Плавание – один из методов корректировки осанки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:03, реферат

Краткое описание

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны. Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % людей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %.

Содержание

1 Введение
2 Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки
-воспитательное
-эмоциональное
-оздоровительно-гигиеническое
-прикладное
-лечебное
3 Показания и противопоказания к занятиям по плаванию
4 Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки
5 Принципы и методика лечебного плавания
6 Заключение
7 Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат физ-ра.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

                                                    

                                                                 Экономико-математический факультет

                                                        Кафедра физвоспитания

 

Реферат

по дисциплине «Физическая культура»

на тему «Плавание – один из методов корректировки осанки»

Выполнил: студент 2 курса

очной  формы обучения

группы Э-21

                                                                                      Газизова Ч.Ф

Преподаватель:

Гатина А.М.

 

 

Нефтекамск 2014

СОДЕРЖАНИЕ


 

1 Введение 

2 Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

-воспитательное

-эмоциональное

-оздоровительно-гигиеническое

-прикладное

-лечебное

3 Показания и противопоказания к занятиям по плаванию

4 Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

5 Принципы и методика лечебного плавания

6 Заключение

7 Список использованных  источников и  литературы

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Осанка – привычное положение тела в покое и в движении, это поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без лишнего мышечного напряжения. Осанка отражает не только физическое, но и психическое состояние человека, его настроение и даже характер. Правильная осанка – это не только красиво, это залог того, что вы уверены в себе и благополучны.

Вопросы обучения, воспитания, развития детей с нарушением осанки очень актуальны в современном мире. По данным НИИ детской ортопедии им. Г.И.Турнера в России нарушение осанки выявлено у 60–80 % людей, частота искривлений позвоночника за последние годы увеличилась с 4 % до 12 %.

В сложившейся ситуации посильную помощь людям с нарушением осанки могут оказать не только врачи, но и инструктора по физической культуре спортивных учреждений. За состоянием осанки нужно следить с раннего возраста. В этом смысле неоценимо значение плавания, как средства коррекции и профилактики осанки у детей дошкольного возраста. Потому что только плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц. Плавание является частью комплексной программы профилактики и коррекции осанки.

В работе представлена примерные упражнения для занятий в бассейне (рекомендуемые специалистами), также задачи, средства и методы коррекции осанки с помощью плавания в спортивных учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение плавания в профилактике и лечении нарушений осанки

Плавание способствует укреплению здоровья, привитию жизненно-важных навыков, воспитанию морально-волевых качеств. Оно имеет большое воспитательное, оздоровительно-гигиеническое, лечебное, эмоциональное и прикладное значение.

Воспитательное значение. Зависит от организации процесса. Систематические занятия по плаванию в детском саду воспитывают чувство товарищества, дисциплины и организованности, трудолюбия и уверенности в своих силах. Разнообразные упражнения на занятиях способствуют совершенствованию двигательных способностей.

Эмоциональное значение. Заключается в снятии психологической напряженности у людей, создании оптимистического настроения.

Оздоровительно-гигиеническое значение. Состоит не только в воздействии физических упражнений на организм человека, но и в благоприятном воздействии на него воды. Вода очищает и укрепляет кожу, оказывает положительное влияние на нервную систему, активизирует обмен веществ, улучшает деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Пребывание в воде совершенствует теплообмен, закаливает организм. Давление воды на грудную клетку вызывает усиленную деятельность мускулатуры. Ритмичное и глубокое дыхание при плавании способствуют повышению подвижности грудной клетки и увеличению жизненной емкости легких. Вода оказывает воздействие на двигательный аппарат, увеличивая силу мышц. Плавание повышает устойчивость вестибулярного аппарата, заставляет все нервные клетки работать в полную силу.

Прикладное значение. Состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни умения плавать, нырять, ориентироваться в воде.

Лечебное значение. Плавание – важное звено комплексной программы по коррекции нарушений осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Вытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуются координация движений, формируется чувство правильной осанки. Занятия в воде при нарушениях осанки позволяют решить сразу две задачи: коррекция при нарушениях из разгрузочного положения и закаливание (особенно необходимое для ослабленных детей).

Показания и противопоказания к занятиям по плаванию

Плавание рекомендуется всем, кто имеет нарушение осанки, независимо от степени и вида искривления.

