Педагогический контроль и оценка функциональной подготовленности юных лыжников-гонщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 20:51, статья

Краткое описание

На протяжений многих десятилетий проблема управления процессом многолетней спортивной тренировки остается одной из наиболее актуальных в лыжном спорте. За последнее время высказываются мнения, что весь процесс подготовки спортсмена должен рассматриваться и развертываться как целостная управляемая система. Управление, по существу, включает в себя все многообразие деятельности тренера, планирующего и организующего процесс тренировки, руководящего всей деятельностью спортсмена, направленной на решение разнообразных задач обучения, воспитания, повышения функциональных возможностей и достижения высокого спортивного мастерства.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья-Педагогический контроль и оценка функциональной подготовленности юных лыжников-гонщиков.docx

— 30.94 Кб (Скачать файл)

Педагогический контроль и оценка функциональной подготовленности юных лыжников-гонщиков

Филиппова Е. Н., к. п. н., доцент кафедры спортивных дисциплин и

безопасности жизнедеятельности, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева»

 

На протяжений многих десятилетий проблема управления процессом многолетней спортивной тренировки остается одной из наиболее актуальных в лыжном спорте. За последнее время высказываются мнения, что весь процесс подготовки спортсмена должен рассматриваться и развертываться как целостная управляемая система. Управление, по существу, включает в себя все многообразие деятельности тренера, планирующего и организующего процесс тренировки, руководящего всей деятельностью спортсмена, направленной на решение разнообразных задач обучения, воспитания, повышения функциональных возможностей и достижения высокого спортивного мастерства.

Для решения практических задач выделяют этапный, текущий и оперативный контроль в тренировке спортсменов. Этапный контроль является наиболее объективным и информативным в оценке функциональной подготовленности спортсмена. От полноты и достоверности информации, при проведении этого контроля зависит дальнейшее содержание программ и учебно-тренировочной работы.

Выделяют несколько направлений контроля за ходом подготовки лыжников:

– систематическое и подробное фиксирование фактического выполнения индивидуального плана по объему и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок;

– ежедневное определение функционального состояния спортсмена, его работоспособности, переносимости нагрузок, восстановления, настроения, желания тренироваться и др., с учетом данных ежедневного самоконтроля спортсмена, наблюдений тренера за ходом тренировки и ее эффективностью и т. д.;

– измерение показателей по комплексу контрольных упражнений ОФП и СФП, проводимое не реже 4 раз в год;

– фиксирование контрольных и соревновательных результатов [3].

В лыжном спорте, для определения эффективности тренировочного процесса, часто используются комплексные этапные обследования (на отдельных этапах подготовки) и проведение контрольных тренировок (ежемесячный контроль). В подготовительном периоде для лыжников-гонщиков в качестве контрольных упражнений рекомендуют бег по пересеченной местности, а в соревновательном – прохождение различных контрольных дистанций с соревновательной скоростью, которые являются наиболее адекватными показателями подготовленности лыжника-гонщика.

Основные требования, предъявляемые к врачебно-педагогическому контролю, - это объективность, регулярность проведения, доступность контрольных упражнений, достаточная информативность и надежность используемых тестов и функциональных проб.

Любая тренировочная и особенно соревновательная нагрузки включают в себя множество компонентов, способствующих возникновению как положительных, так и отрицательных функциональных сдвигов в организме. Поэтому необходим систематический и полноценный контроль за тренировочными нагрузками, который рассматривается во взаимодействии с контролем за состоянием спортсмена [2].

В процессе спортивной тренировки следует соблюдать индивидуальный подход к занимающимся, т.е. учитывать их индивидуальные особенности для наиболее полного развития физических качеств. Необходимость индивидуального обучения обусловлена также половыми и возрастными различиями, состоянием здоровья и уровнем тренированности, типологическими и личностными особенностями реагирования на нагрузку, факторами внешней среды, стилем работы и др.

Следует отметить, что в индивидуальной подготовке юных спортсменов к основным критериям относятся возрастные особенности и гетерохронность в развитии отдельных функций и систем организма, сенситивные периоды развития двигательных качеств, степень биологической зрелости, способность адаптации к тренировочным нагрузкам различной направленности, объема и интенсивности [4].

На ранних этапах подготовки индивидуальность тренировочного процесса связывается с классификацией и учетом морфофункциональных особенностей и двигательных способностей занимающихся, оценкой темпов их развития, разработкой критериев для оценки способностей к обучению различным упражнениям и формированию двигательных навыков, исследованием индивидуальных свойств нервной системы и темперамента.

При оценке функциональной подготовленности учитывают три основные формы функционального состояния организма спортсмена – перманентное, текущее и оперативное. Оценка функционального состояния должна базироваться на сравнительной характеристике обследуемого с другими спортсменами, или с использованием результатов, полученных в разное время у одного и того же спортсмена.

Для оценки индивидуальных особенностей функционального состояния юных спортсменов наиболее адекватны комплексные критерии, отражающие мощность, экономичность и устойчивость функционирования кардио-респираторной системы и энергообеспечения организма спортсмена. Также необходимо учитывать их индивидуальные особенности физической подготовленности, определяемые на основании комплексных критериев, включающих оценку уровня развития физических качеств, функционального состояния, общей и специальной работоспособности [1].

Таким образом, в настоящее время оценка функционального состояния и индивидуальной подготовки спортсменов вызывают определенные трудности из-за отсутствия единых шкал единиц измерения и единых нормативно-согласованных методик и тестов. Построение тренировочного процесса только на основе показателей контрольных нормативных тестов едва ли можно считать достаточным, из-за отсутствия информации о влиянии нагрузки на организм спортсменов. Недостаточная информативность контроля функциональной подготовленности лыжников может привести к неоправданному занижению, а чаще к превышению объема тренировочных нагрузок, что особенно опасно для юных спортсменов.

 

Литература

  1. Губа, В. П. Индивидуальные особенности юных спортсменов : посо-бие для тренера / В. П. Губа, В. Г. Никитушкин, П. В. Квашук. – Смоленск : Наука и спорт, 1997. – 219 с.
  2. Кошкарев, Л. Т. Текущий контроль за тренировочными и соревно-вательными нагрузками лыжников-гонщиков / Л. Т. Кошкарев, К. С. Дунаев // Теория и практика физической культуры. –1984. – № 3. – С. 3-5.
  3. Мартынов, В. С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта : учеб. пособие / В. С. Мартынов. – М. : Полиграфист, 1990. – 180 с.
  4. Филиппова, Е. Н. Интегральный показатель соревновательной готовности юных лыжников-гонщиков 13-14 лет / Е. Н. Филиппова,                   И. Ю. Радчич // Материалы международной научно-методической конференции «Восток-Россия-Запад. Физическая культура и спорт в развитии здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий». – Иркутск :  ИГТУ, 2005. – С. 235-238.

 

 


Информация о работе Педагогический контроль и оценка функциональной подготовленности юных лыжников-гонщиков