Особенности и методика организации подвижных игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2015 в 17:37, реферат

Краткое описание

Актуальность темы выражается в том, что в формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство физического воспитания. При прочих методах обучения, подвижные игры оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ УСЛОВИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
1.1 Исторические предпосылки возникновения игры
1.2 Понятие, сущность и особенности игры
1.3 Влияние игры на физическое развитие ребенка
РАЗДЕЛ 2 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
2.1 Применение подвижных игр в детском оздоровительном лагере
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

особенности и методика организации .docx

— 32.85 Кб (Скачать файл)

Подвижные игры, таким образом, могут положительно влиять на умственное развитие. Однако нельзя переоценивать подобное влияние, поскольку при проведении подвижных игр в силу их специфики прежде всего решаются задачи собственного физического воспитания.

Образовательное значение имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой, плаванием и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются последующем, более углубленном, изучении техники движений и облегчают овладение ею. Игровой метод особенно рекомендуется использовать на этапе начального освоения движений.

Подвижные игры развивают способность адекватно оценивать пространственные и временные отношения, одновременно воспринимать многое и реагировать на воспринятое.

Подвижные игры в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы и игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствует развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократным повторением напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывают значительные затраты силы и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать появление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разделить играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. Добровольное понятие ограничений действий правилами, принятыми в коллективной подвижной игре, при одновременном увлечении игрой дисциплинирует учащихся.

Подвижная игра, в большинстве своем, носит коллективный характер. Мнение сверстников, как известно, оказывает большое влияние на поведение каждого игрока. В зависимости от качества выполнения роли, тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; так дети приучаются к деятельности в коллективе.

Игре свойственны противодействия одного игрока другому, одной команды- другой, когда перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие мгновенного решения. Для этого необходимо в кротчайший срок оценить окружающую обстановку, выбрать наиболее правильное действие и выполнить его. Так подвижные игры способствуют самопознанию.[15,с.98].

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2 ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

 

2.1 Применение подвижных игр в детском оздоровительном лагере

 

Еще не во всех оздоровительных лагерях отдых школьников организован интересно и содержательно. Многие родители и даже работники лагеря считают, что дети в период школьных каникул должны только отдыхать от всякого рода деятельности. Однако это не всегда правильно. Дети, проводящие много времени за партами, нуждаются в физической нагрузке, чтобы отдохнуть от занятий. Такую необходимую нагрузку дети получают в процессе занятий подвижными играми.

В детских оздоровительных лагерях проводятся подвижные игры, способствующие оздоровлению школьников и их отдыху. Они также содействуют укреплению дружеских отношений между детьми, приезжающими в лагерь из разных школ.

Условия в лагере особенно благоприятны для самодеятельного применения любимых подвижных игр, а также игр под руководством взрослых.

Формы организации подвижных игр в оздоровительном лагере разнообразны. Игры планируются с учетом распорядка лагерного дня в сочетании с другими занятиями по физической культуре. Они могут проводится как отдельными мероприятиями между несколькими отрядами. Подвижные игры входят в программы спортивных соревнований, проводятся как самодеятельные встречи между командами на праздниках, прогулках.

Однако руководителю необходимо соблюдать правила безопасности при проведении игр на местности. Он обязан проверять площадку на наличие колющих и режущих предметов.

Очень популярны среди школьников разнообразные индивидуальные и групповые игры с длинной и короткой скакалками, с малыми мячами, с обручами, с кольцами и другими предметами. Можно организовать также игры-аттракционы, желательно организовать в лагере команды по волейболу, баскетболу, футболу, а также по отдельным подвижным играм и проводить встречи между командами [10,c.23].

Из-за огромного разнообразия подвижных игр существует их большая классификация. Наиболее часто в практике применяются: групповые игры, командные игры, игры- эстафеты,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно сказать, что игра - это жизненно важный и необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом. По сложности характера игр можно судить о быте, нравах и навыках данного общества.

Для ребёнка в игре предоставляется возможность представить себя в роли взрослого, копировать увиденные когда-либо действия и тем самым, приобретая определенные навыки, которые могут пригодиться ему в будущем. Дети анализируют определенные ситуации в играх, делают выводы, предопределяя свои действия в схожих ситуациях в будущем.

В воображении ребёнка палка легко превращается в коня, стул в автомобиль, таким образом, игра - абстрактное мышление ребёнка. Более того, игра для ребёнка – огромный мир, причем, мир собственно личный, суверенный, где ребёнок может всё, что захочет.

Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений [16, c.45].

Игра — прерогатива детства. Дети играют, как дышат. Именно детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра — особая, суверенная сфера жизни ребёнка, которая компенсирует ему все ограничения и запреты, становясь педагогическим полигоном подготовки к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания ребёнка.

Игра одновременно — развивающая деятельность, принцип, метод и форма жизнедеятельности, зона социализации, защищенности, самореабилитации, сотрудничества, содружества, сотворчества с взрослыми, посредник между миром ребёнка и миром взрослого.

Вместе с тем, как полагал когда-то А.С.Макаренко, создать некий идеальный комплекс игр, идеальную модель игры, которые можно было бы рекомендовать всем детским учреждениям, детским коллективам разного типа, детям разных возрастов и на все времена, невозможно. Игра стихийна. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется. Каждое время рождает свои игры на современные и актуальные сюжеты, которые интересны детям по-разному.

Игры учат детей философии осмысления сложностей, противоречий, трагедий жизни, учат, не уступая им, видеть светлое и радостное, подниматься над неурядицами, жить с пользой и празднично, "играючи".

Игра — реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом. Она на равных стоит рядом с трудом, познанием, общением, творчеством, являясь их корреспондентом [20,c.60].

 

 

Литература
  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.-144с.
  1. Бородай Ю.М. Воображение и теория познания. – М.: Просвещение, 1966.-287 с.
  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.- 258 с.
  1. Видякин Н.Я. Физкультура внеклассного мероприятия в школе.- М.: Просвещение, 2006.- 153 с.
  1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная деятельность и воспитание школьников.- М.: Просвещение, 1977.- 155 с.
  1. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников.- М.: Академия, 1955- 183 с.
  1. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования.- М.: Прогресс, 1956.- 519 с.
  1. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.- М.: Прогресс, 1960.- 500 с.
  1. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.- М.: Просвещение, 1985.- 190 с.
  1. Жуков М.Н. Подвижные игры.- М.: Академия, 2000.- 160 с.
  1. Запорожец А.В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. – М.: Академия, 1978.- 176 с.
  1. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.- М.: Академия, 2004.- 198 с.
  1. Менджерицкая Н.В. Воспитателю о детской игре М.: Просвещение, 1982.- 256 с.
  1. Найминова Э. Физкультура. Методика проведения. Спортивные игры.- Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.- 342 с.

 

 

 


Информация о работе Особенности и методика организации подвижных игр