Так, абсолютными противопоказаниями для занятий являются: клинически выраженная недостаточность кровообращения; обострение хронической коронарной недостаточности; инфаркт миокарда (менее 12 месяцев); аневризма сердца и аорты; угроза тромбоэмболических осложнений; угроза кровотечений; органические заболевания нервной системы с нарушением ее функций; заболевания крови; злокачественные новообразования; желчнокаменная и мочекаменная болезни с частыми болевыми приступами; острые воспалительные заболевания почек; миокардиты любой этиологии; большинство пороков сердца; острые инфекционные заболевания и их обострения; артериальная гипертензия; гипертрофия сердца; легочная недостаточность с уменьшением ЖЕЛ; беременность более 22 недель; ожирение 3-4 степени; значительная близорукость с изменением глазного дна; сахарный диабет (тяжелая форма).

Задачи плавания как средства коррекции нарушений осанки

Основные задачи коррекционных и физических упражнений на суше и в воде заключается в следующем:

  • разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для нормального роста тел позвонков и восстановления правильного положения тела;
  • воспитание правильной осанки;
  • улучшение координации движений;
  • увеличение силы и тонуса мышц;
  • коррекция плоскостопия;
  • постановка правильного дыхания;
  • улучшение функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • закаливание;
  • приобретение навыков плавания – освоение плавания;
  • развитие волевых качеств;
  • эмоциональная разрядка.

Порядок применения упражнений на занятиях по плаванию

  • дыхательные упражнения;
  • упражнения подготовительные;
  • упражнения, активно вытягивающие позвоночник – брасс на груди с удлиненной фазой скольжения;
  • упражнения с асимметричным исходным положением для плечевого или тазового пояса;
  • упражнения для коррекции плоскостопия;
  • упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание, плавание в ластах);
  • свободное плавание и игры.

ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

  • Существуют общие принципиальные положения, обеспечивающие эффективность воздействия лечебных физических упражнений как на суше, так и в воде:
  • —  они должны сопровождать все фазы лечения сколиоза;
  • —  применяемые изолированно от комплекса терапевтических мер, ни лечебная физкультура, ни плавание не дают эффекта в лечении прогрессирующих форм сколиоза;
  • —  вместе с тем, какие бы лечебные физические упражнения ни применялись, они не будут эффективными, если проводятся без учета функциональных возможностей сердечно-сосудистой, мышечной и других систем организма ребенка. Для получения благоприятного эффекта от лечебной физкультуры и плавания необходимо наличие достаточных резервных сил в самом организме, ибо перегрузка исчерпывает ресурсы организма и наступает состояние общего переутомления. Поэтому дозирование нагрузки обязательно должно идти под контролем силовой выносливости мышц и других функциональных проб.
  • Непосредственно при проведении плавания с детьми, больными сколиозом, необходимо учитывать следующие требования:
  • - подбирать плавательные упражнения и стиль плавания строго индивидуально;
  • -   обращать особое внимание на постановку правильного дыхания;
  • - учитывать при подборе исходного положения и индивидуальных специальных корригирующих упражнений тип сколиоза, степень искривления, изменения позвоночника в сагиттальной плоскости (кифозирование спины или лордоз грудного отдела), состояние мышечной системы и уровня физической подготовленности, наличие сопутствующих заболеваний других органов, не являющихся противопоказанием к   плаванию;
  • - предварительно осваивать элементы каждого упражнения на суше,   учитывая   нарушения   координации   у   больных   сколиозом;
  • - исключать упражнения, мобилизующие позвоночник, увеличивающие его гибкость;
  • -  исключать упражнения, вращающие позвоночник с колебаниями вокруг продольной вертикальной оси туловища;
  • - обеспечивать контроль за строгой стабилизацией позвоночника в положении коррекции;
  • - исключать использование приспособлений для пассивного вытяжения позвоночника;
  • - добиваться увеличения паузы скольжения с самовытяжением позвоночника;
  • -  осторожно применять деторсионные упражнения в воде в связи с тем, что их выполнение технически очень сложно и неправильное выполнение принесет вред, заключающийся в увеличении торсии и нестабильности позвоночника.

