Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:05, реферат

Краткое описание

Становление личности социально обусловлено общественно-экономическим строем, господствующими общественными отношениями, принадлежностью человека к определенному классу или социальной группе, условиями жизни, деятельности и общения (общество формирует взгляды, мировоззрения, идеологию и мораль человека). Человек воспринимает нормы и установки общества, социальной группы, к которой он принадлежит.

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние физ-ры на формирование личности.docx

— 18.76 Кб (Скачать файл)

Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом

Становление личности социально обусловлено  общественно-экономическим строем, господствующими общественными  отношениями, принадлежностью человека к определенному классу или социальной группе, условиями жизни, деятельности и общения (общество формирует взгляды, мировоззрения, идеологию и мораль человека). Человек воспринимает нормы  и установки общества, социальной группы, к которой он принадлежит. Человек с возрастом взаимодействует  со все большим числом социальных групп. В каждой группе он воспринимает характерные для нее социальные установки и нормы поведения. В семье он получает, например, представление  о родственных отношениях, об относительной  автономности жизни семьи. В школе  он усваивает правила общественной жизни. На производстве — этику производственных отношений и т. д. Для становления  человека как личности в большей  мере имеют значение не количество контактов, а их разнообразие. Контакты с различными социальными группами делают человека духовно богаче, более  зрелым в социальных отношениях.

В конечном итоге непосредственная деятельность формирует человека. В  этом смысле возможности спорта достаточно обширны. Спорт — специфическая  сфера деятельности человека и формирует  человека как личность в неменьшей  степени, чем учебная и трудовая деятельность.

Поведение и способ жизни человека зависят от понимания своей роли в жизни общества. Эта закономерность в полной мере проявляется в спортивной деятельности. Спорт может сформировать и альтруистическую, и эгоистическую  личность. Все будет определяться тем, куда направлены активность и стремления спортсмена — на пользу общества или  только на себя.

Личность характеризуется направленностью, социальной позицией, индивидуальностью.

Направленность личности включает в себя мотивы поступков и деятельности человека, определяет всю психическую, а порой и практическую его  деятельность. Направленность спортсмена — в подчинении его жизненного уклада достижению поставленной спортивной цели. Направленность приводит к соответствующему эмоциональному и волевому настрою, который повышает активность человека в одном направлении и притормаживает в другом, отодвигает на задний план иные интересы и мотивы. Однако направленность в ряде случаев может приводить  и к одностороннему развитию личности. Например, подобное может произойти  у спортсмена из-за дефицита свободного времени. Практика показывает, что подобные явления не такая уж большая редкость. Поэтому тренер должен целенаправленно  решать вопрос духовного развития спортсменов, поскольку в процессе самой спортивной деятельности развиваются и реализуются  в большей степени физические возможности человека.

Направленность сама по себе еще  не определяет общественное лицо спортсмена как зрелой в социальном отношении  личности. Важна социальная позиция  личности, т. е. система ее отношений  к материальным условиям жизни, к  обществу, к людям, к обязанностям — личным и общественным. Позиция  личности характеризует ее нравственный облик, ее социальные установки, развитость чувства долга, обязанности.

Индивидуальность является еще  одной важной характеристикой личности. Оригинальность личности связана с  ее индивидуальностью, отражает специфичность  развития способностей человека, стиль  его деятельности, основанной на природных  данных.

Общество проявляет особое внимание к спортивной деятельности, к успехам  спортсменов как внутри страны, так  и на международной арене. Но очень  часто освещаются лишь результаты спортивной деятельности, а кропотливый, порой изнурительный труд остается вне поля зрения. Искусственно создается ореол праздной популярности. Этим можно объяснить некоторые эгоистические мотивы прихода в спорт. Широкая система поощрений особо отличившихся спортсменов также оказывает влияние на формирование многих черт личности спортсмена, влияющих на его поведение.

Какие черты личности начнут развиваться  у спортсменов во многом зависит  от того, какая социальная среда  их окружает, какие идеалы она формирует  в спорте. Социальная среда формирует  разные идеалы в социалистическом и  буржуазном обществе. Социалистическое общество способствует формированию у  спортсменов чувства коллективизма, интернационализма, гордости за Свою Родину.

В буржуазном обществе спорт может  воспитывать, а профессиональный спорт  особенно, жестокость, стяжательство, порой — быть единственным шансом «пробиться наверх».

Исследования некоторых зарубежных авторов указывают отнюдь не на положительную  изменчивость некоторых нравственных качеств. Кистлер и Ригардсон (США), исследуя в разное время ценностные ориентации студентов университета, установили, что у спортсменов  отношение к таким понятиям, как  спортивная честь, благородство, было менее благоприятным, чем у неспортсменов. Однако авторы не увидели в этой закономерности социальных причин.

Было бы ошибочным считать, что  наличие социалистического общества уже само по себе гарантирует непринятие некоторых отрицательных влияний  общественного внимания к спортсменам. Чтобы создать подобный иммунитет, необходимо проводить большую воспитательную работу.

