спорта. В каждом виде спорта можно найти как бы свой идеальный морфотип спортсмена. Спортсмены отличаются своими конституциональными особенностями; представители разных видов спорта имеют свои морфологические особенности; спортсмены высокого класса морфологически отличаются от спортсменов средней и низкой квалификации; чем выше квалификация спортсмена, тем меньше морфологические различия между ними.

Физиометрический профиль спортсменов высокого класса

Для достижения высоких спортивных результатов нужны определенные физиологические предпосылки. Наиболее информативным физиологическим  показателем является максимальное потребление кислорода (МПК). На современном  уровне спортивного мастерства среди  высококвалифицированных, спортсменов  побеждает тот, кто обладает не только высокой тренированностью, но еще  и соответствующими свойствами и  типом высшей нервной деятельности (ВНД). Особенно важен вывод исследователей о том, что спортивный успех обусловлен типологическими особенностями  ВНД. Типологические особенности нервной  системы могут играть существенную роль в достижении высоких спортивных результатов.

Определение цели и задач спортивной подготовки (или  занятий системой физических упражнений) в условиях вуза

Возможные формы  организации тренировки в вузе

На занятиях групп ОФП и используется разнообразный спортивный инвентарь  и оборудование. Для определения эффективности занятий применяются функциональные пробы и выполнение контрольных нормативов (тестов), характеризующих степень развития физических качеств. Важны также показатели самоконтроля: самочувствие, настроение, сон, аппетит и др. В группы специальной физической подготовки зачисляются лица, отнесенные по результатам медицинского освидетельствования к основной или подготовительной медицинской группе. Большое место в жизни коллектива физической культуры вуза занимает учебно-тренировочная работа в различных спортивных секциях спортивного клуба. Учебная программа по физической культуре предусматривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивного отделений. Особенности организации учебных занятий по видам спорта в спортивном отделении. Спортивная подготовка проводится и в учебном спортивном отделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленные студенты. Дифференцированные по видам спорта нормативы и требования для основного и спортивного отделений разрабатываются кафедрой физического воспитания каждого вуза исходя из материально-технического обеспечения учебного процесса, особенностей контингента студентов.

Спорт в свободное время - неотъемлемая часть физического воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов.

Самостоятельные занятия - одна из форм спортивной подготовки. В некоторых  видах спорта такая подготовка позволяет  значительно сократить временные  затраты на организованные тренировочные  занятия и проводить их в наиболее удобное время.

Спортивные соревнования - одна из наиболее эффективных форм организации  массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов.

Вся система студенческих спортивных соревнований построена на основе принципа «от простого к сложному», т. е. от внутри вузовских зачетных соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским и т. д. до международных студенческих соревнований. Изучение отдельных систем в ограниченные часы групповых занятий не дают значительного эффекта. Для этого требуются ежедневные самостоятельные упражнения. Они на-много увеличивают и общую двигательную активность, и оздоровительный эффект.

Особенности построения занятий физической культурой для  женщин

Организм женщины имеет анатомо-физиологические  особенности, которые необходимо учитывать  при проведении занятий физическими  упражнениями или спортивной тренировки.

В отличие от мужского, у женского организма менее прочное строение костей, меньшее общее развитие мускулатуры  тела, более широкий тазовый пояс и более мощная мускулатура тазового дна.

Для здоровья и репродуктивной функции  женщины большое значение имеет  развитие мышц брюшного пресса, спины  и тазового дна. От их развития зависит  нормальное положение внутренних органов. Особенно важно развитие мышц тазового дна.

Одной из причин недостаточного развития этих мышц у студенток является малоподвижный  образ жизни. При положении сидя мышцы тазового дна не противодействуют внутрибрюшному давлению и растягиваются  от тяжести лежащих над ними органов, мышцы теряют свою эластичность и  прочность, что может привести к  нежелательным изменениям положения  внутренних органов и к ухудшению  их функциональной деятельности. Ряд  особенностей, характерных для организма  женщины, имеется и в деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем. Все это выражается более продолжительным периодом восстановления организма после физической нагрузки, а также более быстрой потерей состояния тренированности при прекращении тренировок.

Особенности женского организма должны строго учитываться в организации, содержании, методике проведения физкультурных  занятий. Подбор физически упражнений, их характер и интенсивность должны соответствовать физической подготовленности, возрасту, индивидуальным возможностям студенток. Необходимо исключать случаи форсирования тренировки для того, чтобы быстро достичь высоких  результатов. Разминку следует проводить  более тщательно и более продолжительно, чем при занятиях мужчин. Рекомендуется  остерегаться резких сотрясений, мгновенных напряжений и усилий, например, при  занятиях прыжками и в упражнениях  с отягощениями. Полезны упражнения в положении сидя и лежа на спине  с подниманием, отведением, приведением  и круговыми движениями ног, с  подниманием ног и таза до положения  “березка”, различного рода приседания.

Даже для хорошо физически подготовленных студенток рекомендуется исключить  упражнения, вызывающие повышение внутрибрюшного давления и затрудняющие деятельность органов брюшной полости и  малого таза. К таким упражнениям  относятся прыжки в глубину, поднимание больших тяжестей и другие, сопровождающиеся задержкой дыхания и натуживанием.

При выполнении упражнений на силу и  быстроту движений женщинам следует  постепенно увеличивать тренировочную  нагрузку, плавно доводить ее до оптимальных  пределов, чем при занятиях мужчин.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений