Особенности соревновательной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 16:50, доклад

Краткое описание

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном виде спорта необходимы прежде всего для:
- определения общей стратегии подготовки - выбора средств, методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок, использования внетренировочных факторов;
- объективизации спортивного результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного выявления причин успеха или неудачи;
- внесения своевременных коррекций в планы подготовки

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕНОСВТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 20.52 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное

бюджетное учреждение высшего  профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

                 Доклад

 на тему: Особенности соревновательной деятельности.

 

 

Кафедра физического воспитания

 

 

 

 

 

                                                             Исполнитель:   

                                                                                                                   Студент 1 –го курса ,БЭ

                                                                                                                   Факультет «Финансово-кредитный»

                                                                                                                  Личное дело №100.17/120069

                                                                                                                  Кириакулова(Касамбули) Н.И

                                                               Преподаватель :

                                                                 Огородников В.И

 

Новороссийск 2013

 

Содержание и особенности  соревновательной деятельности.

 

Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и  оценку возможностей спортсменов в  различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием  двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

 

Четкие и полные знания о содержании и результатах соревновательной деятельности в каждом отдельном  виде спорта необходимы прежде всего для:

 

- определения общей стратегии  подготовки - выбора средств, методов  тренировки, параметров тренировочных  нагрузок, использования внетренировочных факторов;

 

- объективизации спортивного  результата в конкретном соревновании - возможности быстрого и точного  выявления причин успеха или  неудачи; 

 

-    внесения своевременных  коррекций в планы подготовки;

 

- повышения эффективности  тактической подготовки, в частности,  выбора тактического варианта  выступления в конкретном соревновании, адекватного цели выступления  и возможностям предполагаемых  соперников;

 

- моделирования в тренировке  условий протекания реальных  состязаний.

 

Соревновательная деятельность оказывает большое воздействие  на организм спортсмена. Это связано  и с ее экстремальными двигательными  режимами (максимальная скорость движений и действий; проявление максимальной силы, выносливости; координационная  сложность действий с элементами риска и др.), и с нервно-эмоциональными напряжениями, стрессовыми воздействиями, связанными с социальным статусом соревнований, их престижностью и др.

 

Поэтому в последние годы изучению закономерностей соревновательной деятельности стало уделяться значительно  большее внимание.

 

Соревновательная деятельность спортсмена имеет фазовый характер.

Фазовая структура соревновательной деятельности спортсмена

  

   I . Предстартовая фаза  

 настройка  

 разминка  

II . Собственно-состязательная  фаза  

  модель технико-тактических  действий  

 состязание соперничество      

коррекция элементов соревновательной деятельности    

III . Фаза последействия   

  восстановление ближнее  «заминка»  

  анализ соревнования  

 дальнее восстановление

Первая фаза - предстартовая - состоит из психологической настройки  и предсоревновательной разминки, которая часто значительно различается с тренировочной.

 

Вторая фаза - собственно состязание - включает в себя построенную  модель технико-тактических действий, сам процесс спортивного соперничества  и коррекцию отдельных элементов  соревновательной деятельности в процессе состязания.

 

Третья фаза - последействие - включает в себя фазу ближнего восстановления (заключительная физическая нагрузка низкой интенсивности, часто называется "заминкой"), анализ проведенного соревнования и дальнего восстановления с возможным выходом в фазу суперкомпенсации (состояния более высокого, чем до старта).

 

Спортсмен в процессе соревновательной деятельности должен иметь конкретную систему целей, ресурсы для их реализации, информацию для принятия решения.

 

В соревнованиях спортсмену приходится иметь дело с большим  количеством информации технико-тактического, психологического и другого характера. Эта информация должна соотноситься с задачами, стоящими перед спортсменами в каждой ситуации поединка и в  соревнованиях в целом. Для решения  конкретной задачи полезная информация о создавшейся ситуации соотносится с тактическим планом, выработанным спортсменом в тренировочном процессе, и соревновательным опытом. Активное выделение и переработка необходимой информации составляет одну из важных задач тактики соревновательной деятельности.