В воспитательной работе нельзя не учитывать, что вместе с ростом спортивного  мастерства и достижений изменяется и социальное положение спортсмена. Ему создаются более благоприятные  условия для тренировок, к нему повышается внимание руководителей  спортивных организаций, прессы, болельщиков. Спортсмен начинает понимать, что  не только он зависит от других, но и  другие зависят от него. Как показывают исследования, значительно повышается уровень самооценки.

Роль высокой самооценки может  рассматриваться в двух аспектах. С одной стороны, повышение уровня самооценки у спортсменов высокого класса может отражать их уверенность  в своих силах. С другой стороны, у некоторых спортсменов при  резком и легком изменении их социального  статуса повышение уровня самооценки может, очевидно, привести к самоуверенности, к появлению «звездной болезни». У спортсменов может укрепиться мнение, что они незаменимы в команде, что они и так все могут. Отсюда — снижение требовательности к себе, ухудшение дисциплины и  как следствие этого — снижение спортивных результатов.

Статус и самооценка спортсмена не должны вступать в противоречие с чувством коллективизма и со своими возможностями. Поэтому самооценка должна находиться под постоянным контролем  тренера. Иногда необходимо снижать  ее уровень, так как при расхождении  уровня самооценки спортсмена с оценкой  его со стороны окружающих (например, товарищей по команде) у него может  возникнуть эффект неадекватности, который  сопровождается невротическими реакциями, направленными либо на себя, либо на окружающих (спортсмен ищет в них  причину своих неудач). Спортсмен  становится мнительным, недоверчивым, замыкается в себе, что отрицательно сказывается на психологическом  климате всего коллектива.

Неблагоприятно влияет на спортсмена обратный вариант — когда общественное мнение оценивает возможности спортсмена выше, чем оценивает их он сам  и чем они есть в действительности, и когда спортсмен в результате этого берет повышенные обязательства. В этом случае возникает ситуация психологического стресса: спортсмен  воспринимает внешние требования и  ожидания, соотносит их со своими возможностями  и поскольку требования, по его  мнению, завышены, оценивает ситуацию как угрожающую его престижу. В  результате спортсмен, ссылаясь на физическое заболевание, начинает избегать тех  соревнований, в которых победа кажется  ему проблематичной. У спортсмена появляется боязнь проигрыша.

Вообще вполне логично считать, что в целом спортсменам свойственна  уверенность в себе. Однако, очевидно, и то, что в спорте могут оказаться  люди, изначально не обладающие уверенностью. Такие спортсмены могут пытаться скрыть за внешней общительностью и  физической активностью чувство  собственной неадекватности и неуверенности  в себе. Внимательный тренер должен знать, кто из его воспитанников  уверен в себе, а кто нет, и в  случае необходимости оказывать  последним эмоциональную и словесную  поддержку. Более уверенный в  себе спортсмен будет иначе реагировать  на похвалу и порицание тренера, чем тот, кто не уверен в себе. Как общее чувство неуверенности, так и неуверенность в специфических  спортивных ситуациях зарождается  в раннем детстве, а затем уже  в более поздние периоды жизни  формируется в условиях соревновательной борьбы. Ситуация вечно запасного  или вечно «подающего» надежды, но неоправдывающего эти надежды  как раз та самая, которая взращивает в спортсмене комплекс неуверенности.

Как показывают исследования ряда авторов, уверенность — очень важный фактор для достижения успеха не только в  области спорта.

Говоря о некоторых личностных особенностях спортсмена, можно выделить такие стороны, как эмоциональная  устойчивость, твердость характера. Резких различий между личностными  особенностями спортсменов, занимающихся индивидуальными и командными видами спорта, не имеется, хотя у первых в  большей степени выражены самостоятельность, независимость (Брайент Дж. Кретти, 1978).

Для эффективной деятельности тренеру  необходимо учитывать наличие или  отсутствие определенных личностных черт у своих воспитанников.

Создатель известной в нашей  стране школы прыгунов в высоту заслуженный  тренер СССР В. Лонский говорил, что  оценивать спортсмена надо не только и не столько по спортивно-технической  подготовке, а прежде всего с точки  зрения его характера, морально-волевых  качеств. Даже очень одаренным людям, чтобы реализовать неординарные возможности, нужны волевые привычки. Некоторые психологи предполагают, что способность к волевому напряжению, целеустремленность, умение эффективно организовать свою деятельность— все  эти навыки «дефицитнее», чем даже высокий интеллект. И уж во всяком случае не менее важны для человека.

Психологи обнаружили, что люди с  устойчивым трудолюбием (с развитой волевой привычкой к труду) меньше подвержены заболеваниям, особенно психическим; их отличает большая физическая и  эмоциональная стабильность. Привычка к регулярному труду — основа человеческого существования. Но мы не ставили задачу рассмотреть вопросы  трудового воспитания и воспитания волевых привычек. Мы хотели дать представление  об общих проблемах формирования личности и, в частности, раскрыть некоторые  аспекты проблемы формирования личности в процессе занятии физической культурой  и спортом.


Информация о работе Особенности формирования личности в процессе занятий физической культурой и спортом