Особенности методики занятий по гимнастике с девушками и женщинами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 20:17, реферат

Краткое описание

К 16 годам у каждой девушки, возрастает интерес к своей внешности, хочется быть красивой. Женскую красоту славили во все времена. Поэты — в стихах, художники — на полотнах, скульпторы — в мраморе. При описании красивой женской фигуры часто пользуются образными сравнениями, чтобы подчеркнуть ее хрупкость, плавность линий, то есть все то, чем она отличается от мужской. Так, например, если для мужчины важно, чтобы плечи были шире таза, отчетливо проступал мышечный рельеф рук, ног, брюшного пресса, то у женщины такая фигура выглядела бы карикатурно.

Содержание

1. Отличительные черты женского организма

2. Особенности методики занятий по гимнастике с женщинами

3. Особенности методики тренировки гимнастки

Вложенные файлы: 1 файл

физра.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

    Наряду с точными движениями отдельными частями тела необходимо применять мягкие, пластичные движения особенно для рук.

Постепенное нарастание физической нагрузки в основном достигается изменением содержания применяемых упражнений и их ритма.

К выполнению упражнений на гимнастических снарядах женщины должны быть предварительно подготовлены. Следует больше применять подготовительные и подводящие упражнения, чтобы переход от легких упражнений к более сложным был постепенным, естественным.

Упражнения  на гимнастических снарядах нужно точно дозировать, так как они связаны с усиленной работой мышц рук, плечевого пояса и брюшного пресса. Даже упражнения в простом висе и особенно в упоре требуют значительного напряжения мышц плечевого пояса и рук. Поэтому в занятиях с женщинами следует предпочитать упражнения на брусьях разной высоты, где легко можно сочетать самые разнообразные упражнения в смешанных висах, упорах и седах и т. п.

В подготовительную и основную части занятий следует  включать обще развивающие упражнения без предметов и с различными предметами (гимнастической палкой, скакалкой, набивными, теннисными и другими  мячами), а также упражнения на гимнастической стенке, скамейке, брусьях разной высоты, на бревне, способствующие разностороннему развитию организма. Такое разнообразие позволит к тому же сделать занятия более интересными и эмоциональными.

Строгая последовательность в применении упражнений на занятиях помогает женщинам поверить в свои силы, создает стимул и прочную основу для дальнейшего совершенствования двигательных возможностей.

При подборе  упражнений и проведении их помимо биологических особенностей женского организма важно учитывать особенности  моторики женщины и ее психологические особенности. Преподавателю следует учесть возможную эмоциональную неустойчивость некоторых учениц: женщины, не имеющие достаточного двигательного опыта и не уверенные в своих силах, они иногда излишне обидчивы; боясь продемонстрировать свою неловкость, отказываются выполнять предложенное упражнение. В подобных случаях преподаватель должен проявить педагогический такт; уметь правильно реагировать на то или иное поведение занимающихся.

При оказании помощи или при страховке он должен представлять себе технику упражнений, уметь определять наиболее трудные их части (места) по ходу выполнения, знать возможности каждой из своих учениц, чтобы оказывать помощь своевременно именно в той-мере, в какой это необходимо. Сказанное имеет с большое значение при выполнении соскоков со снарядов и прыжков, как здесь возможны срывы, травмы или ушибы.

Существенную  роль на занятиях с женщинами играет заключительная часть. В связи с  тем, что применяемые упражнения интенсивно воздействуют на эмоциональное  состояние женщины, этой части занятия необходимо уделить достаточное внимание успокаивающим и отвлекающим упражнениям.

Наиболее  приемлемы для этой цели спокойные  и плавные танцевальные движения, а также упражнения ритмического характера. Следует позаботиться о  том, чтобы сохранить у женщин бодрое настроение и приятное впечатление о только что закончившемся занятии.

При занятиях с женщинами необходим регулярный врачебный и педагогический контроль. Знание его результатов значительно  повышает сознательное отношение к занятиям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Особенности методики тренировки гимнастки 

    В процессе занятий основной гимнастикой  хорошо сочетается умственное образование  и физическое воспитание.

