Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:05, реферат
Становление личности социально обусловлено общественно-экономическим строем, господствующими общественными отношениями, принадлежностью человека к определенному классу или социальной группе, условиями жизни, деятельности и общения (общество формирует взгляды, мировоззрения, идеологию и мораль человека). Человек воспринимает нормы и установки общества, социальной группы, к которой он принадлежит.
Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом
Становление личности социально обусловлено
общественно-экономическим
В конечном итоге непосредственная деятельность формирует человека. В этом смысле возможности спорта достаточно обширны. Спорт — специфическая сфера деятельности человека и формирует человека как личность в неменьшей степени, чем учебная и трудовая деятельность.
Поведение и способ жизни человека зависят от понимания своей роли в жизни общества. Эта закономерность в полной мере проявляется в спортивной деятельности. Спорт может сформировать и альтруистическую, и эгоистическую личность. Все будет определяться тем, куда направлены активность и стремления спортсмена — на пользу общества или только на себя.
Личность характеризуется
Направленность личности включает
в себя мотивы поступков и деятельности
человека, определяет всю психическую,
а порой и практическую его
деятельность. Направленность спортсмена
— в подчинении его жизненного
уклада достижению поставленной спортивной
цели. Направленность приводит к соответствующему
эмоциональному и волевому настрою,
который повышает активность человека
в одном направлении и
Направленность сама по себе еще не определяет общественное лицо спортсмена как зрелой в социальном отношении личности. Важна социальная позиция личности, т. е. система ее отношений к материальным условиям жизни, к обществу, к людям, к обязанностям — личным и общественным. Позиция личности характеризует ее нравственный облик, ее социальные установки, развитость чувства долга, обязанности.
Индивидуальность является еще одной важной характеристикой личности. Оригинальность личности связана с ее индивидуальностью, отражает специфичность развития способностей человека, стиль его деятельности, основанной на природных данных.
Общество проявляет особое внимание к спортивной деятельности, к успехам спортсменов как внутри страны, так и на международной арене. Но очень часто освещаются лишь результаты спортивной деятельности, а кропотливый, порой изнурительный труд остается вне поля зрения. Искусственно создается ореол праздной популярности. Этим можно объяснить некоторые эгоистические мотивы прихода в спорт. Широкая система поощрений особо отличившихся спортсменов также оказывает влияние на формирование многих черт личности спортсмена, влияющих на его поведение.
Какие черты личности начнут развиваться
у спортсменов во многом зависит
от того, какая социальная среда
их окружает, какие идеалы она формирует
в спорте. Социальная среда формирует
разные идеалы в социалистическом и
буржуазном обществе. Социалистическое
общество способствует формированию у
спортсменов чувства
В буржуазном обществе спорт может воспитывать, а профессиональный спорт особенно, жестокость, стяжательство, порой — быть единственным шансом «пробиться наверх».
Исследования некоторых
Было бы ошибочным считать, что
наличие социалистического
В воспитательной работе нельзя не учитывать,
что вместе с ростом спортивного
мастерства и достижений изменяется
и социальное положение спортсмена.
Ему создаются более
Роль высокой самооценки может
рассматриваться в двух аспектах.
С одной стороны, повышение уровня
самооценки у спортсменов высокого
класса может отражать их уверенность
в своих силах. С другой стороны,
у некоторых спортсменов при
резком и легком изменении их социального
статуса повышение уровня самооценки
может, очевидно, привести к самоуверенности,
к появлению «звездной болезни»
Статус и самооценка спортсмена не должны вступать в противоречие с чувством коллективизма и со своими возможностями. Поэтому самооценка должна находиться под постоянным контролем тренера. Иногда необходимо снижать ее уровень, так как при расхождении уровня самооценки спортсмена с оценкой его со стороны окружающих (например, товарищей по команде) у него может возникнуть эффект неадекватности, который сопровождается невротическими реакциями, направленными либо на себя, либо на окружающих (спортсмен ищет в них причину своих неудач). Спортсмен становится мнительным, недоверчивым, замыкается в себе, что отрицательно сказывается на психологическом климате всего коллектива.
Неблагоприятно влияет на спортсмена
обратный вариант — когда общественное
мнение оценивает возможности
Вообще вполне логично считать,
что в целом спортсменам
Как показывают исследования ряда авторов, уверенность — очень важный фактор для достижения успеха не только в области спорта.
Говоря о некоторых личностных особенностях спортсмена, можно выделить такие стороны, как эмоциональная устойчивость, твердость характера. Резких различий между личностными особенностями спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, не имеется, хотя у первых в большей степени выражены самостоятельность, независимость (Брайент Дж. Кретти, 1978).
Для эффективной деятельности тренеру необходимо учитывать наличие или отсутствие определенных личностных черт у своих воспитанников.
Создатель известной в нашей
стране школы прыгунов в высоту заслуженный
тренер СССР В. Лонский говорил, что
оценивать спортсмена надо не только
и не столько по спортивно-технической
подготовке, а прежде всего с точки
зрения его характера, морально-волевых
качеств. Даже очень одаренным людям,
чтобы реализовать неординарные
возможности, нужны волевые привычки.
Некоторые психологи
Психологи обнаружили, что люди с устойчивым трудолюбием (с развитой волевой привычкой к труду) меньше подвержены заболеваниям, особенно психическим; их отличает большая физическая и эмоциональная стабильность. Привычка к регулярному труду — основа человеческого существования. Но мы не ставили задачу рассмотреть вопросы трудового воспитания и воспитания волевых привычек. Мы хотели дать представление об общих проблемах формирования личности и, в частности, раскрыть некоторые аспекты проблемы формирования личности в процессе занятии физической культурой и спортом.