Особенности проведения занятий по физической культуре в средней группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает более устойчивый характер; совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие; развивается целенаправленное запоминание. Дети способны различать и выполнять разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом

Вложенные файлы: 1 файл

fizkultura.docx

— 33.29 Кб (Скачать файл)

Вариант 30

Особенности проведения занятий по физической культуре в средней группе

          На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает более устойчивый характер; совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие; развивается целенаправленное запоминание. Дети способны различать и выполнять разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет педагогу приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества.

 

    Физкультурные занятия

  

  В средней группе проводятся 2 физкультурных занятия в неделю. Продолжительность каждой части  занятия увеличивается по сравнению  с предыдущим годом за счет  усложнения упражнений, отработки  техники движений. Детей следует  привлекать к подготовке, раздаче  инвентаря и его уборке после  занятия.

    Приемы обучения движениям разнообразны: показ и объяснение, указания, пояснения, игровые приемы, имитации, использование  зрительных и звуковых ориентиров. Например, педагог показывает ребенку  подлезание под дугу, затем объясняет, как это надо делать, после чего ребенок выполняет подлезание сам. Воспитатель помогает, ободряя и подсказывая. Проговаривая последовательность движений по ходу их выполнения, воспитатель тем самым помогает детям лучше понять задание. Важно сосредоточивать внимание ребенка на удавшихся ему элементах движения, а не на допущенных ошибках. Если ребенок затрудняется, педагог оказывает ему помощь. Можно выполнить движение вместе с ребенком. Поощрение, поддержка помогают детям преодолевать трудности, развивают уверенность в своих силах.

    В зависимости от программных  задач и содержания занятия  используются разные способы  организации детей: фронтальный, поточный, под-групповой, индивидуальный. Например, если ставятся задачи учить  детей отталкиваться в прыжках  в длину с места, сочетать это  со взмахом рук, а также закреплять  умение ползать на четвереньках  и катать мяч между предметами, их можно разделить на подгруппы: одну подгруппу обучают прыжкам в длину с места, другая последовательно упражняется в двух движениях – сначала в ползании на четвереньках друг за другом до ориентира, затем в катании мяча друг к другу. В течение одного занятия могут быть использованы два-три способа организации детей.

    При обучении основным видам  движений применяются игровые  приемы. Например, ребенку предлагают  пройти не по гимнастической  скамейке, а по «мостику», перепрыгнуть  не через две линии, а через  «канавку». Можно организовать занятие, все содержание которого будет  подчинено игровому сюжету, например, «Прогулка в лес».

 

    Строевые упражнения

   

В средней группе дошкольников учат строиться по росту, перестраиваться в колонну по двое, трое, четверо. При этом могут использоваться различные приемы обучения. Например, при перестроении в колонну по двое можно использовать ориентиры. Детям предлагают встать парами (взявшись за руки), а затем разойтись в стороны за направляющими, которые должны остановиться у определенных предметов-ориентиров. При перестроении в три колонны воспитатель может назвать новых направляющих, которые пойдут к ориентирам. Педагог показывает и объясняет: чтобы было удобно выполнять упражнение, надо разомкнуться – поднять руки вперед, в стороны.

 

    Общеразвивающие упражнения

   

В занятие следует включать 6–7 общеразвивающих упражнений, которые выполняются из разных исходных положений и повторяются 4–6 раз. Общеразвивающие упражнения для мышц туловища нужно выполнять в более медленном темпе и с меньшей дозировкой (не более 4 раз). Необходимо продолжать учить детей занимать правильное исходное положение, четко выполнять все промежуточные положения. Пока упражнение не освоено, дается наглядный образец его выполнения. Дети могут выполнять общеразвивающие упражнения с предметами (шнурами – круглыми и сплетенными в косички, обручами, палками). Воспитатель особенно внимательно следит за тем, чтобы ребенок не задерживал дыхание: оно не должно быть прерывистым или учащенным.

 

    Основные движения

   

Ходьба. В средней группе ставится задача закрепить умение ребенка ходить, координируя движения рук и ног. Для этого в вводной части занятий следует использовать ходьбу с ускорением и замедлением, а также чередовать ходьбу с бегом. Во время ходьбы надо периодически напоминать детям, чтобы они не опускали голову, спину держали прямо. Закреплению навыка сохранять правильную осанку, укреплению мышц и связок стопы способствует ходьба на носках со сменой положения рук. В этой группе вводится ходьба на пятках и наружных сторонах стоп. Эти упражнения должны быть непродолжительными (5-10 секунд), они проводятся в чередовании с другими видами ходьбы. При обучении ходьбе мелким и широким шагом используются зрительные ориентиры (начерченные мелом линии, плоские обручи и др.).