 

Спортсмен в соревновании принимает решение, строящееся на размышлении - анализе собственного психического и физического состояния для  выбора предполагаемого ответного  действия соперника (или партнера). Разведав особенности действий противника, спортсмен на основании своего представления  о его предполагаемых реакциях составляет собственный план. При этом во всех своих тактических рассуждениях спортсмен воспроизводит рассуждения  противника (партнера по команде). Деятельность спортсмена в поединке определяется его представлением, мысленным воспроизведением моделирования основных положений  предполагаемого поведения противника и своего. В спортивных играх и  единоборствах моделирование соревновательной деятельности в конкретных соревнованиях  и стартах приобретает решающее значение.

 

Способность к размышлению  и анализу в спортивных играх  связана с тем, что игрок в  отличие от спортсменов других специализаций  должен воссоздавать в своем сознании не только тактический план своих  действий, но и адекватно отображать действия партнеров по команде, т.е. представлять их возможности: состояние  подготовленности, индивидуальные особенности, техническое мастерство и тактическое  мышление.

 

В видах спорта с отсутствием  непосредственного контакта между  спортсменами в процессе соревнования и очередностью старта принятие решения  определяется последовательностью  выступления спортсменов в соревнованиях  до и после основных конкурентов. Так, например, заявка исходного веса в тяжелой атлетике и высоты в  легкоатлетических прыжках определяется спортсменом, исходя из указанного условия, а также включение в комбинацию наиболее сложных элементов в  гимнастике и прыжках в воду, фигурном катании на коньках.

 

 

Принятие решений в  ходе соревновательной деятельности в  видах ' спорта, характерных одновременностью начала, возможно непосредственно в процессе борьбы с соперниками. При одновременном старте партнеров по команде возможна взаимопомощь и групповые варианты состязательной борьбы (забеги в легкой атлетике на средние и длинные дистанции, шоссейные гонки в велосипедном спорте и др.).

 

Результативность соревновательной деятельности при условии хорошей  подготовленности спортсмена зависит  от надежности восприятия и быстроты переработки информации, характера  ее отражения, времени выработки  и целесообразности принятого решения, своевременности его воплощения, за счет целенаправленных специализированных действий.

                                               

                                

                  СИСТЕМА СОРЕВНОВАНИЙ

 

Организация и проведение соревнований по фехтованию и соответствие правилам ведения поединков предопределяют условия для максимальной реализации духовных и физических возможностей спортсменов, демонстрации и сопоставления уровня их тренированности, достижения высших результатов на основе слагаемых итогов серии поединков. При многоэтапном их построении и непосредственной связи с задачами и содержанием тренировки соревнования принципиально отличаются друг от друга по четырем основным направлениям, среди которых:

 

- место в общей системе  подготовки;

 

- способ проведения;

 

- организационная принадлежность;

 

- возрастная преемственность  и календарная последовательность.

 

Место соревнований в общей  системе подготовки спортсменов. Функции  соревнований включают как выявление  способностей спортсменов к избранному виду деятельности и степени готовности к достижению определенных результатов, так и управление их тренированностью. Участие в соревнованиях содействует  совершенствованию адаптационных  возможностей организма фехтовальщика  к интенсивным двигательным и  психическим напряжениям, способностей к мобилизации волевых усилий и повышению устойчивости к экстремальным  условиям единоборства.

 

Являясь самостоятельным  средством тренировки фехтовальщиков и многократно повторяясь в годичном цикле, соревнования придают системе  подготовки фехтовальщиков полисоревновательные характеристики. Данное положение позволяет разделить их на подготовительные, контрольные, модельные и главные.

 

Подготовительные соревнования направлены:

 

на рационализацию использования  средств фехтования и тактических  компонентов их подготовки и применения в поединках;

 

специализирование проявлений психических свойств спортсменов;

 

повышение уровня их тренированности  и приобретение соревновательного  опыта.

