Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 17:48, дипломная работа

Краткое описание

Научная и практическая актуальность этой проблемы заключается в том, что современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Поэтому изучение механизмов и закономерностей адаптации человека в разнообразных производственных и социальных условиях на различных уровнях приобретает в настоящее время фундаментальное значение. В период всей жизни человека - с момента рождения и до самой смерти - его непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации, равно как и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.

Содержание

Введение………………………………………………………….......................3
Глава 1. Понятие социальной адаптации.
1.1.Подходы к изучению социально - психологической адаптации..................5
1.2. Особенности социальной и спортивной адаптации……………………....14
1.3. Самооценка подростка……………………………………………………..16
1.4. Проблемы личностной тревожности……………………………………..24
1.5. Характер самооценки и качества личности……………………………….37
Глава 2. Подростковый возраст.
2.1.Психологические особенности подросткового возраста……………….39
2.2. Проблемы развития личности подростка………………………………….41
2.3. Особенности адаптации в подростковом возрасте……………………….53
Глава 3. Опытно-экспериментальная часть
3.1.Методика диагностики самооценки...……………………………………...59
3.2. Приемы повышения самооценки и адаптационных возможностей учащихся подросткового возраста…………………………..............................61
3.3. Упражнения на уменьшение личностной тревожности у подростков…62
3.4.Методика диагностики социально – психологической адаптации ………64
Заключение......................................................................................................66
Список литературы.........................................................................................67

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 591.50 Кб (Скачать файл)

Шкала ответов:

- «0»  - это ко мне совершенно не  относиться;

- «2»  - сомневаюсь, что это можно отнести  ко мне;

- «3»  - не решаюсь отнести это к себе;

- «4»  - это похоже на меня, но нет  уверенности;

- «5»  - это на меня похоже;

- «6»  - это точно про меня.

Выбранный вариант ответа помечается в бланке для ответов в ячейке, соответсвующей порядковому номеру высказывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни адаптации

 

 

Из  полученных данных следует, что уровень адаптации увеличился, учащиеся начали более адекватно оценивать свои возможности, повышать свои интересы, выявлять свое мнение в группе.

 

Уровни самооценки учащихся

 

По  данным диаграммы уровня адаптации  учащихся видно, что средний уровень(45%), низкий(39%), высокий(18%). После проведенных тренингов заметно уровнялся уровень самооценки.

 

Уровень тревожности подростка

 

После проведения физических упражнений и соревновательной деятельности, мы видим, что уровень тревожности подростков значительно уменьшился, что привело к увеличению самооценки и уровня адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

С адаптацией напрямую связан анализ факторов определенной среды или окружения, оценка личностных качеств окружающих как фактора привлекающего в подавляющем большинстве случаев сочеталась с эффективной психической адаптацией, а оценка таких же качеств как фактора отталкивающего – с ее нарушениями. Но не только анализ факторов окружающей среды определяет уровень адаптации и эмоциональной тревожности.

Необходимо  также принимать во внимание индивидуальные качества, состояние непосредственного  окружения, в котором осуществляется взаимодействие. Эффективная психическая адаптация представляет собой одну из предпосылок к успешной профессиональной деятельности. В профессиональной деятельности стрессовые ситуации могут создаваться динамичностью событий, необходимостью быстрого принятия решения, разногласием между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

 

1. Александрова  М.Д. Проблемы социальной и  психологической

2. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Теория и практика физической культуры. - 2003. - N 7. С. 51-54

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи./ АН УССР/, ин-т философии. – Киев, 1986.142 с.

4. Жумагамбетов  С.С. Профессиональная адаптация  учителя средней общеобразовательной школы в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Дис. Магнитогрск, 2004. 158 с.

5. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов – М.: просвещение, 1987. – 287 с.

6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности/Отв. ред. А. А. Бодалев;АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. 191 с.

7. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопросы психологии.– 1984.– №1.с. 20 – 27.

8. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.

9. Алешков И.А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. — В сб.: Психология спортивной деятельности. М., изд. ВНИИФК, 1978.

10. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. – Л., 1961. 98 с.

11. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – М., 1984.

215 с.

12. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.  173 с.

13. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993. 190 с.

14. Мельников В. М. , Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную

15. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. 215 с.

16. Никонова А.Я., Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.  420 c.

17. Райгородский Д. А. Практическая психодиагностика. – Самара, 2007. – 672 с.

18. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. - М., 1984. 176 с.

19. Теория и технология образования: экспериментальное учебное пособие // Е.А. Суворина, О.Н. Борисова, Е.В. Ткаченко и др.; Твер. гос. ун-т, кафедра педагогики и научных основ управления педагогики, лаб. инновац.-пед. технологий. - Тверь: ТГУ, 1992.

20. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980.Т. 1.230с.

21. Физиологические и психологические основы труда/ ред. В. И. Дорогайченко. – М., 1974. 231 с.