    Бег. Упражняя детей в беге, воспитатель  уделяет основное внимание развитию  ритмичности, обучению активному  выносу и подниманию бедра, энергичному  отталкиванию носком. Отработке  этих элементов бега способствуют  такие упражнения, как бег через  линии, из кружка в кружок и  т. п. В содержание занятия должны  входить легкий бег в медленном  темпе в течение 1–1,5 минуты и  бег на скорость. Тем самым  обеспечиваются постепенность в  увеличении нагрузки на организм  ребенка и развитие выносливости. (В «Программе» определены продолжительность  непрерывного бега и дистанция.)

    Прыжки. Наряду с закреплением  умения занимать исходное положение, энергично отталкиваться двумя  ногами, правильно приземляться  нужно учить детей сочетать  отталкивание со взмахом рук. Например, воспитатель показывает, что в прыжках в длину с  места надо, слегка присев, отвести  руки вниз-назад и, резко оттолкнувшись  одновременно двумя ногами, вынести  руки вперед. При выполнении прыжков  в длину с места и с высоты  необходима страховка. Прыжки в  длину выполняются на мат или  в прыжковую яму. На пятом году  жизни дети начинают осваивать  прыжки на одной ноге, при этом  руки они держат произвольно. Дозировку прыжков следует давать  небольшую (по 4–5 раз на правой  и левой ноге). Постепенно детей  подводят к прыжкам через скакалку. Вначале, держа ее впереди, дети перешагивают или перепрыгивают через нее, затем учатся правильно держать ее сзади, вращать ее из-за головы вперед одновременно двумя руками и перепрыгивать через скакалку, когда она коснется пола. По мере освоения техники прыжков со скакалкой можно увеличивать темп ее вращения. В начале года на одном занятии детям предлагают сделать от 10 до 20 прыжков, к концу – по 20 прыжков 2–3 раза с перерывами для отдыха. Воспитатель следит за тем, чтобы дыхание детей оставалось равномерным.

    Бросание, ловля, метание. При выполнении  упражнений в катании и прокатывании  мяча и обруча детей следует  учить мягко касаться этих  предметов пальцами, точно направлять  их движение. Обучая приемам ловли  мяча кистями рук, способам бросания  его и отбивания о землю (пол), педагог должен показать и  объяснить, как это делается. Например, при отбивании мяча о землю  рука должна быть полусогнута  в локте, встречать мяч надо  ладонью с разведенными пальцами, как бы обхватывая его, отбивать  мяч мягким надавливанием сверху  всей кистью, а не резкими ударами. В упражнениях на метание детей  учат занимать правильное исходное  положение.

    При метании правой (левой) рукой  нужно отставить назад одноименную  ногу, встать вполоборота к направлению  броска. После этого ребенок должен  прицелиться, замахнуться и бросить  предмет, не задерживая его в  руке, добиваясь тем самым слитности  замаха и броска. При обучении  броску на дальность целесообразно  использовать зрительные ориентиры («Дети, старайтесь перебросить мяч  через подвешенный шнур, добросить  до флажка»).

    Ползание, лазанье. В средней группе  дети учатся подлезать под  предметы и ползать по гимнастической  скамейке на животе, с подтягиванием  с помощью рук, с опорой на  стопы и ладони; перелезать с  одного пролета гимнастической  стенки на другой (вправо и  влево). К показу этих движений  педагог привлекает кого-либо  из ребят, заранее подготовленных, а сам дает пояснения. Если  большинство детей затрудняются  выполнить движение, показ можно  повторить. При обучении лазанью  особое внимание уделяется преодолению  у ребенка чувства страха, неуверенности. Учить переходить с одного  пролета лестницы на другой  приставным шагом следует начинать  на первой-второй перекладине. При  лазанье по лестнице сверху  вниз детей надо приучать спускаться  до нижней перекладины и сходить  спокойно – не спрыгивать.