 

Контрольные соревнования направлены:

 

на объективизацию оценок тренированности спортсмена;

 

уточнение степени овладения  приемами и реализации тактических  задач применения действий;

 

определение уровня специализированности двигатель-ных и психических качеств, функциональной готовности к соревновательным нагрузкам.

 

Результаты контрольных  соревнований позволяют оценить  эффективность построения этапа  подготовки и корректировать соотношение  средств и методов тренировки. Контрольные функции выполняют  и организованные по ходу учебного процесса тренировочные соревнования, а также отдельные официальные  турниры.

 

Модельные соревнования решают задачи подведения фехтовальщиков к  состоянию спортивной формы перед  главными соревнованиями годичного  цикла, четырехлетия. Они могут быть специально организованными или  календарными, полностью или частично воссоздавая ус-ловия предстоящих главных соревнований.

 

Главные соревнования предназначены  для достижения наивысших на определенном этапе совершенствования спортивных результатов, для чего фехтовальщику  необходимо проявить полную мобилизованность технико-тактических и функциональных возможностей, максимальную нацеленность на высшие показатели и присущий спортсмену уровень морально-волевых усилий на их реализацию.

 

Значительное количество соревновательных стартов, доходящее  в отдельных случаях до 25-30 в  годичном цикле, положительно сказывается  на стабильности спортивных результатов, позволяет удерживать высокий уровень  подготовленности в течение сезона. Однако сохранение высоких результатов  столь длительные сроки связано  с большим расходом нервной и  физической энергии спортсменов, резервы  которых при большом количестве стартов постепенно истощаются. Поэтому  в годичных циклах подготовки обязательным является ранжирование соревнований, выделение главных стартов с задачей достижения наивысших спортивных результатов, подчиняя остальные соревнования целям подготовки.

 

Способы проведения соревнований Выбор способа соревнований зависит  от поставленных целей, количества участников и места проведения. Кроме того учитываются возможности судейской  коллегии и выделенное на них время, сложившиеся традиции и др.

 

Наиболее часто встречающимися способами проведения соревнований по фехтованию являются:

 

круговой;

отборочно-круговой;

прямого выбывания;

смешанный;

в виде эстафеты;

 

Круговой способ находит  преимущественное применение в контрольных  и отборочных соревнованиях, командных  турнирах с небольшим числом участвующих  коллективов.

 

Отборочно-круговой способ предусматривает деление участников (команд) на группы (по 5-6 человек или по 3-4 команды), в рамках которых каждый спортсмен или команда проводят поединки (матчи) с каждым из соперников. Затем определенное число соревнующихся, занявших лучшие места, выходит в следующий круг состязаний.

Способ прямого выбывания  предопределяет окончание соревнования для спортсмена (команды) после первого  поражения, а также проведение в  определенных случаях "утеши-тельных" поединков между проигравшими спортсменами, победы в которых позволяют продолжить борьбу за первенство. Возможно также проведение дополнительных боев с целью выявления окончательного места участников финала.

Смешанный способ представляет собой комбинацию боев по отборочно-круговому принципу и матчей с прямым выбыванием.

Вместе с тем проведение соревнований по фехтованию допускает  различия следующего характера:

 

- в личных соревнованиях  могут выявляться места всех  участвовавших спортсменов, победителей,  призеров;

 

- в лично-командных соревнованиях,  кроме личных мест участников, параллельно определяются и результаты  команд. Все участники в этом  случае, в том числе и спортсмены  каждой из команд, включаются  в общую жеребьевку;

 

- в командных соревнованиях  определяются места команд при  ведении поединков между каждым  из спортсменов соревнующихся  коллективов или до выявления  победившей команды, а также  в определенных случаях и между  конкретными номерами команд.

 

Организационная принадлежность соревнований. Разнообразие форм организации  занимающихся в спортивных обществах, клубах, сборных командах городов, республик  и т.п. позволяет различать соревнования, проводимые по территориальному и ведомственному принципам.

 

Территориальные соревнования включают городские, районные, республиканские  и др., в которых принимают участие  фехтовальщики определенного региона  вне зависимости от принадлежности к спортивному обществу.

Информация о работе Особенности соревновательной деятельности