22. Хатюшина А.А. Повышение квалификации учителей США с учетом личностного развития // Социально-реабилитационная инноватика: теория, технологии, практика. – М: Изд-во РГСУ, 2007. 32 с.

23. Чумаков Б.Н. Валеология: Учеб пособие.- 2-е изд. Испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2000.407с.

24. Шишкина Л.И. Социально-правовые вопросы профориентации молодежи/ Л. И. Шишкина; Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л., 1976.62 с.

25. Щербаков А.И. Формирование личности учителя советской школы в системе высшего педагогического образования. – Л., 1968. 120 с.

26. Юпитов А.В. Проблематика и особенности психологического Консультирования.Способности учителя физической культуры.

27. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. 280 с.

28. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. 380 с.

29. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. 339 с.

30. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитание творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань, 1988. 236 с.

31. Бикмухаметов Р.К. Духовное воспитание будущих педагогов: Учебно-метод. пос. для педагогических вузов и колледжей. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002.

32. Баранов А. А. Психология адаптации личности – Спб.: 2006, - 479с.

33. Бодалев А.А.. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина.- М., 1987.- С. 124-128. геронтологии. Л., 1974. 243 с.

34.Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2002. 242 с. «Гуманитарные исследования в образовании» психологию личности: Учеб. пособ. для пед. ин-тов. – М., 1985. С. 29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Шкала самооценки

(Ч. Д. Спилберг, Ю. Л. Ханин)

Как вы себя чувствуйте в данный момент?

  1. Я спокоен
  2. Мне ничто не угрожает
  3. Я нахожусь в напряжении
  4. Я испытываю сожаление
  5. Я чувствую себя свободно
  6. Я расстроен
  7. Меня волнуют возможные неудачи
  8. Я чувствую себя отдохнувшим
  9. Я встревожен
  10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
  11. Я уверен в себе
  12. Я нервничаю
  13. Я не нахожу себе места
  14. Я взвинчен
  15. Я не чувствую скованности, напряженности
  16. Я доволен
  17. Я озабочен
  18. Я слишком возбужден и мне не по себе
  19. Мне радостно
  20. Мне приятно

Возможные варианты ответов:

1)Нет,  это не так

2)Пожалуй,  так

3)Верно

4)Совершенно  верно

Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги  у человека в ситуациях оценки его компетентности.

 

Как вы себя чувствуйте обычно?

  1. Я очень быстро устаю
  2. Я легко могу заплакать
  3. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие
  4. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения
  5. Обычно я чувствую себя бодрым
  6. Я спокоен, хладнокровен и собран
  7. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня
  8. Я слишком переживаю из-за пустяков
  9. Я вполне счастлив
  10. Я принимаю все слишком близко к сердцу
  11. Мне не хватает уверенности в себе
  12. Обычно я чувствую себя в безопасности
  13. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей
  14. У меня бывает хандра
  15. Я доволен
  16. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня
  17. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть
  18. Я уравновешенный человек
  19. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах
  20. Я испытываю удовлетворение

Возможные варианты ответов:

1)Почти  никогда

2)Иногда

3)Часто

4)Почти  всегда

Низкая  тревожность, наоборот, требует повышения  внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.

 

Приложение 2

Опросник социально – психологической  адаптации

 

  1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.
  2. Нет желания раскрываться перед другими.
  3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.
  4. Предъявляет к себе высокие требования.
  5. Часто ругает себя за сделанное.
  6. Часто чувствует себя униженным.
  7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола.
  8. Свои обещания выполняет всегда.
  9. Теплые, добрые отношения с окружающими.
  10. Человек сдержанный, замкнутый; держится ото всех чуть в стороне.
  11. В своих неудачах винит себя.
  12. Человек ответственный; на него можно положиться.
  13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.
  14. На многое смотрит глазами сверстников.
  15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.
  16. Собственных убеждений и правил не хватает.
  17. Любит мечтать – иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности.
  18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения.
  19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставляя себя, разрешать себе; самоконтроль для него – не проблема.
  20. Часто портиться настроение: накатывается уныние, хандра.
  21. Всё, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе; занят собой.
  22. Люди, как правило, ему нравятся.
  23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.
  24. Среди большего стечения народа бывает немножко одиноко.
  25. Сейчас очень не по себе. Хочется всё бросить, куда- нибудь спрятаться.
  26. С окружающими обычно ладит.
  27. Всего труднее бороться с самим собой.
  28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.
  29. В душе оптимист – верит в лучшее.
  30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными.
  31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.
  32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.
  33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относиться, любит его.
  34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.
  35. Человек с привлекательной внешностью.
  36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом.
  37. Приняв решение, следует ему.
  38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освобо<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'T

Информация о работе Особенности психологической адаптации учащихся подросткового возраста на уроках физической культуры