    П. Ф. Лесгафт, анализируя систему гимнастики в школе, писал: «Умственное и физическое образование так тесно связаны между собой, что должны составлять нераздельную задачу школы; все одностороннее развитие непременно нарушает гармонию в o6pазовании и не создает условий для развития цельного человека»*.

    Таким образом, в процессе занятий основной гимнастикой можно успешно осуществлять общую всестороннюю физическую подготовку, формировать основные жизненно необходимые двигательные навыки и обучать основам техники многих движений. Основная гимнастика по праву считается подготовительной ступенью, обеспечивающей переход к спорту.

    Спортивно-прикладная гимнастика применяется для совершенствования  двигательных качеств и повышения  функциональных возможностей организма  спортсменов-гимнастов.

    С помощью гимнастических упражнений можно избирательно воздействовать на развитие функций различных систем организма (на различные группы мышц, на разные части тела, органы и др.) и максимально варьировать объем и характер физических нагрузок с учетом индивидуальных особенностей спортсмена.

    Основными средствами спортивно-прикладной гимнастики являются:

1) общеразвивающие  упражнения без предметов и  с ними (гимнастические палки,  гантеля, набивные мячи, скакалки, резиновые амортизаторы и др.);

2) упражнения  на снарядах, массового типа (гимнастическая  стенка и гимнастическая скамейка, канаты, шесты), а также на коне, козле, кольцах, брусьях, перекладине;

3) акробатические  упражнения, прыжки на батуте;

4) неопорные  и опорные прыжки.  

    Для совершенствования отдельных физических качеств необходимо применять следующие упражнения:

а) для развития силы — скоростно-силовые упражнения с предельным весом, с максимально возможной скоростью, с предельным весом до появления первых признаков утомления; упражнения комплексного воздействия;

б) для развития гибкости — упражнения с постепенным увеличением амплитуды, с применением помощи товарища, упражнения на снарядах (гимнастической стенке, канатах, шесте;

в) для совершенствования ловкости — преимущественно упражнения на координацию движений, акробатические, самые разнообразные прыжки (неопорные, опорные, с трамплина, с поворотами и др.). 

    Занятия гимнастикой проводятся по урочной  форме. Преподаватель физического  воспитания строит занятия с учетом программных требований, а также  возраста и пола занимающихся.

    Организация занятий гимнастикой имеет свои cпeцифические особенности. Как правило, один преподаватель руководит большой группой занимающихся. Следовательно, для управления учебным процессом необходимы особые способы организации занятий. Продолжительность урока в школе 45. Преподаватель должен экономно и, рационально пользовать это время, организуя занятия так, чтобы они были достаточно нагрузочны и эмоциональны.

    Уроки гимнастики можно проводить, пользуясь pазличными способами организации. Урок является основной формой занятий по физическому воспитанию.

    Содержание  и структура урока.

    В содержании урока физического воспитания условно выделяют три взаимосвязанных  компонента, каждый из которых включает в себя однородные по функциональной направленности более мелкие элементы этого содержания:

1. Учебный  материал, представленный конкретным  составом физических упражнений  и связанных с ними знаний. Будучи объектом изучения, физические  упражнения выражают специфику  образовательной сущности урока  физического воспитания, его предметное  содержание.

2. Организационно-управленческая  и контролирующая деятельность  педагога: постановка задач урока,  объяснение учебных заданий, показ  образцов практических действий, оказание помощи и страховки,  замечания и указания корректирующего  характера; действия по подготовке и уборке мест занятий, раздаче и сбору инвентаря; руководство занимающимися на месте выполнения учебных заданий (расположение, порядок выполнения, перемещения); организация взаимоконтроля и взаимоанализа действий учеников; наблюдения, оценка и учет успеваемости; изложение домашнего задания и подведение итогов урока. Реализация каждого из элементов деятельности педагога сопровождается воспитательными воздействиями на личность занимающихся и решением оздоровительных задач.