    Упражнения в равновесии. В средней  группе дети продолжают развивать  навыки сохранения равновесия  в ходьбе и беге. Упражнения  усложняются за счет дополнительных  заданий (пройти по гимнастической  скамейке, перешагивая кубики, держа  на ладони предмет и т. д.), нового  способа выполнения (ходьба по  бревну приставным шагом; по скамейке, ставя ноги с носка). Упражнения  проводятся в медленном и среднем  темпе. Эффективны также статические  упражнения (сохранение равновесия  стоя на носках или на одной  ноге). При их выполнении необходимо  учить детей контролировать положение  тела. Достижению положительных  результатов способствуют игровые  приемы, поощрение, страховка воспитателем. В этом возрасте дети уже  способны сохранять статическое  равновесие. Они могут на 1–2 секунды  зафиксировать положение тела, например, стоять, поднявшись на носки.

 

    Подвижная игра

   

На каждом физкультурном занятии организуются 1–2 подвижные игры. Проводя их повторно, педагог может менять правила и условия, усложнять движения. В течение года следует научить всех детей исполнять роль ведущего и другие ответственные роли и выбирать ведущих, используя короткие и понятные считалки (разучиваются вне физкультурных занятий). В этой группе от детей уже можно требовать точного выполнения правил игры (когда догоняешь – слегка прикоснись; если к тебе прикоснулись – отойди в сторону и т. д.).

 

    Спортивные упражнения

   

Обучение спортивным упражнениям проводится 2 раза в неделю по подгруппам на воздухе в дни, когда нет физкультурных занятий в группе или бассейне. Зимой, когда каждый ребенок овладеет умением ходить на лыжах скользящим шагом, этому спортивному упражнению можно посвятить все занятие целиком, используя фронтальный способ организации детей. Для обучения скольжению на коньках используют две-три ледяные дорожки длиной 1–1,5 м с интервалами между ними для разбега. Весной и летом дети осваивают технику катания на двухколесном велосипеде. Обучение проводится в несколько этапов. На первом занятии воспитатель поддерживает велосипед с ребенком одной рукой за руль, другой – за седло, на втором и третьем – только за седло. Следует показать и объяснить ребенку, как надо садиться на велосипед и сходить с него. После того как все освоят технику катания по прямой, можно приступать ко второму этапу – езде с поворотом, по кругу. Нужно объяснить детям: поворот руля должен быть плавным – резкий поворот рывком может привести к падению.

 

    Утренняя гимнастика

   

Проводится в среднем и быстром темпе, без длительных объяснений и пауз. В комплекс необходимо включать 6–7 общеразвивающих упражнений, которые выполняются по 4–6 раз из разных исходных положений. Следует предусматривать упражнения, способствующие формированию правильной осанки, укреплению мышц стопы. Дозировка и темп устанавливаются с учетом сложности упражнений, а также физической подготовленности детей. Имитация используется только в том случае, если нужно подчеркнуть особенность упражнения, улучшить качество его выполнения (например, комплексы «Дерево», «Птички» и др.).

 

    Подвижные игры вне занятий

   

В данной возрастной группе широко используются бессюжетные игры типа «Ловишки», «Сбей булаву», «Подбрось – поймай» и др. Воспитатель должен регулировать нагрузку на детей, варьируя продолжительность и скорость бега, сокращая или увеличивая число игроков, изменяя условия и правила. Все указания по ходу игры нужно давать в доброжелательном, спокойном тоне, отмечать правильное выполнение движений, соблюдение правил, ловкость, проявление дружеских взаимоотношений, поддерживая тем самым радостное настроение детей.

    Организуя подвижные игры на  прогулке, педагог должен учитывать  состояние погоды, предшествующую  деятельность детей, время дня. Так, если на улице очень жарко, лучше провести игру средней  подвижности в полосе светотени. Во время вечерней прогулки  нежелательны игры большой подвижности. В дни, когда проводятся физкультурные и музыкальные занятия, длительность подвижных игр и физических упражнений сокращают (примерно в два раза).

 

    Самостоятельная двигательная деятельность

   

Для ребенка пятого года жизни характерен сравнительно устойчивый интерес к движениям, поэтому необходимо всячески поощрять игры с мячами, обручами, игрушками-двигателями, побуждать к самостоятельному использованию физкультурного оборудования, инвентаря, атрибутов для подвижных игр. Выполнение педагогом упражнений вместе с детьми, участие в играх повышают их интерес к двигательной деятельности. Необходимо поддерживать и поощрять самостоятельность дошкольников в организации подвижных игр и физических упражнений, обеспечивать смену видов деятельности, регулировать нагрузку на детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, а также физическую подготовленность. Планируя игры на воздухе, следует принимать во внимание состояние погоды.

Информация о работе Особенности проведения занятий по физической культуре в средней группе