 

МЕТОДИКА ЛЕЧЕБНОГО ПЛАВАНИЯ

 

  • Исходя из этих требований основным стилем плавания для лечения сколиоза  является брасс на груди с удлиненной паузой скольжения, во время которой позвоночник максимально вытягивается, а мышцы туловища статически напряжены. При этом стиле плечевой пояс располагается параллельно поверхности воды и перпендикулярно движению, движения рук и ног симметричны, производятся в одной плоскости. Возможности увеличения подвижности позвоночника и вращательных движений корпуса и таза, крайне нежелательные при сколиозе, при этом стиле минимальны.
  • При плавании стилями кроль, баттерфляй и дельфин во время гребковых движений рук возникают вращательные движения в позвоночнике и движения в поясничном отделе в переднезаднем направлении, увеличивающие мобильность позвоночника и скручивающий момент. Поэтому в чистом виде эти способы не могут применяться в лечебном плавании детей со сколиозом. Однако кроль — наиболее физиологически приближен к ходьбе, и с него начинается обучение плаванию. При плоскостопии полезно использовать движение ногами стилем кроль (для усиления воздействия на мышцы стопы — плавание в ластах). При плоской спине, когда вместо физиологического грудного кифоза у ребенка имеется уплощение — лордоз грудного отдела позвоночника, возможно ввести в комплекс работу стилем баттерфляй, в пол-гребка, без вь1носа рук из воды. Не следует забывать, что стили баттерфляй и дельфин различаются лишь работой ног. В стиле баттерфляй ноги работают брассом, а в стиле дельфин ноги соединены вместе, поэтому при толчке ногами происходит активное сгибание-разгибание в поясничном отделе позвоночника. В связи с этим стиль дельфин недопустим при сколиозе. При выраженном увеличении грудного кифоза рекомендуется 40% времени занятий отводить плаванию стилем брасс на спине.
  • Подбор плавательных упражнений учитывает степень сколиоза.
  • При сколиозе Iстепени используют только симметричные плавательные упражнения: брасс на груди, удлиненная пауза скольжения, кроль на груди для ног, проплывание скоростных участков под контролем функциональных проб.
  • При сколиозе II—IIIстепени задача коррекции деформации вызывает необходимость применения асимметричных исходных положений. Плавание в позе коррекции после освоения техники брасс на груди должно занимать на уроке 40—50%- времени. Это значительно снимает нагрузку с вогнутой стороны дуги позвоночника.
  • При IVстепени сколиоза на первый план выдвигается задача не коррекции деформации, а улучшения общего состояния организма, функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В связи с этим используют, как правило, симметричные исходные положения. Особое внимание уделяют дыхательным упражнениям. Однако для тренировки сердечно-сосудистой системы и повышения силовой выносливости мышц необходимо индивидуально вводить под строгим контролем проплывание коротких скоростных отрезков.
  • Чрезвычайно важно совершенствовать технику плавания особенно у тех больных, у которых почти постоянным симптомом является нестабильность позвоночника. Большая разница между углом искривления позвоночника, определяемым по рентгенограмме в положении лежа и стоя, требует максимального исключения при плавании движений позвоночника в переднезаднем направлении и вращений позвоночника.
  • Для людей со сколиозом II—IIIстепени подбирается исходное положение коррекции строго индивидуально и в зависимости от типа сколиоза.
  • Так, при грудном типе сколиоза с вершиной на 8—9 грудном позвонке для снижения компрессии с вогнутой стороны дуги применяют асимметричные исходные положения для плечевого пояса: рука с вогнутой стороны сколиоза выносится при плавании вперед (при стоянии—вверх).
  • При поясничном типе (вершина дуги на 2—3-м поясничных позвонках) и грудопоясничном типе (вершина дуги на 12-м грудном или 1-м поясничном позвонках) сколиоза для коррекции дуги могут быть использованы асимметричные исходные положения для тазового пояса: при плавании нога с выпуклой стороны поясничной дуги отводится с фиксацией таза на доске.
  • При комбинированном типе сколиоза с двумя первичными дугами (грудной и поясничной) особое внимание уделяется коррекции   грудной дуги.
  • При подборе плавательных упражнений учитывается и деформация позвоночника в сагиттальной плоскости   (лордоз или кифоз).

Информация о работе Плавание – один из методов корректировки осанки