3. Учебно-познавательная деятельность учеников: восприятие и осмысливание дидактических задач; мысленное составление и последующая реализация проекта решения конкретных задач; саморегуляция учебно-познавательной деятельности на основе корректирующих указаний учителя и самооценки выполнения учебных заданий. Результаты учебно-познавательной деятельности занимающихся служат главным критерием оценки качества проведения урока. 

    Структура урока — это дидактически обоснованное соотношение и последовательность расположения во временных рамках урока элементов его содержания. Структура обеспечивает функциональную внутреннюю связь всех элементов, а следовательно, и наибольшую продуктивность их взаимодействия в решении намеченных задач. Таким образом, основными структурными единицами урока являются элементы его содержания в виде взаимообусловленных действий педагога и учеников. Эти действия выражаются в двух проявлениях: внешних и внутренних.

Внешние проявления отражают содержательно-организационную  сущность учебно-воспитательного процесса и визуально наблюдаемы: предъявление педагогом различных видов учебной информации в речевом выражении, наглядном объекте, моторном действии; применение учителем методов и методических приемов обучения, воспитания и организации занимающихся и пр.

    Одной из отличительных черт современного урока физкультуры является вариативность его структуры. Она обусловлена необходимостью учета дидактических задач и специфики содержания, возрастных возможностей и уровня готовности занимающихся к усвоению учебного материала.

    Овладение физическими упражнениями требует  организации активной двигательной деятельности учеников в соответствии с определенными психологическими и физиологическими закономерностями. Учет этих закономерностей обусловливает  выделение в структуре урока  трех функционально связанных составных частей (вводно-подготовительной, основной, заключительной), являющихся наиболее крупными его структурными единицами. Последовательность расположения этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физической нагрузки, а потому стабильна для любого типа урока. Длительность каждой части можно варьировать в зависимости от возраста занимающихся, уровня их подготовленности и конкретных задач урока.

    По  признаку преимущественной направленности на решение оздоровительных, воспитательных или образовательных задач различают четыре разновидности уроков:

1. Уроки  комбинированные, в которых примерно  в одинаковой мере представлены  все три группы задач физического  воспитания. Наиболее часто такие  уроки применяются в процессе общего физического воспитания.

2. Уроки  с преимущественно оздоровительной  направленностью могут проводиться  в двух вариантах: первый —  развивающие уроки, служащие развитию  различных систем организма, второй  — восстанавливающие уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности. Те и другие, естественно, способствуют общему оздоровлению.

3. Уроки  с преимущественно воспитательной  направленностью, дифференцируемые  в зависимости от конкретных  задач нравственного или эстетического воспитания.

4. Уроки  с преимущественно образовательной  направленностью. Они подразделяются  на пять типов по признаку  выделяемых дидактических задач,  что характерно прежде всего  для школьного урока физической  культуры, в котором при единстве  оздоровительной, воспитательной и образовательной направленности ведущими все же являются задачи обучения:

— вводные  уроки проводятся в начале учебного года, четверти, изучения нового раздела  программы, серии уроков. Главным  на этих уроках является ознакомление учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, нормативными требованиями, а также выявление способностей класса и отдельных учеников, степени готовности их к усвоению нового материала. Типичное содержание: рассказ, беседа, выполнение учащимися практических заданий (обычно групповых), дающих представление об их подготовленности;

— уроки  изучения нового материала. Основная задача — ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями с выделением главного, требующего особого внимания. Это осуществляется путем показа и демонстраций в сочетании с методами слова, обязательным практическим опробованием двигательных действий в целом или по частям на основе восстановления ранее усвоенных знаний и умений;

— уроки  совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления пройденного в усложняющихся условиях или специального воспитания физических качеств с помощью усвоенных упражнений. Задачи обучения ставятся предельно конкретно с акцентом на совершенствование отдельных компонентов техники. Повышается интенсивность выполнения упражнений и моторная плотность уроков. Широко используются групповой и индивидуальный способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся, задания творческого характера по выбору вариантов решения двигательных задач. В водно-подготовительная часть урока сокращается по времени, а заключительная требует относительно больших затрат времени на восстановление;

Информация о работе Особенности методики занятий по гимнастике с девушками и женщинами